Методическая разработка открытого урока по теме "Электроизоляционные пластмассы"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающая: Изучить состав электроизоляционных пластмасс, определить назначение каждого компонента, входящего в состав пластмасс.
  • Воспитательная: Воспитать любовь к будущей профессии.
  • Развивающая: Развить творческий подход при решении теоретических и практических задач.
  • Методическая цель: Выполнение проблемно-поисковых заданий, как фактор творчества учащихся.

МТО:

  • опорные конспекты (информационный лист) по вновь изучаемой теме (содержат цель, план работы учащихся, домашнее задание);
  • творческое задание (рабочий лист), содержащий проблемный вопрос, кроссворд;
  • тестирование 10 вопросов на закрепление изученного материала;
  • карточки-сигналы красного и зелёного цвета;
  • видеоролик «Изготовление пластмасс».

ТСО: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационная часть (4 мин).

Преподаватель (П): Здравствуйте, ребята! (просит дежурных назвать отсутствующих на уроке, отмечает в журнале). Сегодня мы с вами встретились на уроке «электроматериаловедение» и сегодня наше занятие мы посвятим Вашему будущему профессиональному празднику: «Дню энергетика». День энергетика (третье воскресенье декабря) – праздник всех, кто когда-либо был причастен к созданию и обслуживанию энергетических систем. День энергетика – праздник всех, кто и сегодня остается на ответственном посту работника энергетической отрасли. Наконец, День энергетика – праздник всех, для кого понятия «тепло» и «свет» – это не просто слова, а целая эпоха.

Сегодня ребята (имена) подготовили стихи о токе, которые мы посвятим Вашему профессиональному празднику!

Обучающиеся (О): выходят и читают стихи об электрическом токе (2 мин).

Текст стихотворения «Электрический ток» автор Игорь Иртеньев (Приложение 1).

II. Актуализация (3 мин)

Преподаватель: Тема изучения нашего урока «Электроизоляционные пластмассы», цель урока: изучить состав электроизоляционных пластмасс, определить назначение каждого компонента, входящего в состав пластмасс.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним ранее изученный материал. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Верно ли утверждение?» Приложение 8, для этого Вы должны поднимать зелёную карточку, если вы согласны с утверждением и красную, если Вы не согласны с утверждением.

На экране появляются слайды (3 мин). Приложение 9.

Слайд 4 «Верно ли утверждение? Диэлектрические материалы не проводят электрический ток». Ребята поднимают зелёную карточку, соглашаясь с утверждением.

Слайд 5 «Верно ли утверждение? Бумаги и картоны изготавливают из древесины хвойных пород». Ребята поднимают зелёную карточку, соглашаясь с утверждением.

Слайд 6 «Верно ли утверждение? Чем больше примесей (лигнин, смолистые вещества) входит в состав древесины, тем больше повышаются электроизоляционные вещества». Ребята поднимают красную карточку, не соглашаясь с утверждением.

Слайд 7 «Верно ли утверждение? С увеличением влажности электроизоляционные свойства бумаг уменьшаются». Ребята поднимают зелёную карточку, соглашаясь с утверждением.

Слайд 8 «Верно ли утверждение? Кабельная бумага является основной изоляцией кабелей высокого напряжения». Ребята поднимают зелёную карточку, соглашаясь с утверждением.

Слайд 9 «Верно ли утверждение? В состав компаундов входят растворители». Ребята поднимают зелёную карточку, соглашаясь с утверждением.

Слайд 10 «Верно ли утверждение? Пропиточные лаки применяют для склеивания различных электроизоляционных материалов. Ребята поднимают красную карточку, не соглашаясь с утверждением.

Преподаватель: Мы с вами замечательно справились с работой, повторили темы «Электроизоляционные лаки и эмали», «Бумаги и картоны», «Компаунды». Вспомнили их свойства и характеристики. Пластмасса это тоже электроизоляционный материал. Я предлагаю Вам посмотреть видеоролик «Получение пластмасс».

Обучающиеся смотрят видеоролик (1, 06 мин) Приложение 7.

Преподаватель: итак, ребята, реакция для получения пластмасс называется поликонденсацией, для Вас «поликонденсация» вновь изученное слово (на магнитной доске прикреплен лист со словом «поликонденсация»).

Преподаватель: Сегодня ребята подготовили сообщения. С первым сообщение на тему «Когда была изготовлена первая пластмасса?» выступит (имя). (Приложение 2)

Все внимательно слушают сообщение (1,5 мин).

Преподаватель: А теперь мы послушаем (имя) с сообщением на тему «Выдающийся вклад Лео Хендрик Бакеланда в науку» слайд 12 (Приложение 3)

Все внимательно слушают сообщение обучающегося (1,5 мин).

III. Объяснение новой темы (15 мин.)

Преподаватель: Внимание, сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: как же различные компоненты, входящие в состав пластмасс влияют на свойства данного электроизоляционного материала? (постановка проблемного вопроса Слайд 13) На этот вопрос Вы должны ответить в конце урока.

Что же собой представляют пластмассы, и каким образом в вашей профессии используются изделия из пластмасс?

Пластмассы представляют собой изделия, получаемые из прессовочных порошков, которые под воздействием температуры и давления размягчаются и приобретают свойства пластического и течения (слайд 14). Использование пластмассы разнообразно: для изготовления выключателей и розеток, для изготовления инструментов (в данном случае рукоятка отвёртки выполнена из электроизоляционной пластмассы), а также для изготовления корпусов электроизмерительных приборов и др. (слайд 15). Электромонтеру по ремонту и обслуживанию важно знать, какими же свойствами и характеристиками обладают пластмассы! (мотивация)

Пластмассы - это многокомпонентные материалы. В состав пластмассы входят связующие вещества, наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, порообразователи, отвердители, красители, смазывающие вещества (слайд 16).

Далее, используя опорный конспект (приложение 4) и слайды 17-23, преподаватель поясняет назначение каждого компонента, входящего в состав пластмассы. При этом важно проводить промежуточные закрепления материала.

Обучающиеся внимательно слушают объяснение преподавателя, а затем отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель: А теперьпредлагаю Вам выполнить задание (слайд 24). Перед Вами кроссворды (приложение 4), вы должны их разгадать, используя опорные конспекты (приложение 5) (5 мин.).

Обучающиеся выполняют задание, затем преподаватель предлагает сравнить результаты ответов с эталоном правильного ответа (слайд 25), преподаватель включает в работу обучающихся, корректирует ответы.

IV. Закрепление изученного материала (5 мин.)

Преподаватель: А теперь, ребята, в тетрадях для проверочных работ выполняем тест (Приложение 6).

По окончании 5 мин. дежурный собирает тетради и обучающиеся сравнивают свои ответы на вопросы теста с эталоном правильного ответа.

V. Итоги урока:

Преподаватель: Ребята, а теперь давайте сделаем вывод и ответим на поставленный в начале урока вопрос,как различные компоненты, входящие в состав пластмасс влияют на свойства данного электроизоляционного материала?

Обучающиеся делают вывод: Пластмассы состоят из органических конденсационных полимеров и могут содержать добавки других веществ, которые позволяют лучше приспособить их для конкретных целей, придав им определенные характеристики термостойкости, твердости, упругости, а также цветовые свойства.

Преподаватель оценивает работу на уроке комментирует работу на уроке.

VI. Домашнее задание:

Н.В. Никулин «Электроматериаловедение», стр.87-90 (слайд 27)