Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века творим,
По мере своих сил…
Н. Заболоцкий
Цели: Актуализировать знания учащихся о теории эволюции Ч. Дарвина, движущих силах антропогенеза и экологической нише для поиска решения проблемы на уроке. Создать условия для организации исследовательской деятельности по определению экологической ниши современного человечества. Показать сложность, ответственность и красоту труда исследователя, зависимость судьбы исследования от внешних факторов и психологической доминанты самого исследователя. Способствовать определению собственной позиции учащихся к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.
Виды деятельности: групповая работа, модельный эксперимент, подготовка сообщений, индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.
Интеграция: биология, экология, психология.
Ведущий метод: исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, видеозаставка «Что человеку нужно для счастья», слайды «Эпоха динозавров», компьютерные заготовки для опорно-логических схем, карточки с разноуровневыми заданиями, форма-трафарет для психологического теста.
Ход урока
После организационного момента урок начинается с просмотра видеозаставки.
Учитель. Я хочу начать наш урок с вопроса: Что человеку нужно для счастья?
Учащиеся предлагают свои ответы.
Учитель. Если обобщить ваши ответы: человеку, как и любому другому биологическому существу, для счастья нужны две вещи – приспособиться к окружающей среде и оставить здоровое потомство. Что значит «приспособиться», каждый понимает по-своему. Одному нужны материальные блага и он всю жизнь их копит. Для другого, важно общение, своё место в коллективе, уважение людей. Третий всецело поглощён семьёй. Четвёртый ищет себя всю жизнь, пытаясь самореализоваться. Человечество в целом, тоже желает счастья и пытается найти то гармоничное равновесие с природой, которое позволит ему выжить в ухудшающейся экологической обстановке. То есть, человечество ищет свою экологическую нишу, которая позволила бы ему не просто уйти от конкуренции с природой, а гармонизировать эти отношения.
Экологи утверждают, что человек сейчас находится на грани такого же кризиса, какой случился в меловой период мезозойской эры. А что собственно произошло в этот период?
Учащиеся. Вымерли динозавры.
Учитель. И это только верхушка айсберга. (Демонстрация заранее подготовленных слайдов «Эпоха динозавров».) Полностью сменяются морские биоценозы. Деградируют и абсолютно перестраиваются пресноводные биоценозы. Покрытосеменные растения, которые существовали где-то на задворках мира папоротников и голосеменных, захватывают их ареалы. Динозавры, эти пресмыкающиеся исполины, абсолютно не замечавшие у своих мощных ног маленьких пушистых зверьков – первых млекопитающих, вымирают и вытесняются ими. Когда думаешь обо всём этом и проводишь аналогию с сегодняшним днём, невольно в страхе оглядываешься, где эти «малявки», которые вытеснят человека разумного с этой планеты?
Я не собираюсь пугать вас, я хочу убедить вас в том, что у человечества есть выход. Вся огромная история антропогенеза привела к определённым результатам – эволюционному становлению системы взаимоотношений человека с природой. То есть, к становлению экологической ниши человечества. Это будет целью урока. А именно?
Учащиеся: Определить экологическую нишу человечества.
Учитель: Попробуем провести небольшое исследование по данному вопросу. Это будет настоящим исследованием, так как ответа на этот вопрос вы не найдёте в учебниках. А второй задачей урока станет выяснение того, какое отношение к экологической нише человечества имеет каждый из нас. Запишите в свою рабочую тетрадь тему урока и сформулируйте проблему. (Определить экологическую нишу современного человека). Учащиеся, таким же образом, самостоятельно формулируют задачи исследования:
- Определить этапы работы.
- Выбор эффективных методов.
- Поиск решения.
- Выводы
Учитель: Как же мы (скажите вы) найдём ответ на вопрос, если мы ничего по этому поводу не знаем? Вы увидите, как мы с вами создадим новое знание на основе уже имеющихся у вас знаний. Чтобы проиллюстрировать свои слова, я приглашаю вас в путешествие по следам одного великого открытия – создания эволюционной теории Ч. Дарвина. Судьба этого человека противоречива и трагична. Демонстрация слайдов о Дарвине и его работах. Судите сами. Учителя считали маленького Дарвина неспособным учеником, а он стал великим гениальным учёным. Человек, болезненно переживавший любую критику, своими работами вызвал на себя такой шквал критики, который не утихает по сей день. Человек, создавший теорию эволюции, в конце жизни приходит к богу. До сих пор встречаются мнения, что теория «витала в воздухе» и её мог воссоздать на бумаге любой человек. Нет, нужен был гениальный ум Дарвина, способный обобщить имевшиеся знания. А какие знания и факты биографии помогли Дарвину сформулировать положения своей теории?
Учащиеся: Путешествие на корабле «Бигль», теория искусственного отбора, теория Лайеля (согласно которой, геологическое строение нашей планеты постоянно изменяется под влиянием естественных процессов; геологические силы, действовавшие в прошлом, действуют и в настоящее время)
Учитель: Был ещё один источник, который помог созданию теории. Эта работа только в совсем недавнее время стала упоминаться в учебниках, имя автора являлось ругательным. Но пусть эта работа ещё немного побудет для нас секретом. Того, что мы уже назвали, будет достаточно для иллюстрации моей мысли, о том, что новое знание создаётся на основе имеющихся сумм знаний. Теперь перед нами схема, заполнив которую, мы ответим на ваш вопрос. Попробуем определить исходные знания, необходимые нам, выполняя задания по карточкам-минуткам. У вас на столах карточки-минутки, выполните задание и сдайте карточки.
Работа по карточкам.
Учитель: Что же вы предложите? Какие знания нам потребуются для определения экологической ниши человечества.
Учащиеся: Необходимо определить, что такое экологическая ниша. Это – «профессия» вида. Место вида в биоценозе. Экологическое пространство вида.
Учитель: Вы заметили, что для иллюстрации экологической ниши человечества приготовлено три полочки, на которые мы станем класть предметы, символизирующие состояние экологической ниши. Почему полочек – три?
Учащиеся: Вероятно, экологическая ниша человечества исторически изменялась. На разных этапах антропогенеза, когда действовали разные движущие силы, человек занимал определённые экологические ниши.
Учитель: А какие движущие силы антропогенеза вы знаете?
(Называют, записывают).
Учитель: Нам ещё не хватает какого-то знания об экологической нише, которое бы более чётко определило разницу между разными экологическими нишами. В этом нам поможет работа, которую выполнят три образованные вами группы.
Класс делится на три группы. Задания для групп представляют собой примеры взаимоотношений, иллюстрирующие разные экологические ниши. Задания можно подготовить в виде рисунков, описаний, слайдов, видеофрагментов. Пример первый: два вида короедов, короед-типограф и короед-гравёр сосуществуют на одном стволе, только один выше по стволу, другой – ниже. Чем отличаются их экологические ниши?
Учащиеся: Расположением в пространстве.
Пример второй: Два вида хищника делят один ресурс. Один питается днём, другой ночью. Чем отличаются их экологические ниши?
Учащиеся: По времени.
Пример третий. Два вида хищника, один ресурс. Один убивает добычу и питается самыми лакомыми кусочками, другому достаются объедки. Чем отличаются их экологические ниши?
Учащиеся: Особенности самого ресурса.
Учитель: Для человека все эти черты экологической ниши будут характерны. Но есть ещё одна черта экологической ниши человека. Сейчас мы проведём модельный эксперимент, который позволит выявить эту черту.
Модельный эксперимент – в форме игровой ситуации (Боринская С. А., Карташова О. В., 1995). Представим планету, которая заселена тремя видами бактерий (три ученика). Ситуация первая: пищи достаточно (ученикам предлагается съесть по яблоку). Ситуация вторая: пищи становится недостаточно (предлагается одно яблоко, его съедает самая «ловкая» или «сильная бактерия»). Ситуация повторяется, но на этот раз «слабые бактерии» догадываются помочь друг другу. В процессе игрового моделирования ситуаций учащиеся предлагают различные варианты выживания «бактерий», учитель выделяет те способы, которые связаны с поведением и указывает именно на них.
Учащиеся: Отличительной чертой экологической ниши человечества будет являться его поведение.
Учитель: Экологическая ниша человека определяется его поведением. Пока в антропогенезе действовали только биологические факторы, человек ничем не отличался от животных, и его экологическая ниша определялась, главным образом, ресурсом. Положим на первую полочку символ ресурса – конфету. Но вот в силу вступают социальные факторы антропогенеза. С этого момента происходит непрерывное и всё ускоряющееся расширение ниши человечества (Моисеев, 1996). Что становится определяющим в поведении человека, что выделяет его из мира природы, обособляет его как вид?
Учащиеся: Труд.
Учитель: Положим на вторую полочку символ труда – молот. Что дальше? Человек трудился, трудился, подчинил себе природу, распахивал, раскорчёвывал, вырубал, осваивал. Наконец, экстенсивные пути развития начинают себя изживать. Как быть дальше?
Учащиеся: Труд становится творческим.
Учитель: Вот оно – слово прозвучало: экологическая ниша современного человека – творчество.
Я убеждён, что ДА! Это – творческое начало. Оно генетически, извечно присуще человеку. Родившись вместе с мышлением, как обеспечение необходимости поиска, оно стало развиваться самостоятельно, оставив вторую, гуманитарную струю человеческой жизнедеятельности. Уже сейчас у значительной части человечества, возможность творческого самоутверждения – не менее сильный стимул для работы, чем традиционные в нашем современном обществе. Животное живёт для того, чтобы жить! На это и направлены все его усилия. Человек живёт для того, чтобы созидать, чтобы творить! Творчество становится потребностью человека – таково содержание этого нового витка антропогенеза (Моисеев, 1996).
Предметом, иллюстрирующим данный этап развития экологической ниши человечества, станет – колесо, положим его на соответствующую полочку. Таким образом, исследование завершено, первую задачу урока мы выполнили, подведём итог.
Учащиеся: Результатом антропогенеза явилось становление системы взаимоотношений человека и природы, то есть – экологическая ниша. Экологическая ниша современного человека – есть творчество! Именно творчество станет ареной дальнейшей эволюции человека.
Учитель: Переходим к выполнению второй задачи урока. Но какое мне дело, скажите вы, до человека с его экологической нишей, какое мне дело до творчества, если я – человек не творческий. Чтобы не было разночтений, давайте выясним, что вы подразумеваете под творческими способностями.
Учащиеся разъясняют свою позицию.
Учитель: А разве повар, создавший невиданное доселе блюдо, не творец? А парикмахер, выполняющий причёски невиданной красоты? А сапожник, придумавший новую модель туфелек? Так что же такое творчество?
Учащиеся: Творчество – это способность видеть и действовать нешаблонно, неординарно. Способность видеть в обычных вещах нечто необычное, способность создавать что-то новое, что-то своё.
Учитель: Хотите проверить прямо сейчас, сею же минуту, есть ли у вас творческие способности? У вас на столах лежат картонные кружочки. Нарисуйте в них то, с чем ассоциируется у вас круг.
Учащиеся рисуют.
Учитель: Психологи утверждают, если нарисовать солнце, лицо, цветок, часы – эти рисунки говорят об отсутствии творческих способностей. Однако, в вашем классе много творческих натур.
Учитель комментирует некоторые работы.
Учитель: Вы скажите, не поздно ли выявлять у нас в 11 классе творческие способности? Психологи утверждают, что не поздно. Примеров сколько угодно. Вспомните хотя бы Дарвина. Всё зависит от вас. Человек не рождается с уже развитыми способностями. Если образно представить способности в виде дерева, которое необходимо вырастить, то в начале жизненного пути человек получает семя с зачатками будущих способностей. И в зависимости от того, какую стратегию он выберет. Будет ли, как этот молодой человек (демонстрируется рисунок) самозабвенно закапывать свой талант, или станет, как этот, терпеливо взращивать свои способ ости. Ваше дерево способностей тоже либо зацветёт прекрасными цветами, либо увянет в бутонах.
Так, скажут некоторые из вас, у меня есть творческие способности, и мне не надо развивать свои общеучебные умения. И ошибётесь.
Далее следуют сообщения учащихся, которые были подготовлены заранее.
Учащиеся: Психологи выясняли, что творческие способности развиваются только в том случае, если общеучебные умения развиты чуть выше среднего уровня. Не огорчайтесь и те, у кого нет творческих способностей. Хотя творческие и учебные способности взаимосвязаны, но они же и противопоставлены друг другу. И чтобы хорошо учиться, надо отказаться от самости, безоговорочно верить учебникам. Творчество же предусматривает свой путь. На основе усвоенных знаний, человек создаёт нечто своё. Пластичность нервной системы позволяет совмещать и те и другие способности в одном человеке.
Учитель: Причём, разные люди, усвоив одну и ту же информацию, могут создать на её основе совершенно противоположное знание. Это то же одно из великолепных свойств нервной системы, психологическая доминанта. А вот пример, замечательный, на мой вкус. Помните, ещё один источник эволюционной теории? Это работа Томаса Мальтуса «Опыт народонаселения…», в которой он утверждал, что ресурсы планеты ограничены, и не могут прокормить всё человечество, и далее оправдывал войны, голод, классовое неравенство и т. д. Однако, есть один процесс, опасность которого предвидел ещё в конце 18 века английский монах Мальтус. Он высказал гипотезу о том, что человечество растёт быстрее, чем способность планеты создавать продовольственные ресурсы. Долгое время это было не совсем так - люди научились повышать эффективность сельского хозяйства. Но в принципе Мальтус был прав: любые ресурсы планеты ограничены, а пищевые – прежде всего (Моисеев, 1996). И вот, два разных человека прочитали эту работу Мальтуса. Один, использовав её, создал теорию эволюции, другой - расовую теорию дискриминации. Один стал Ч. Дарвиным, а другой – Гитлером. И так, мы выполнили и вторую задачу урока. Каждый из нас находясь в поиске своей социальной ниши в обществе, создаёт общую экологическую нишу человечества. Я лично думаю, что основная причина кризиса та, о которой ещё 200 лет тому назад говорил монах Мальтус, если только понимать его высказывания более широко: как принципиальную неустранимость в рамках современной цивилизации рассогласования растущих потребностей растущего населения с возможностями их удовлетворения без изменения современной экологической ниши человека и общественных (т. е. жизнеутверждающих) парадигм (Моисеев, 1996). Мы все маленькие песчинки и капельки, но из песчинок и капелек – рождается океан. Ну, как, прониклись собственной значимостью! Тогда давайте вспомним ход наших рассуждений. Вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке, основные мысли, которые мы озвучивали.
Рефлексия.
Учитель: Затронула ли тема урока какую-либо вашу личную проблему? Нашли ли вы ответ на свой вопрос?
Ответы учащихся. Оценивание знаний.
Учитель: Если вас заинтересовали вопросы, которые были подняты на уроке, я предлагаю вам заняться самообразованием и почитать следующие книги (список литературы).
Список литературы для учащихся
- Воронин Л. Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. – М.: Просвещение, 1984.
- Гуревич Н. С. Человек. 9 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
- Коломинский Я. Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1986.
- Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта. – Л.: Наука, 1986.
- Мухин Л. М. Планеты и жизнь. – М.: Молодая гвардия, 1980.
Список литературы для учителя
- Боринская С. А., Карташова О. В. Решение задач с построением эволюционных моделей.//Биология в школе. – М.: Школа-Пресс. – 1995. - №5. – с. 26.
- Моисеев Н. Н. Экология и образование. – М.: «Юнисам», 1996.
- Фролов И. Т. Жизнь и познание: о диалектике в современной биологии. – М.: Мысль, 1981.
- Чудновский В. Э., Юркевич З. С. Одарённость: дар или испытание. – М.: Знание, 1990.