Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни в городе и селе.
Задачи урока:
- Образовательные:
усвоение понятий «город», «село», «деревня»;
формирование умений сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов. - Развивающие:
развитие функций мышления (анализа, сравнения, обобщения, формулирования выводов);
развитие внимания. - Воспитывающие:
воспитание интереса к предмету,
любви к своему городу, уважение к его истории и традициям;
пробудить желание, сохранить его культуру и красоту.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села, памятников, музеев, различных производств, предприятий торговли, транспорта, сельского хозяйства, атлас Малофиевой Н.Н. «Я познаю мир», 2006 год, карточки со словами «город», «село», «деревня», «горожане», «сельский житель», «небоскребы», «ферма», «фермер», «город Шуя», «Ивановская область».
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроках не скучаем,
Пишем, думаем, считаем,
Очередь пришла играть.
Ответы будем выбирать.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какую тему вы уличили на уроке окружающего мира? (Природа)
– О чем говорили в этой теме? (о жизни растений и животных)
– Повторяем все, что знаем!!!
– Отгадав кроссворд, вы получите ключевые слова, которые помогут вам определить тему сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо выбрать правильный ответ.
Кроссворд «Природа»
Вопросы к кроссворду:
- Кто может пить ногой?
– заяц;
– лягушка;
– курица. - Разноцветные грибы:
– подберезовики;
– лисички;
– сыроежки. - Трава от 99 болезней:
– зверобой;
– подорожник;
– ромашка. - Сколько ног у паука?
– 6;
– 8;
– 4. - Какое животное не относится к рыбам?
– дельфин;
– карп;
– карась. - Самое сладкое дерево наших лесов?
– дуб;
– липа;
– рябина. - Какая птица выше всех летает?
– ласточка;
– воробей;
– орел.
III. Целеполагание и мотивация.
– Назовите ключевые слова. (город, село)
– Сформулируйте тему урока. («Город и село») (вывешиваются корточки со словами и фотографии города и села)
– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Жизнь города и села».
– Как вы думаете, о чем может пойти речь в этом разделе? (ответы учащихся)
– Давайте обратимся к учебнику (с. 95).
– Прочитайте содержание раздела. Посмотрите рисунки на стр. 96-97. Кто догадался о ком и о чем мы будем говорить? (о людях, о предметах, об экономике и т.д.)
– Если на прошлых уроках речь шла о природе, растительном и животном мире, то сейчас мы будем говорить о человеке. Человек – это частица природы, но в отличие от животных он способен мыслить, говорить, изготавливать предметы, которые ему нужны для быта, возводить строения. На следующих уроках вы познакомитесь с некоторыми творениями человечества.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в группах по карточкам с фотографиями города и села (6 групп).
– Перед вами различные фотографии.
Задание (на доске). Разделить фотографии на две группы. В одну отобрать только те, где изображен город, и отметить отличительные черты города. В другую те, на которых изображено село, отметить отличительные особенности сельской местности.
– Проверяем. Какие отличительные особенности в жизни города вы отметили? А в жизни села?
Вывод (презентация).
– Сложите карточки и уберите в конверт.
2. Индивидуальная работа с учебником.
– Итак, город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Население современного города может составлять от 50 000 человек до 1 миллиона и больше.
Село – небольшой населенный пункт.
Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.
– Как вы думаете, образ жизни горожанина и сельского труженика одинаков или различен? (Конечно различен)
– Кого называют горожанином? (вывешивается карточка со словом)
– Мы не будем сегодня говорить о том, где хорошо в городе или в селе. Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.
Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.
– А теперь немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка
- Растереть ладони, как бы умыться, провести по волосам, теплом от растертых ладоней.
- Встряхнуть пальцы и простучать все свое тело с головы (грудь, живот, бедра, ноги).
- Простучать спинку друг другу.
- Встаньте прямо, посмотрите вверх, вниз – 3 раза; налево, направо – 3 раза.
- Вытяните руку, посмотрите на пальчик, на доску – 3 раза.
– Садитесь. Продолжаем работу.
– Рассмотрим условия жизни городского и сельского жителя. Откройте учебник на страницах 98 – 99.
– Найдите сходства и различия городского дома и сельского.
– Чем похожи городской и сельские дома? В чем различия?
(Комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано все: и магазин на 1-ом этаже, и балкон, центральное отопление, отдельное помещение для кухни, спальни и т.д.
А у сельского жителя в доме есть подвальное помещение для хранения овощей, запасов на зиму и чердак, где можно сушить белье, хранить фрукты.)
– Закройте учебники и положите на край стола.
3. Работа в парах с атласом «Я познаю мир».
– А сейчас вы будите работать с атласом «Я познаю мир». Сначала послушайте задание. Работать будем в начале по вариантам, а затем в парах.
(На доске)
1 вариант изучает материал о городе на с. 31.
2 вариант изучает материал о селе на с. 35.
– Найти не менее двух плюсов и минусов в жизни горожан и сельских жителей и рассказать соседу.
– Проверка. Какие плюсы и минусы вы заметили в жизни города и села.
Вопросы:
- Как называются очень высокие дома? (карточка со словом «небоскреб»)
- Какие любимые развлечения есть у городской детворы? (аттракционы, цирк, спортивные площадки)
- Какие машины используются сельскими жителями для полевых работ? (тракторы, сеялки, косилки)
- Где строят фермы и для чего? (в селе для разведения домашних животных)
(карточки «ферма», «фермер», фотографии)
– Как вы понимаете значение этих слов? (Ферма – животноводческое подразделение сельской местности, специализированное звероводческое хозяйство. Фермер – владелец участка земли или нескольких домашних животных, который обеспечивает себе средства к существованию нелегким трудом, владелец или арендатор фермы.)
– Закройте атлас.
Физкультминутка
– Вы, наверное, устали? Да?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси зашипели.
Ши-ши-ши!
Пошипели, помолчали,
И, как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали,
И за кустиком пропали.
И опять все дружно встали,
Мы ни сколько не устали.
V. Закрепление изученного. Краеведение.
– В каком населенном пункте мы живем? В какой области находится наш город? Расскажите, что вы о нем знаете. (Шуя – красивый древний город с богатой историей и неповторимой архитектурой.)
– Какая река протекает в нашем городе? (На протяжении почти 7 км в нашем городе протекает река Теза)
– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете? (В нашем городе 25 крупных промышленных предприятий: фабрики «Тезинка», «Ритекс», «Шуйские ситцы», деревообрабатывающий завод «Эггер» и другие.)
– Современная Шуя – это город, где насчитывается более 450 памятников архитектуры. Какие памятники вам известны?
– Шедевром русского зодчества 1-ой половины 19 века считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной колокольней – первой среди звонниц, стоящих отдельно от храма.
– Какой высоты эта колокольня? (106 метров)
– Год назад рядом с колокольней был открыт новый памятник. Кому он поставлен?
– Колокольня видна с любой точки города, и днем, и ночью. Днем она горит под лучами солнца, а ночью освещается.
– В нашем городе есть музеи. Какие вы знаете? (Краеведческий музей, историко-художественный и мемориальный музей им. М.В.Фрунзе)
– Каждый день шуян ожидают Городской дом культуры, культурный центр «Павловский», кинотеатр «Родина». Широко развита сеть магазинов. Есть библиотеки, учебные заведения, больницы, городской парк с чудесными аттракционами. Здесь жители города могут отдохнуть, посмотреть спектакли, концерты, поправить свое здоровье, подышать свежим воздухом.
Вокруг нашего города раскинулись красивые и самобытные села. Какие села Шуйского района вы знаете? (Васильевское, Введенье, Сергеево, Дунилово) Здесь можно хорошо отдохнуть, узнать какую работу выполняет фермер, и откуда берутся некоторые продукты питания, которые мы покупаем в магазинах.
VI. Подведение итогов.
– Как сохранить красоту и богатство города, села? (презентация)
- Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.
- Беречь природу, приумножать ее богатства.
- Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.
– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Скажите, пожалуйста, какая самая большая ценность для человека? Да! Это знания. Оцените свои знания, взятые с урока. Достаньте из конвертов маленькие частички ваших знаний. Если вы узнали много, и урок вам понравился, то поместите эти частички в контур соответственно числам. Если знаний не совсем достаточно, то положите частичку на стол учителя.
– Что же мы получили в итоге? (герб г. Шуя)
– Это значит, что мы достигли все цели, поставленные в начале урока.
– Попробуйте сформулировать понятия «город», «село».
Домашнее задание: повторить материал по учебнику с. 96-99, выполнить задание в тетради с. 36 (записать основные сведения о нашем городе) и нарисовать дом, в котором вы живете.
Урок окончен.