Тема занятия: «Минута Доброты»
Цели и задачи:
- Создать условия для формирования духовных качеств личности на основе чувственно-эмоционального и аналитического начал.
- Знакомить с православными праздниками на Руси.
- Формирование основ эстетической культуры.
- Утвердить в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви и красоты.
- Уметь видеть в знакомом и обычном новые возможности (например, в материале).
Оборудование: цветная манка – 20 банок (для учителя), площадка на улице, покрытая нетронутым снегом, с заготовленными оттисками цветов.
Зрительный ряд: А. Иванов «Явление Христа народу», «Свидетельство о крещении».
Литературный ряд: стихи и пословицы о доброте.
Музыкальный ряд: народная мелодия.
Ход занятия
I. Организация класса
– Здравствуйте ребята
II. Актуализация знаний учащихся
– Скажите, какой праздник был вчера, 19 января, который отмечала православная церковь? (Крещение)
– Что делали ваши бабушки, мамы накануне, т.е. вечером, в крещенский сочельник? (Освещали воду, ставили крестики на двери, ворота)
–Да, в этот вечер освещают воду. Такая вода хранится и не портится целый год, её считают лечебной водой.
– А крестики ставят – изгоняют все зло из двора, из дома. Крестики оберегают от всего злого и плохого.
– Также купаются в проруби, очищая душу.
III. Беседа
1. 19 января празднуют Крещение. Праздник этот отмечают очень очень давно. В этот день желающие могут покреститься (Поднимите руки, кто крещенный). Крещенным выдают вот такой паспорт. С этого дня он должен быть добрым, помогать людям, желать им только хорошего.
2. Посмотрите на картину А. Иванова «Явление Христа народу». На ней изображено крещение людей. Спаситель спускается к ним, чтобы очистить их души от всего злого. Каждый из людей, изображенных на картине, окунется в воду, очистится в реке Иордан и будет вести чистую жизнь, делая только добро.
3. Доброта… Что означает это слово?
– Доброта – это самое ценное качество русского народа. Доброта – стремление делать добро другим.
Добро – сердечный
Добро – порядочный
Добро – желательный
Добро – душный
Добро – совестный
– В начале урока мы сказали друг другу здравствуйте. Что мы пожелали этим словом? (здоровья)
IV. Игра «Добавь по смыслу доброе слово»
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться … («Доброе утро!»)
Доброе утро! – солнцу и птицам,
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … («Добрый день!»).
Мальчик вежливый и развитий,
Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»).
Растает ледяная глыба
От слова доброго … («Спасибо!»).
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»).
Если больше есть не в силах
Маме скажем мы: … («Спасибо!»)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь … («До свидания!»)
Всем вам здесь сидящим, с большой любовью
Желаю … (крепкого здоровья).
– Сколько хороших и добрых слов мы сейчас сказали!
Доброта – это цветы нашей души, которые расцветают внутри нас. Не скупитесь раздавать их окружающим.
V. Практика на улице
– Сейчас все оденемся и выйдем на улицу. (На нетронутом снегу площадка-прямоугольник). По краям выдавлены на снегу трафареты цветов – 20, по одному краю от площадки веточки сосны).
– Ребята, что вы видите перед собой на снегу. (Цветы, выдавленные на снегу).
– В руках каждого из вас волшебная краска разных цветов (синяя, зеленая, желтая, оранжевая, розовая). Вы должны закрасить каждый свой цветок, насыпая ее на снег.
– Посмотрите, как это делаю я. (Показ учителя).
VI. Самостоятельная работа учащихся – закрашивание своего цветка души (дети выстроены так, чтобы не наступать на «картину» и в руках волшебная краска роздана в определенной последовательности по цвету).
VII. Итог занятия
– Посмотрите, что у нас получилось. Красивая цветочная поляна расцвела у нас в школе среди зимы.
А сейчас, возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите доброе слово «До свидания!».