Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.
Не так важно приобретенное знание,
как развитие способности мышления.
Образование есть то, что остается,
когда все выученное забыто.
Макс Лауэ
Цель: закрепление и систематизация знаний и умений учащихся при работе БД, в том числе с использованием нестандартных заданий.
- обучающие – повторить и систематизировать навыки работы построения форм, запросов на выборку, стимулировать интерес учащихся к созданию информационных моделей и построения баз данных;
- развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
- воспитательные – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Методическое обеспечение урока:презентация по теме урока, подготовленные в Power Point, дидактические печатные материалы по теме занятия (см. приложения).
Каждый учащийся получает: карту с практическим заданием по БД.
Раздел программы по информатике и ИКТ: СУБД Microsoft Access.
Учащиеся знакомы с понятиями: база данных, таблица, поле, запись, ключевое поле, связь между таблицами, форма, запрос.
Учащиеся умеют работать с объектами СУБД Microsoft Access: таблица, запрос, форма, отчет.
Этапы урока
№ |
Этапы урока |
Виды деятельности |
1 |
Организационный момент |
|
2 |
Актуализация опорных знаний |
|
3 |
Практическая работа |
|
4 |
Самостоятельная работа |
|
5 |
Рефлексивный этап |
Я знаю (определение БД, применение БД); Я умею (создавать базу данных, определять типы полей, создавать кнопочную форму, работать с данными (сортировать, осуществлять запрос на выборку, фильтровать); Я могу (применить свои знания для решения практических задач). |
6 |
Итоговый этап |
|
7 |
Домашнее задание |
|
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Сейчас я расскажу, какова будет последовательность нашей работы на уроке:
- повторение основных понятий СУБД;
- выполнение упражнения на основе созданной нами БД «Библиотека»(создание формы, кнопочной формы, поиск данных с помощью запросов);
- выполнение тестового задания по теме БД, взаимопроверка;
- подведение итогов;
- домашнее задание, ориентир на следующий урок.
II. Актуализация опорных знаний
Прежде чем приступить к работе по БД, давайте сначала вспомним основные понятия.
Повторение основных понятий (фронтальный опрос)
- Что такое база данных?
- Какая база данных называется реляционной?
- Что является записью? Полем? Формой?
- Что называется ключом?
- Что такое запрос?
- Что понимается под фильтром?
- Чем фильтр отличается от запроса?
- Какие типы данных мы можем использовать в БД?
*** Весь урок комментируется приложением 1
III. Практическая работа на компьютере.
На прошлом уроке мы создали с вами базы данных “Библиотека”, состоящую из трех таблиц.
IV. Самостоятельная работа по тестам взятых из ЕГЭ для 11 класса.
1. Количество полей в базе данных структуры, представленной таблицей:
ФИО |
Класс |
Город |
Школа |
Оценка |
Петров П.П. |
9 |
Москва |
15 |
4 |
Иванов И.И. |
10 |
Сочи |
16 |
5 |
Равно:
- 10
- 2
- 3
- 5
2. Из правил соревнования по тяжелой атлетике: Тяжелая атлетика – это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.
Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике
Фамилия. И. О. |
Вес спортсмена |
Взято в рывке |
Рывок с попытки |
Взято в толчке |
Толчок с попытки |
Айвазян Г.С. |
77,1 |
147,5 |
3 |
200,0 |
2 |
Викторов М.П. |
79,1 |
150,0 |
1 |
202,5 |
1 |
Гордезиани Б.Ш. |
78,2 |
150,0 |
2 |
200,0 |
1 |
Михальчук М.С. |
78,2 |
150,0 |
1 |
202,5 |
3 |
Пай С.В. |
79,5 |
- |
- |
205,0 |
1 |
Шапсугов М.Х. |
77,1 |
150,0 |
3 |
197,5 |
1 |
Кто победил в рывке?
- Викторов М.П.
- Гордезиани Б.Ш.
- Михальчук М.С.
- Шапсугов М.Х.
3. База данных ‹‹Учащиеся›› содержит поля:
Поле |
Тип |
Примечание |
Фамилия |
текст |
|
Имя |
текст |
|
Пол |
текст |
м или д |
Год рождения |
число |
|
Рост |
число |
|
Вес |
число |
|
Увлечение |
текст |
|
Как следует записывать условие отбора при фильтрации, которое позволит сформировать список девушек для участия в конкурсе красоты в декабре 2005.г.? (Отбираются девушки, имеющие рост более 180 см и возраст не менее 16 лет.)
- Пол =”д” ИЛИ Рост >180 И Год рождения = 1989.
- Пол =”д” И Рост >180 ИЛИ Год рождения < 1989.
- Пол =”д” И Рост >180 И Год рождения < 1990.
- Пол =”д” ИЛИ Рост =180 И Год рождения < 1989.
4. Далее в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):
Фамилия |
Пол |
Математика |
Русский язык |
Химия |
Информатика |
Биология |
Аганян |
ж |
82 |
56 |
46 |
32 |
70 |
Воронин |
м |
43 |
62 |
45 |
74 |
23 |
Григорчук |
м |
54 |
74 |
68 |
75 |
83 |
Роднина |
ж |
71 |
63 |
56 |
82 |
79 |
Сергеенко |
ж |
33 |
25 |
74 |
38 |
46 |
Черепанова |
ж |
18 |
92 |
83 |
28 |
61 |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию: ‹‹Пол = ‘м’ ИЛИ Химия > Биология››?
- 5
- 2
- 3
- 4
5. Вот фрагмент таблицы результатов тестирования:
Фамилия |
Пол |
Математика |
Русский язык |
Химия |
Информатика |
Биология |
Аганян |
ж |
82 |
56 |
46 |
32 |
70 |
Воронин |
м |
43 |
62 |
45 |
74 |
23 |
Григорчук |
м |
54 |
74 |
68 |
75 |
83 |
Роднина |
ж |
71 |
63 |
56 |
82 |
79 |
Сергеенко |
ж |
33 |
25 |
74 |
38 |
46 |
Черепанова |
ж |
18 |
92 |
83 |
28 |
61 |
Сколько записей в этом фрагменте удовлетворяют условию ‹‹Пол = ‘ж’ ИЛИ Математика + Информатика > 120››?
- 5
- 2
- 3
- 4
6. Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию ‹‹Место = 4 ИЛИ (В > 4 И О > = 5)››?
Место |
Участник |
В |
Н |
П |
О |
1 |
Силин |
5 |
3 |
1 |
6 |
2 |
Клеменс |
6 |
0 |
3 |
6 |
3 |
Холево |
5 |
1 |
4 |
5 |
4 |
Яшвили |
3 |
5 |
1 |
5 |
5 |
Бергер |
3 |
3 |
3 |
4 |
6 |
Численко |
3 |
2 |
4 |
4 |
- 5
- 2
- 3
- 4
7. Какую строку будет занимать фамилия Иванов после проведения сортировки по возрастанию в поле класс?
- 1;
- 2;
- 3;
- 4
Номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Год рождения |
Класс |
Школа |
1 |
Иванов |
Семен |
Иванович |
1988 |
7-й б |
1 |
2 |
Петров |
Петр |
Сидорович |
1987 |
7-й а |
1 |
3 |
Сидоров |
Иван |
Васильевич |
1986 |
8-й а |
5 |
4 |
Катаев |
Сергей |
Иванович |
1987 |
7-й в |
2 |
8. Дана таблица базы данных:
Номер |
Фамилия |
Имя |
Математика |
Физика |
Информатика |
1 |
Иванов |
Вадим |
4 |
4 |
5 |
2 |
Петров |
Петр |
5 |
5 |
5 |
3 |
Илюхин |
Виктор |
5 |
4 |
4 |
4 |
Исепков |
Сергей |
5 |
5 |
4 |
При создании запроса (физика = 5 или информатика = 5 и математика = 5 и Первая буква фамилии = “И”) отвечают записи:
- 1;
- 4;
- 1, 4;
- 2, 3
Ответы к заданию
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
№ ответа |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
V. Подведение итогов урока.
Я знаю: |
Я умею: |
Я могу: |
– что такое БД, |
– создавать базу данных, определять типы полей, создавать кнопочную форму, работать с данными (сортировать, осуществлять запрос на выборку, фильтровать). |
– применить свои знания для решения практических задач. |
Сегодняшний урок стал еще одной ступенькой в приобретении вами практических знаний из области хранения и поиска информации с помощью компьютера. Я надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, понадобятся вам не только при выполнении контрольной работы, но и пригодятся вам в жизни.
VI. Домашнее задание.
Разработайте базу данных, содержащую оценки 10 учащихся по пяти предметам и вычислите средний балл учащихся. Осуществите выборку всех учащихся, средний балл которых больше 3, 8 баллов. Создайте запрос, в котором будет представлен список учащихся, имеющих средний бал не ниже 4,2.