Начало пути…Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Учителя нашей начальной школы с 1-го класса работают над небольшими проектами по окружающему миру, литературному чтению, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Работа над мини-проектами стала традиционной. Если проект выполнен группой учащихся, это позволяет включить в проектную деятельность общение – ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Считаем, что проектная деятельность развивает интеллект ученика, умение планировать и отслеживать последовательность действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности и самостоятельность; предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
С помощью метода проектов ученики выявляют и формулируют проблемы; проводят их анализ; находят пути решения; работают с большим источником информации (справочная литература, энциклопедии, Интернет); применяют полученную информацию для решения поставленных задач.
План работы над проектом.
1 этап. Подготовка. Определение целей и темы проекта. При определении темы формулируется проблема исследования. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем.
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Обсуждают предмет с учителем, получают дополнительную информацию, формируют рабочие группы. | Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. |
2 этап. Планирование.
Анализ проблемы, выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
С помощью учителя формулируют задачи. Уточняют источники информации, устанавливают план действий. | Помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает. |
3 этап. Принятие решений.
Сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Работают с информацией, проводят исследование. | Наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью. |
4 этап. Выполнение.
Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Анализируют информацию, оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5 этап. Оценка результатов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию | Наблюдает, направляет процесс анализа, советует. |
6 этап. Защита проекта.
Подготовка возможных форм предоставления результата, объяснение полученных результатов, коллективная защита, презентация (письменный отчёт)
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке путём обсуждения результатов. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, качество использования источников информации. |
Преимущества проектной деятельности:
- учащиеся видят перед собой конечный результат – работу, которую они сделали своими руками;
- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества;
- профессиональное самоопределение; именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания;
- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Со своими проектами учащиеся знакомят своих одноклассников на уроках (как дополнительный материал к уроку), во внеклассной деятельности, на родительском собрании. После защиты своей работы на конференции в лицее, ребята принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». С работами этих учеников можно познакомиться на сайте фестиваля. За участие в творческой деятельности ученики награждаются дипломами и сертификатами фестиваля.
Таким образом, использование проектной деятельности в нашем лицее становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.