Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Тема "Дательный падеж, его значение и роль в предложении"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Постановка учебной задачи.

Цели урока:

  • понять значение и роль в предложении дательного падежа;
  • научиться находить существительные в дательном падеже;
  • отрабатывать способы определения падежа у существительного и способы проверки орфограмм слабых позиций в окончании существительных.

Оборудование:

  1. Запись (Обращение к детям) на малой доске №1.
  2. Таблица – подсказка. «Как определить падеж у существительного?
  3. Запись предложений на главной доске.
  4. Запись опоры «Грамматические значения существительного» на доске №2.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Организация рабочего места). Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)

Учитель: Ребята, выполните все действия, о которых написано на доске. (на малой доске №1 следующая запись)

Улыбнись другу (подруге)!
Подари улыбку учительнице!
Пожми руку однокласснику!
Девочки, подойдите к доске!
Мальчики, позвоните маме и признайтесь ей в любви!

Учитель: Как изменилось ваше настроение? (стало хорошее настроение, на душе стало теплее, обстановка в классе стала уютнее, атмосфера в классе стала приятной).

Учитель: Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: (привлекает внимание к записи на малой доске № 1)

– Что общего у всех подчеркнутых слов? (другу, подруге, учительнице, однокласснику, к доске, маме)

Дети:

– Все слова имена существительные, отвечают на вопросы кому? чему?

– Все имена существительные в одном падеже.

– Наши действия были направлены этим существительным.

– Все существительные в дательном падеже.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Дети: Имена существительные в дательном падеже.

– Мы будем изучать существительные в дательном падеже.

Учитель: Вы правы. Прочитаем тему урока на доске. (До этого момента тема урока прикрыта, она записана на главной доске).

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова:
понять….
находить….
заполнить….
проверять….)

Дети:

– Я хочу понять значение и роль дательного падежа.

– Я хочу научиться находить существительные в дательном падеже.

– Я хочу запомнить всю информацию о существительных в дательном падеже.

– Я хочу лучше научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных.

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберемся в значении и роли дательного падежа; научимся находить существительные в дательном падеже; повторим, как определять падеж у существительных; вспомним и закрепим способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных.

III. Работа по теме урока.

1) Упражнение 167, страница 128.

  • Прочитайте предложения.
  • Определите, от каких слов в предложении зависит падеж выделенных существительных.
  • Выделите ту часть существительного, которая указывает на эту зависимость.
  1. Композитор посвятил родному городу новую песню.
  2. Ученикам интересно на уроках русского языка.
  3. Тепло земле под снежным покрывалом.
  4. Осень несет человеку щедрые подарки.
  5. Ребята шли к лесу по проселочной дороге.
  6. Мы с грустью смотрели вслед улетающим журавлям.

Учитель: Назовите грамматические значения имен существительных. (На доске №2 висит опора)

Дети: Имена существительные изменяются по числам, падежам и имеют постоянный род.

Учитель: какая часть слова говорит об изменении грамматических значений?

Дети: Окончание.

Учитель: От чего зависит падеж существительного?

Дети: Падеж существительных зависит от командиров.

– Окончание существительного указывает на эту зависимость.

Учитель: Найдите в каждом предложении командира для выделенного слова, назовите окончание существительного.

Дети:

посвятил (чему?) город(у)
интересно (кому?) ученик(ам)
тепло (чему?) земл(е)
несет (кому?) человек(у)
шли (по чему?) по дорог(е)

Учитель: Определите падеж у выделенных существительных.

Дети: Все существительные в дательном падеже, потому что отвечают на вопросы кому? чему?

2) Работа в группах.

Учитель: Ребята 1 и 3 группы, запишите предложения, где выделенные существительные указывают на лицо или предмет, которым адресовано действие.

Ребята 2 и 4 группы, запишите те предложения, где существительные указывают на лицо или предмет, которым присущи какие-то признаки. (дети в группах получают задание в письменном виде)

Учитель: Проверим, какие предложения выписала каждая группа ребят.

Дети: (Называют предложения и доказывают). Предложения под номерами 1, 4, 6 записали 1 и 3 группы ребят. 2, 3 и 5 предложения записали 2 и 4 группы ребят. (Каждая группа защищает свою работу).

Учитель: (Благодарит детей за проделанную работу, если есть ошибки, коллективно приходят к единому мнению).

Прочитаем информацию, которую сообщает учебник на с.129

Падеж, в котором имена существительные приобретают значение адресата, называется дательным: дал (кому?) ученикам, верен (чему?) слову.

Существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами: плыть по реке, смотреть вслед журавлям, выздороветь благодаря врачу, подбежать к дому. 

Учитель: Предлоги: к, вслед, благодаря употребляются только с существительными в дательном падеже. О чем это может говорить?

Дети: Предлоги могут подсказать и быстро определить существительное в дательном падеже.

Учитель: Предлог по употребляется с тремя падежами.

Дети: Надо быть внимательным при определении падежа у существительного.

Учитель: Каким членом предложения является существительное в дательном падеже?

Дети: Существительное в дательном падеже является второстепенным членом предложения.

Учитель: Какой способ определения падежа у существительного для вас самый надежный?

Дети: Самый надежный способ – это определить падеж существительного по вопросу.

– Этот способ нам описан в таблице-подсказке.

Падеж существительного узнают по вопросу.

Действуй так:

  1. Найди то слово, которое именем существительным командует (?)
  2. Задай от слова-командира нужный вопрос.
  3. Узнай и назови падеж. 

Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки на колени, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай и на бочок.

3) Работа в паре. (На доске №2 записаны слова)

от дуб….            по тропинк….
на дорожк….   до дорог….
по палатк….   благодаря мам….
вокруг лес….   над доярк….й
к подруг….   вслед электричк….

Задание: выбрать существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.

Проверка: Дети называют слово, доказывают, почему его выписали, т.е. определяют падеж.

Учитель: Какие предлоги помогли определить дательный падеж?

Дети: Предлоги: к, благодаря, вслед, по.

Учитель: проверим существительные с предлогом по.

Учитель: Как проверяли окончание у существительных?

Дети:

на дорожк(е) – на доск(е)
по палатк) – по доск(е)
к подруг(е) – к доск(е)
по палуб(е) – к доск(е)
по тропинк(е) – по доск(е)
благодаря мам(е) – благодаря доск(е)
вслед электричк(е) – вслед доск(е)

Дети: Орфограмму слабой позиции в окончании существительных проверяем по сильной позиции.(Словом из 1 набора с ударным окончанием)

4) Самостоятельная работа. (Каждому ученику дается текст).

Задание. Прочитай текст. Подчеркни те предложения, в которых есть существительные в дательном падеже, над существительным напиши Д.п.

Случай с кошельком.
1) По улице бежали брат и сестра. 2) К магазину медленно шла хроменькая старушка.3) Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. 4) Костя видел это. 5) Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. 6) Костя вернулся к сестре. 7) Он стал жаловаться на старушку. 8) Он был обижен тем, что она не сказала спасибо. 9) Сестра строго посмотрела на брата. 10) Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.
11) Не сразу Костя понял слова сестры.

– Как оценить свою работу?

– отметь х количество предложений с существительными в дательном падеже.

IV. Д/з:

Придумать и записать 10 предложений, в которых есть существительное в дательном падеже, выписать словосочетания из каждого предложения командир + существительное в дательном падеже.

V. Рефлексия урока.

Учитель: Какие новые знания получили на уроке? Добились вы поставленной цели?

Дети:

– Я понял, что существительные в дательном падеже называют адресата.

– Существительное в дательном падеже в предложении является второстепенным членом.

– Я поняла, что существительные в дательном падеже могут быть с предлогами и без предлогов. А если есть предлоги: к, благодаря, вслед, значит эти существительные в дательном падеже.

– Я узнал, что существительное с предлогом по надо проверять по вопросу, чтобы не ошибиться при определении падежа.

– Я повторила, как проверять окончание существительных.

Учитель: Какое у вас было настроение? Какое самочувствие? В чем появилась уверенность? Какие вопросы вызывают сомнения?

Учитель: Ребята, вы были активными на уроке, это помогло нам разобраться в новой теме. Ваша работоспособность радовала меня.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях. Часть1 (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) – М.: Вита – Пресс, 2003.