Цели – обобщить и систематизировать знания учащихся о квадратичной функции: повторить изученные приемы исследования свойств функции, методы построения графиков; закрепить и упрочить умения и навыки учащихся по данной теме, показать ее прикладной характер, ориентировать на использование полученных знаний при дальнейшем изучении математики.
План урока:
- Разминка.
- Фронтальная работа по построению графика квадратичной функции и исследованию ее свойств.
- Работа в группах по построению графика квадратичной функции с модулем.
- Решение задачи, носящей прикладной характер, с применением свойств квадратичной функции.
- Тест, контролирующий знания учащихся по теме.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем вести разговор об одном из важных разделов математики – функциональной зависимости. Прежде всего вспомним определение функции.
Ученик: Функция – это такая зависимость переменной у от переменной х, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
Учитель: Какую функцию называют квадратичной? Что является ее графиком?
Ученик: Квадратичной функцией называется функция. которую можнозадать формулой вида y = ax2 + bx + c, где x – независимая переменная, a, b и с – некоторые числа, причем а 0. График – парабола.
Учитель: С какими способами построения графиков квадратичной функции мы познакомились?
Ученик:
- способ выделения полного квадрата и дальнейшего построения с использованием искусственных преобразований;
- построение графика на основании специального исследования квадратного трехчлена.
Учитель: Повторим некоторые этапы построения графиков квадратичной функции при выполнении теста – разминки.
I. Разминка (ученики устно отвечают на вопросы теста, подготовленного на карточки или слайды). В это время предложить трем ученикам самостоятельно решить на доске задачи.
Тест:
- Какому графику соответствует функция, заданная формулой y = x2 – 2? (Рисунок 1)
Рисунок 1
- На каком из рисунков изображен график функции (Рисунок 2)
Рисунок 2
- Функция задана формулой . На каком из рисунков изображен ее график? (Рисунок 3)
Рисунок 3
- Функция задана формулой . Каковы координаты вершины параболы?
a (2; – 7).
b (– 2; 24).
c (2; 25). - Каково наибольшее значение функции, заданной формулой ?
a 5.
b 7.
c –7.
Ответы: 1b; 2c; 3b; 4a; 5b.
Индивидуальные задания на доске:
1. Параболу у = 2х2 сдвинули влево на 3 единицы и вниз на 5 единиц. Задайте формулой функцию, график которой получился в результате таких преобразований.
Решение: у = 2(х + 3)2 – 5.
2. Найдите область значений функции у = х2 – 2х.
Решение:Функция ограничена снизу, у0 ===1, E(f) = (2; +)
3. Постройте график функции у = (3 – x)(х+ 1).
Решение: у = - х2 + 2х +3. Нули функции: х1 = – 1 ; х2 = 3. =
(3 – 1)(1 + 1) = 4. (1; 4) – вершина параболы, ветви вниз.
II. Фронтальная работа.
Задание классу (ученик у доски):
Постройте график функции у = - х2+ 6х – 5.
По графику проведите исследование свойств функции.
Индивидуальные задания на карточках:
1. Определите, при каких значениях с наименьшее значение функции у = 2х2 + 16х + с равно 2.
Решение:
; ; .
2. Определите, при каких значениях b и c вершиной параболы у = х2 + bx + c является точка А(–2; –1).
Решение: ; –2 = ; b = 4. ; ; ; .
III. Работа в группах.
Задание группам:
Построить график функции y = |x2 – 4x + 3|. Какие виды преобразований необходимо выполнить, чтобы получить данный график из графика функции y = x2.
Решение:
Виды преобразований:
- смещение вправо на 2 единицы;
- смещение вниз на 1 единицу;
- симметрия относительно оси Ох отрицательной части графика.
Дополнительно: Построить график функции у = 3х2 + 6|х| + 6.
Индивидуальные задания на карточках (ученики выполняют на доске, объясняют решение классу после работы по группам):
1. Найти наибольшее значение функции у = - 1,5(х – 1)2 на отрезке [0; 2]
Решение: х0 = 1 [0; 2], функция ограничена сверху, унаиб = у(1) = 0.
2. Найти наименьшее значение функции у = 2(х +3)2 на отрезке [– 4; 1]
Решение: х0 = -3 [– 4; 1], Функция ограничена снизу, унаим = у(-3) = 0.
3. По графику у = ах2 + bx + c определите знаки чисел a, b, c. (рисунок 4)
Решение:
- ветви вниз a < 0
- > 0, a < 0 b > 0
- при x = 0 y = c > 0
Рисунок 4
IV. Решение задачи с практическим содержанием на применение свойств квадратичной функции. (Ученик у доски)
Требуется оградить прямоугольную площадку, примыкающую к стене. Забор должен иметь длину 60 м. Какой должна быть длина и ширина площадки, чтобы площадь ее была бы наибольшей?
Решение:
Пусть х м – ширина площадки, тогда длина ее будет равна (60 – 2х) м, а площадь составит у = х(60 – 2х) м2 .Выделим полный квадрат:
у = -2(х2 – 30х) = -2(х2 – 30х + 225 – 225)= -2(х – 15)2 + 450.
При х = 15 унаиб = 450. Ширина – 15 м, длина – 30 м.
V. Тест.
Вариант I
- Какая линия является графиком функции у = – (х – 3)2 + 2?
А. Прямая, проходящая через начало координат.
Б. Прямая, не проходящая через начало координат.
В. Парабола.
Г. Гипербола. - График функции у = 2(х + 2)2 получается из графика функции у =2х2 сдвигом на две единицы:
А. Вправо.
Б. Влево.
В. Вверх.
Г. Вниз. - Найдите наименьшее значение функции у = 3(х – 2)2 на отрезке [–2; 5].
А. 0.
Б. –12.
В. 12.
Г. 27. - Какая из перечисленных функций является ограниченной сверху?
А. у = 2х2 – 5х + 3.
Б. у = 3х2 – 1.
В. у = -3х2 + х + 1.
Г. у = . - Уравнение оси симметрии параболы у = –3х2 + 5х + 1 имеет вид:
А. .
Б. .
В. .
Г. .
Вариант II
- Какая линия является графиком функции у = – (х + 2)2 - 4?
А. Прямая, проходящая через начало координат.
Б. Прямая, не проходящая через начало координат.
В. Парабола.
Г. Гипербола. - График функции у = 3х2 – 2 получается из графика функции у =3х2 сдвигом на две единицы:
А. Вправо.
Б. Влево.
В. Вверх.
Г. Вниз. - Найдите наименьшее значение функции у = 3(х + 2)2 на отрезке [–2; 1].
А. 0.
Б. –12.
В. 12.
Г. 27. - Какая из перечисленных функций является ограниченной снизу?
А. у = –2х2 – 5х + 3.
Б. у = 3х2 – 1.
В. у = -3х2 + х + 1.
Г. у = . - Уравнение оси симметрии параболы у = 2х2 – 7х + 1 имеет вид:
А. .
Б. .
В. .
Г. .
Ответы:
- Вариант I: Г Б Г Б В
- Вариант II: Б А А В В
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание.
Домашняя контрольная работа
Вариант I
- Разложите на множители квадратные трехчлены:
а) х2 – 12х + 35;
б) 7у2+ 19у - 6 - Постройте график функции у = х2 – 6х + 5. Найдите с помощью графика:
а) нули функции;
б) промежутки знакопостоянства;
в) промежуток, в котором функция возрастает. - Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7
- Сократите дробь:
- Найдите промежутки монотонности функции y = x2 – 5|x| +4.
Вариант II
- Разложите на множители квадратные трехчлены:
а) х2 – 18х + 45;
б) 9у2+ 25у - 6 - Постройте график функции у = х2 – 8х + 13. Найдите с помощью графика:
а) нули функции;
б) промежутки знакопостоянства;
в) промежуток, в котором функция убывает. - Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х - 4
- Сократите дробь:
- Найдите промежутки монотонности функции y = x2 – 6|x| +5.