Игра-соревнование "Что нам осень подарила". Предмет "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цель: определение уровня имеющихся знаний учащихся об особенностях природы в осенний период.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, поиграем в превращения. Вы – семена. Вас посадили в землю. Дождик поливал, солнышко припекало. Семена проросли, потянулись к солнышку. Становились всё выше и крупнее. Пришло время собирать урожай (дети выполняют действия, которые озвучивает учитель).

2. Вступительная беседа.

Ребята, посмотрите на картину замечательного русского художника Левитана.

Какое время года изобразил художник на своей картине?

Как вы догадались?

А какие признаки осени вы ещё знаете?

Да… (учитель читает стихотворение А. Плещеева)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птицы улетели
В тёплые края.

- Какое настроение хотел передать поэт своим стихотворением?

- Почему?

- А всегда ли вам осенью грустно?

- Вспомните, мы ходили с вами в парк на прогулку. Вам там было грустно?

- Вы бегали по опавшей листве. Как приятно слушать шорох опавших листьев. Приятно собирать опавшие листья и подбрасывать их вверх.

- Осень радует нас листопадом, дарит тёплые солнечные деньки.

3. Постановка цели урока.

- Ребята, а вы знаете, что нам осень подарила?

- Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что же дарит нам осень.

- Всюду хозяйничает осень: и в лесу, и в поле, и в огороде и в саду.

- А как долго будет хозяйничать осень?

- Какой сейчас месяц?

- А следующий месяц?

- А кто назовёт первый месяц осени?

- Ребята, а какое самое важное дело у нас с вами в сентябре?

- А чем заняты все взрослые в это время?

- Конечно же, уборкой урожая.

4. Игра-соревнование.

- Сегодня мы с вами тоже будем собирать урожай.

- Ф чтобы собрать богатый урожай, сделаем разминку.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг - скок, прыг - скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!

- А сейчас разделим класс на три команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон (фишки в виде овощей и фруктов).

1 КОНКУРС “Разминка

- Вы сказали, что осенью урожай собирают. А что собирают-то?

- А давайте проверим, знаете ли вы овощи (каждая отгадка сопровождается демонстрацией картинки).

Загадки:

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопал немножко,
Под кустом … (Картошка)

Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Голова на ножке,
В голове горошки. (Горох)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.
Среди овощей нет
Сочней … (помидора)

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – сочные, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)

- Молодцы! Овощи вы знаете хорошо.

2 КОНКУРС “Верно-неверно”

- Я показываю картинку и называю предмет. Если предмет назван правильно, вы поднимаете руки вверх, а если неправильно – руки опущены.

Учитель показывает картинки: груша, яблоко, слива, кабачки, лимон, апельсин, свёкла, редиска, баклажан и др.

- Молодцы, все были внимательны!

3 КОНКУРС “Угадай, что в мешке”

- Ребята, а где хранят собранные овощи и фрукты?

- Правильно! Их складывают в мешки и хранят в погребе. А в погребе темно.

- Сейчас вам предстоит угадать, что у меня в мешке. Запустите руку в мешок. На ощупь определить, какой это овощ или фрукт. Назвать. Вынуть руку и проверить правильность своего ответа.

- Если угадали правильно, то команде 1 балл.

В мешке: лук, чеснок, картофель, морковь, помидор, перец, огурец, яблоко, апельсин, репка, груша, лимон, банан, кабачок, слива и др.

4 КОНКУРС “Сосчитай и собери”

Все овощи и фрукты из мешка лежат перед детьми.

- Кто сможет сосчитать все овощи и фрукты?

- Ребята, на какие группы можно разделить наш урожай? (Овощи – фрукты)

- Посмотрите, а почему я выделила эти предметы в одну группу? (Картофель, репа, морковь)

- Это корнеплоды. Человек использует в пищу подземную часть этих растений.

- А эти? (Лук и чеснок)

- А эти? (Апельсин и лимон)

- Это цитрусовые. Какие цитрусовые вы ещё знаете? (Мандарин, лайм)

- Все эти овощи и фрукты дарит нам щедрая осень в садах и огородах.

- Но мы же знаем, что осень и в лесу похозяйничала.

- Что же нам осень дарит в лесу? (Ягоды, грибы, орехи)

5 КОНКУРС “Грибники”

- Ребята, посмотрите какие грибы принёс домой Незнайка из леса (на доске картинки съедобных и несъедобных грибов вперемешку).

- Что же нам делать?

- Кто поможет Незнайке разобраться в грибах?

Дети сортируют грибы.

Уже полным-полны корзины,
Струит листва янтарный след.
Берёзы, сосны и осины
Ветвями машут нам вослед.
Зовёт, зовёт домой тропинка,
Петляет по лесу, спешит.
И золотая паутинка
В осеннем воздухе дрожит.
Нам осень
Чудеса всегда приносит,
Но грибы, что дарит лес –
Это чудо из чудес!
А теперь взгляни сюда
И запомни навсегда:
Здесь грибы все добрые –
Все они полезные,
Все они съедобные.
Здесь грибы сердитые –
Все они опасные,
Злые, ядовитые!

6 КОНКУРС “Попробуй - угадай”

- Ребята, как вы думаете, а зачем люди с давних времён собирают и хранят дары осени?

- А почему они полезны?

- Сейчас вам предстоит попробовать разные фрукты и овощи с закрытыми глазами. Если угадываете, что съели, то ваша команда получает 1 балл.

На тарелке приготовлены кусочки разных фруктов и овощей на шпажках.

- Молодцы! Вот мы и подкрепились!

5. Заключение. Подведение итогов.

- Прочитайте на доске пословицу.

СЕНТЯБРЬ ХОЛОДЕН, ДА СЫТЕН.

- Почему так говорят?

- Щедрая осень одарила нас своими подарками.

Подведение итогов игры-соревнования. Награждение команд (вручаются “ожерелья” из яблок, моркови, бобов или слив).

6. Домашнее задание.

- Послушайте стихотворение.

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста,
Сельдерошек попел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
И таких баклачков,
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

- Дома попробуйте нарисовать необыкновенные фрукты и овощи из чудо-огорода.