Урок обобщения знаний "Технология хранения, поиска и сортировки информации" (11-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 11


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.

Не так важно приобретенное знание,
как развитие способности мышления.
Образование есть то, что остается,
когда все выученное забыто.
Макс Лауэ

Цель: закрепление и систематизация знаний и умений учащихся при работе БД, в том числе с использованием нестандартных заданий.

  • обучающие – повторить и систематизировать навыки работы построения форм, запросов на выборку, стимулировать интерес учащихся к созданию информационных моделей и построения баз данных;
  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
  • воспитательные – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Методическое обеспечение урока:презентация по теме урока, подготовленные в Power Point, дидактические печатные материалы по теме занятия (см. приложения).

Каждый учащийся получает: карту с практическим заданием по БД.

Раздел программы по информатике и ИКТ: СУБД Microsoft Access.

Учащиеся знакомы с понятиями: база данных, таблица, поле, запись, ключевое поле, связь между таблицами, форма, запрос.

Учащиеся умеют работать с объектами СУБД Microsoft Access: таблица, запрос, форма, отчет.

Этапы урока


Этапы урока

Виды деятельности

 1

Организационный момент

  •  приветствие;
  • объявление темы урока;
  • рассказ о ходе занятия.

 2

Актуализация опорных знаний

  •  повторение основных понятий.

 

3

Практическая работа

  • выполнение учащимися обязательных упражнения на основе созданной нами БД, заданий углубленного уровня.

4

Самостоятельная работа

  • работа с тестом по теме БД взятых из ЕГЭ.

5

Рефлексивный этап

Я знаю (определение БД, применение БД);

Я умею (создавать базу данных, определять типы полей, создавать кнопочную форму, работать с данными (сортировать, осуществлять запрос на выборку, фильтровать);

Я могу (применить свои знания для решения практических задач).

6

Итоговый этап

  • подведение итогов урока.

7

Домашнее задание

  •  выдача домашнего задания;

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Сейчас я расскажу, какова будет последовательность нашей работы на уроке:

  • повторение основных понятий СУБД;
  • выполнение упражнения на основе созданной нами БД «Библиотека»(создание формы, кнопочной формы, поиск данных с помощью запросов);
  • выполнение тестового задания по теме БД, взаимопроверка;
  • подведение итогов;
  • домашнее задание, ориентир на следующий урок.

II. Актуализация опорных знаний

Прежде чем приступить к работе по БД, давайте сначала вспомним основные понятия.

Повторение основных понятий (фронтальный опрос)

  • Что такое база данных?
  • Какая база данных называется реляционной?
  • Что является записью? Полем? Формой?
  • Что называется ключом?
  • Что такое запрос?
  • Что понимается под фильтром?
  • Чем фильтр отличается от запроса?
  • Какие типы данных мы можем использовать в БД?

*** Весь урок комментируется приложением 1

III. Практическая работа на компьютере.

На прошлом уроке мы создали с вами базы данных “Библиотека”, состоящую из трех таблиц.

Приложение 2

IV. Самостоятельная работа по тестам взятых из ЕГЭ для 11 класса.

1. Количество полей в базе данных структуры, представленной таблицей:

ФИО

Класс

Город

Школа

Оценка

Петров П.П.

9

Москва

15

4

Иванов И.И.

10

Сочи

16

5

Равно:

  1. 10
  2. 2
  3. 3
  4. 5

2. Из правил соревнования по тяжелой атлетике: Тяжелая атлетика – это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.

Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике

Фамилия. И. О.

Вес спортсмена

Взято в рывке

Рывок с попытки

Взято в толчке

Толчок с попытки

Айвазян Г.С.

77,1

147,5

3

200,0

2

Викторов М.П.

79,1

150,0

1

202,5

1

Гордезиани Б.Ш.

78,2

150,0

2

200,0

1

Михальчук М.С.

78,2

150,0

1

202,5

3

Пай С.В.

79,5

-

-

205,0

1

Шапсугов М.Х.

77,1

150,0

3

197,5

1

Кто победил в рывке?

  1. Викторов М.П.                         
  2. Гордезиани Б.Ш.
  3. Михальчук М.С.
  4. Шапсугов М.Х.

3. База данных ‹‹Учащиеся›› содержит поля:

Поле

Тип

Примечание

Фамилия

текст

 

Имя

текст

 

Пол

текст

м или д

Год рождения

число

 

Рост

число

 

Вес

число

 

Увлечение

текст

 

Как следует записывать условие отбора при фильтрации, которое позволит сформировать список девушек для участия в конкурсе красоты в декабре 2005.г.? (Отбираются девушки, имеющие рост более 180 см и возраст не менее 16 лет.)

  1. Пол =”д” ИЛИ Рост >180 И Год рождения = 1989.
  2. Пол =”д” И Рост >180 ИЛИ Год рождения < 1989.
  3. Пол =”д” И Рост >180 И Год рождения < 1990.
  4. Пол =”д” ИЛИ Рост =180 И Год рождения < 1989.

4. Далее в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Русский язык

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

82

56

46

32

70

Воронин

м

43

62

45

74

23

Григорчук

м

54

74

68

75

83

Роднина

ж

71

63

56

82

79

Сергеенко

ж

33

25

74

38

46

Черепанова

ж

18

92

83

28

61

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию: ‹‹Пол = ‘м’ ИЛИ Химия > Биология››?

  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 4

5. Вот фрагмент таблицы результатов тестирования:

Фамилия

Пол

Математика

Русский язык

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

82

56

46

32

70

Воронин

м

43

62

45

74

23

Григорчук

м

54

74

68

75

83

Роднина

ж

71

63

56

82

79

Сергеенко

ж

33

25

74

38

46

Черепанова

ж

18

92

83

28

61

Сколько записей в этом фрагменте удовлетворяют условию ‹‹Пол = ‘ж’ ИЛИ Математика + Информатика > 120››?

  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 4

6. Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию ‹‹Место = 4 ИЛИ (В > 4 И О > = 5)››?

Место

Участник

В

Н

П

О

1

Силин

5

3

1

6

2

Клеменс

6

0

3

6

3

Холево

5

1

4

5

4

Яшвили

3

5

1

5

5

Бергер

3

3

3

4

6

Численко

3

2

4

4

  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 4

7. Какую строку будет занимать фамилия Иванов после проведения сортировки по возрастанию в поле класс?

  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. 4

Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Класс

Школа

1

Иванов

Семен

Иванович

1988

7-й б

1

2

Петров

Петр

Сидорович

1987

7-й а

1

3

Сидоров

Иван

Васильевич

1986

8-й а

5

4

Катаев

Сергей

Иванович

1987

7-й в

2

8. Дана таблица базы данных:

Номер

Фамилия

Имя

Математика

Физика

Информатика

1

Иванов

Вадим

4

4

5

2

Петров

Петр

5

5

5

3

Илюхин

Виктор

5

4

4

4

Исепков

Сергей

5

5

4

При создании запроса (физика = 5 или информатика = 5 и математика = 5 и Первая буква фамилии = “И”) отвечают записи:

  1. 1;
  2. 4;
  3. 1, 4;
  4. 2, 3

Ответы к заданию

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

№ ответа

4

4

3

4

1

4

2

2

V. Подведение итогов урока.

Я знаю:

Я умею:

Я могу:

– что такое БД,
где применяются БД.

– создавать базу данных, определять типы полей, создавать кнопочную форму, работать с данными (сортировать, осуществлять запрос на выборку, фильтровать).

– применить свои знания для решения практических задач.

Сегодняшний урок стал еще одной ступенькой в приобретении вами практических знаний из области хранения и поиска информации с помощью компьютера. Я надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, понадобятся вам не только при выполнении контрольной работы, но и пригодятся вам в жизни.

VI. Домашнее задание.

Разработайте базу данных, содержащую оценки 10 учащихся по пяти предметам и вычислите средний балл учащихся. Осуществите выборку всех учащихся, средний балл которых больше 3, 8 баллов. Создайте запрос, в котором будет представлен список учащихся, имеющих средний бал не ниже 4,2.