Тема "Преобразующая сила музыки". Урок "Сатирические интонации в музыке". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель: формирование способности нравственно-эстетического переживания, научить понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы.

Задачи: научить чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественность образов на примере оперы "Золотой петушок" Н.А.Римского-Корсакова, раскрыть многогранность художественно-образного воплощения.

Методы: беседа, словесное рисование, сравнительный анализ, активный диалог, активизация воображения.

Оборудование: видеомагнитофон с видеозаписью, музыкальный центр с записями, проектор, компьютер (для демонстрации проектов, портретов, картин).

 Если бы мtня спросили: "Что я люблю больше - музыку или литературу?" Мне трудно было бы ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Очень люблю читать стихи и сказки вслух. Пусть даже самой себе.

Я снимаю с полки томик стихов и нахожу одно из самых прекрасных и знаменитых стихотворений

"Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты:"

Начинаю читать и останавливаюсь. Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу начинает звучать чудесная музыка и стихи эти хочется петь. Очень трудно представить эти стихи без музыки Глинки. Или вот еще одна страница

"У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит:"

Эти стихи, наверное, знают многие из вас и сразу же назовут автора. Это Пушкин. А это стихотворение легло в основу сказочной оперы "Руслан и Людмила", которая появилась в 1920 году. Стихи и сказки Пушкина так созвучны, что многие композиторы обращались к его произведениям.

Но есть композитор, который не менее гениален, чем сам Пушкин, в другой области - в музыкальном мире. Посмотрев на портрет, вы вспомните этого великого композитора - Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908).

- Ребята, какими словами охарактеризовали бы вы этого композитора?

Н.А.Римский-Корсаков - русский композитор, дирижер, писатель, общественный деятель, член "Могучей кучки", профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка.

Мне хотелось бы услышать ответ на вопрос:

- Какой музыкальный жанр является основным в творчестве Римского-Корсакова?

(Опера - 15 опер).

- И почему его называли композитором - сказочником?

Действительно, он создал множество эпических и сказочных опер. Попробуем их вспомнить: "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Ночь перед рождеством", "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Шехерезада", "Золотой петушок", "Млада".

"Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел:"

Опера "Золотой петушок" написана в 1906 году. События, происходившие в России, отразились в опере. Недовольство простого народа переросло в восстание 1905 года. Мысль о свержении царизма утвердилась в сознании рабочих и крестьян. А "кровавое воскресенье" потрясло страну, когда была расстреляна мирная забастовка: Труба, изображающая крик петуха, возвещает начало сказки.

Римский - Корсаков не мог не выразить к этим событиям своего отношения: он и сам оказался в гуще этих событий. Выступив в защиту студенческой забастовки в Петербургской консерватории. Так рождается мысль создать оперу "Золотой петушок" - образец музыки эпохи первой русской революции. Сатира на царизм заложена уже в сказке Пушкина. Сохранив большую часть стихов, Римский-Корсаков и Бельский внесли черты своего времени и создали оперу.

Попробуем вспомнить главных персонажей этой сказки.

- Царь Додон, Звездочет, петушок, Шемаханская царица, воевода Полкан и т.д.

На доске вы видите словесную характеристику героев этой сказки. Попробуем определить, какому персонажу они относятся.

  • Неуклюжий, смешной, нескладный - Додон
  • Задорный, успокаивающий, настороженный - петушок
  • Восточная, чарующая, обольстительная -Шемаханская царица
  • Старый, неотесанный, ворчливый - Воевода Полкан
  • Волшебный, таинственный, звенящий - Звездочет.

Н.А.Римский-Корсаков в октябре 1906 года сделал первый набросок в свою записную книжку, тему "Петушка": "Кири-ку-ку! Царствуй лежа на боку!". К

- Какой музыкальный инструмент мог бы изобразить голос петуха?

- Труба, изображающая крик петуха, возвещает начало сказки ( слушание отрывка из оперы).

1. Звучит мелодия Шемаханской царицы (виолончель).

Новый образ словно рождается из холодных, таинственных звуков колокольчика: призрачная, хрупкая тема старого кудесника - Звездочета, который приглашает посмотреть сказку:

2. Звучит отрывок темы Звездочета (колокольчик, арфа).

- Какие интонации вы услышали, слушая этот отрывок, какими словами охарактеризовали бы образ Звездочета. Запишите, пожалуйста, на ваших карточках.

Что же происходит в царстве Додона? Какие люди окружают его? (трон, два сына, заседание царской думы). Когда-то он был грозным, смелым, да и теперь не хочет сдаваться воинственным соседям).

3. Звучит тема Додона.

- Какие музыкальные интонации слышатся в этом отрывке и кому она принадлежит?

(дают характеристику в карточках)

Додон - ленив. Глуп, труслив, но претендует на большой ум, величие и смелость. Интонации его вокальной партии нарочито грубы, просты, отрывисты, будто лишен он живого человеческого чувства, а моментами его речитатив напоминает жалобу обиженного ребенка. Сыновья Додона показаны не менее пародийно и излагают свои "мудрые и глубокие мысли". Гвидон предлагает убрать войска с границы и поставить вокруг столицы, запастись припасами. Афрон - распустить войска и собрать его за месяц до нападения.

4. Какова же характеристика верного слуги Додона, которого автор назвал собачьим именем? Полкан (старый, верный, ворчливый).

Попробуем услышать его лейтмотив (партию).

- Какие ассоциации у вас возникли в процессе слушания? Отмечают в карточках.

Додон засыпает под крик петушка, и снится ему дивная красавица. Но кто она? В оркестре в это время маняще и обольстительно звучит тема Шемаханской царицы. Как близка она фантастической теме Звездочета, в ней та же изысканность, изящество, тот же восточный колорит!

Поле брани. Повержено войско сыновей Додона. Здесь же оба царевича, вонзившие друг в друга мечи. Бравый и напыщенный марш первого действия становится робким, трусливым, переходит в скорбное пение Додона и рыдание его войска.

Что за страшная картина!
То они, мои два сына.
Без шлемов и без лат,
Оба мертвые лежат.

Попробуйте, изобразить чувства Додона словесно в своих рабочих карточках: скорбь, горе, отчаяние, безысходность.

Но все меняется при первом отблеске зари. Все преобразовалось вокруг, полились нежные чарующие звуки флейты, кларнета, арфы. В этот момент из шатра появляется Шемаханская царица, "вся, сияя, как заря". Она - воплощение прекрасного, возвышенного, женственного. С ее появлением Додон и его рать стали еще более грубыми, ничтожными. Царица обращается к солнцу:

Ответь мне, зоркое светило,
С востока к нам приходишь ты:
Мой край родной ты посетило,
Отчизну сказочной мечты?

Эта ария подобна светлому идеальному миру покоя, гармонии, возвышенности. Музыка наполнена поэзией, очарованием, передавая благоухание, аромат далекой страны, о которой поет Шемаханская царица. Как причудливый восточный узор вьется ее мелодия, перекликаясь с гобоем и английским рожком.

Дальнейшие события развертываются на резком сопоставлении возвышенной красоты, тонкого ума, коварства Шемаханской царицы и Додона. Вся сцена строится как поединок. Образ неземной красоты, овеянной дымкой мечты и грез.

Додон покорен. Но как выразить свои чувства к Шемаханской царице? Взяв в руки гусли, он громко поет детскую песенку "Чижик-пыжик" с такими словами:

Буду век тебя любить,
Постараюсь не забыть.
А как стану забывать,
Ты напомнишь мне опять.

Это, конечно, кульминация "осмеяния" в образе Додона царского самодержавия. Благодаря Шемаханской царице Римский-Корсаков окончательно разоблачил общественные порядки и строй России. Сколько гротеска, сарказма в этой сцене!

Додон "СДАЕТСЯ", предлагая Шемаханской царице ехать с ним в свое царство. Хор рабынь царицы "славят царя":

Сестры, кто хромает рядом,
С лучезарною красою?
Царь он саном и нарядом,
Раб же телом и душою.

Приближается развязка оперы. В разгар праздничного торжества появляется Звездочет.

- Ребята, попробуйте досочинить развязку: (ответы учащихся).

Звуки колокольчиков обдают ледяным ветром в жаркий день, повеяло чем-то мертвенным и жутким. Звездочет требует отдать ему Шемаханскую царицу! Напряженно звучит оркестр, отрывистые зловещие аккорды прерываются долгой паузой, после того как царь Додон в гневе ударяет волшебника жезлом по лбу.

Содрогнулись от происшествия не только люди, но и природа - грянул гром, и солнце спряталось за тучу. Драматическое звучание оркестра, то "разрастающееся" до форте, то снова стихающее, подготавливает к главным событиям оперы. Раздражение и возмущение Шемаханской царицы к Додону беспредельно. Впервые ее вокальная партия приобретает резкий, жесткий характер. Восточная красавица выносит приговор Додону.

Пропади ты, злой урод!
И дурацкий твой народ!
Как земля еще выносит
И к ответу не попросит.
Погоди, седой болтун,
Твой уж близок карачун.

Именно в этом речитативе заложен смысл оперы: пророчится гибель царизму. Как голос судьбы раздается пронзительный крик Петушка.

Перед нами снова Звездочет, звучит его тема таинственно, светло и спокойно, будто ничего драматического не произошло. (Повторно звучит тема Звездочета).

Вот чем кончилася сказка.
Но кровавая развязка,
Сколь не тягостна она,
Волновать нас не должна,
Разве я лишь да царица
Были здесь живые лица,
Остальные - бред, мечта,
Призрак бледный, пустота.

Звездочет уходит. Но последнее слово остается за музыкой. У трубы, как призыв, звучит тема Золотого Петушка в том варианте, который был связан со словами "Берегись, будь на чеку!"

Вот оно, последнее слово композитора, обращенное к современникам.

В ней соединились политическая острота замысла, остроумное музыкальное решение, выразительность, характеристичность вокальных партий, ослепительная яркость оркестровки. Это произведение достойно завершает большой творческий путь Римского-Корсакова и открывает новые пути для дальнейшего развития оперы 20 века.

Вопросы для обобщения:

- Почему автора называли композитором-сказочником?

- С какой оперой познакомились?

- Какие исторические события раскрыл композитор?

- Какие образы были фантастическими, а какие реальные?

- Какими музыкальными средствами раскрывает музыкальные образы автор?

- Какие сатирические образы в опере?

И т.д.