Тип урока: Постановка учебной задачи.
Цели урока:
- понять значение и роль в предложении дательного падежа;
- научиться находить существительные в дательном падеже;
- отрабатывать способы определения падежа у существительного и способы проверки орфограмм слабых позиций в окончании существительных.
Оборудование:
- Запись (Обращение к детям) на малой доске №1.
- Таблица – подсказка. «Как определить падеж у существительного?
- Запись предложений на главной доске.
- Запись опоры «Грамматические значения существительного» на доске №2.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие. Организация рабочего места). Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)
Учитель: Ребята, выполните все действия, о которых написано на доске. (на малой доске №1 следующая запись)
Улыбнись другу (подруге)!
Подари улыбку учительнице!
Пожми руку однокласснику!
Девочки, подойдите к доске!
Мальчики, позвоните маме и признайтесь ей в любви!
Учитель: Как изменилось ваше настроение? (стало хорошее настроение, на душе стало теплее, обстановка в классе стала уютнее, атмосфера в классе стала приятной).
Учитель: Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: (привлекает внимание к записи на малой доске № 1)
– Что общего у всех подчеркнутых слов? (другу, подруге, учительнице, однокласснику, к доске, маме)
Дети:
– Все слова имена существительные, отвечают на вопросы кому? чему?
– Все имена существительные в одном падеже.
– Наши действия были направлены этим существительным.
– Все существительные в дательном падеже.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Дети: Имена существительные в дательном падеже.
– Мы будем изучать существительные в дательном падеже.
Учитель: Вы правы. Прочитаем тему урока на доске. (До этого момента тема урока прикрыта, она записана на главной доске).
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова:
понять….
находить….
заполнить….
проверять….)
Дети:
– Я хочу понять значение и роль дательного падежа.
– Я хочу научиться находить существительные в дательном падеже.
– Я хочу запомнить всю информацию о существительных в дательном падеже.
– Я хочу лучше научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных.
Учитель: Ребята, к концу урока мы разберемся в значении и роли дательного падежа; научимся находить существительные в дательном падеже; повторим, как определять падеж у существительных; вспомним и закрепим способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных.
III. Работа по теме урока.
1) Упражнение 167, страница 128.
- Прочитайте предложения.
- Определите, от каких слов в предложении зависит падеж выделенных существительных.
- Выделите ту часть существительного, которая указывает на эту зависимость.
- Композитор посвятил родному городу новую песню.
- Ученикам интересно на уроках русского языка.
- Тепло земле под снежным покрывалом.
- Осень несет человеку щедрые подарки.
- Ребята шли к лесу по проселочной дороге.
- Мы с грустью смотрели вслед улетающим журавлям.
Учитель: Назовите грамматические значения имен существительных. (На доске №2 висит опора)
Дети: Имена существительные изменяются по числам, падежам и имеют постоянный род.
Учитель: какая часть слова говорит об изменении грамматических значений?
Дети: Окончание.
Учитель: От чего зависит падеж существительного?
Дети: Падеж существительных зависит от командиров.
– Окончание существительного указывает на эту зависимость.
Учитель: Найдите в каждом предложении командира для выделенного слова, назовите окончание существительного.
Дети:
посвятил (чему?) город(у)
интересно (кому?) ученик(ам)
тепло (чему?) земл(е)
несет (кому?) человек(у)
шли (по чему?) по дорог(е)
Учитель: Определите падеж у выделенных существительных.
Дети: Все существительные в дательном падеже, потому что отвечают на вопросы кому? чему?
2) Работа в группах.
Учитель: Ребята 1 и 3 группы, запишите предложения, где выделенные существительные указывают на лицо или предмет, которым адресовано действие.
Ребята 2 и 4 группы, запишите те предложения, где существительные указывают на лицо или предмет, которым присущи какие-то признаки. (дети в группах получают задание в письменном виде)
Учитель: Проверим, какие предложения выписала каждая группа ребят.
Дети: (Называют предложения и доказывают). Предложения под номерами 1, 4, 6 записали 1 и 3 группы ребят. 2, 3 и 5 предложения записали 2 и 4 группы ребят. (Каждая группа защищает свою работу).
Учитель: (Благодарит детей за проделанную работу, если есть ошибки, коллективно приходят к единому мнению).
Прочитаем информацию, которую сообщает учебник на с.129
Падеж, в котором имена существительные приобретают значение адресата, называется дательным: дал (кому?) ученикам, верен (чему?) слову.
Существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами: плыть по реке, смотреть вслед журавлям, выздороветь благодаря врачу, подбежать к дому.
Учитель: Предлоги: к, вслед, благодаря употребляются только с существительными в дательном падеже. О чем это может говорить?
Дети: Предлоги могут подсказать и быстро определить существительное в дательном падеже.
Учитель: Предлог по употребляется с тремя падежами.
Дети: Надо быть внимательным при определении падежа у существительного.
Учитель: Каким членом предложения является существительное в дательном падеже?
Дети: Существительное в дательном падеже является второстепенным членом предложения.
Учитель: Какой способ определения падежа у существительного для вас самый надежный?
Дети: Самый надежный способ – это определить падеж существительного по вопросу.
– Этот способ нам описан в таблице-подсказке.
Падеж существительного узнают по вопросу.
Действуй так:
- Найди то слово, которое именем существительным командует (?)
- Задай от слова-командира нужный вопрос.
- Узнай и назови падеж.
Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки на колени, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
3) Работа в паре. (На доске №2 записаны слова)
от дуб…. по тропинк…. на дорожк…. до дорог…. по палатк…. благодаря мам…. вокруг лес…. над доярк….й к подруг…. вслед электричк….
Задание: выбрать существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.
Проверка: Дети называют слово, доказывают, почему его выписали, т.е. определяют падеж.
Учитель: Какие предлоги помогли определить дательный падеж?
Дети: Предлоги: к, благодаря, вслед, по.
Учитель: проверим существительные с предлогом по.
Учитель: Как проверяли окончание у существительных?
Дети:
на дорожк(е) – на доск(е)
по палатк(е) – по доск(е)
к подруг(е) – к доск(е)
по палуб(е) – к доск(е)
по тропинк(е) – по доск(е)
благодаря мам(е) – благодаря доск(е)
вслед электричк(е) – вслед доск(е)
Дети: Орфограмму слабой позиции в окончании существительных проверяем по сильной позиции.(Словом из 1 набора с ударным окончанием)
4) Самостоятельная работа. (Каждому ученику дается текст).
Задание. Прочитай текст. Подчеркни те предложения, в которых есть существительные в дательном падеже, над существительным напиши Д.п.
Случай с кошельком.
1) По улице бежали брат и сестра. 2) К магазину медленно шла хроменькая старушка.3) Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. 4) Костя видел это. 5) Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. 6) Костя вернулся к сестре. 7) Он стал жаловаться на старушку. 8) Он был обижен тем, что она не сказала спасибо. 9) Сестра строго посмотрела на брата. 10) Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.
11) Не сразу Костя понял слова сестры.
– Как оценить свою работу?
– отметь х количество предложений с существительными в дательном падеже.
IV. Д/з:
Придумать и записать 10 предложений, в которых есть существительное в дательном падеже, выписать словосочетания из каждого предложения командир + существительное в дательном падеже.
V. Рефлексия урока.
Учитель: Какие новые знания получили на уроке? Добились вы поставленной цели?
Дети:
– Я понял, что существительные в дательном падеже называют адресата.
– Существительное в дательном падеже в предложении является второстепенным членом.
– Я поняла, что существительные в дательном падеже могут быть с предлогами и без предлогов. А если есть предлоги: к, благодаря, вслед, значит эти существительные в дательном падеже.
– Я узнал, что существительное с предлогом по надо проверять по вопросу, чтобы не ошибиться при определении падежа.
– Я повторила, как проверять окончание существительных.
Учитель: Какое у вас было настроение? Какое самочувствие? В чем появилась уверенность? Какие вопросы вызывают сомнения?
Учитель: Ребята, вы были активными на уроке, это помогло нам разобраться в новой теме. Ваша работоспособность радовала меня.
Спасибо за урок!
Литература:
- Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях. Часть1 (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) – М.: Вита – Пресс, 2003.