Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Задачи формирования умений:

  1. Находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений.
  2. Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно.
  3. Правильно употреблять в речи данные предложения.
  4. Правильно расставлять знаки препинания.
  5. Составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

1. Этап «включения» в урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Все в сборе? Все 28. Можно начинать урок. Готовы?

Ребята, а может, в поход пойдём? Рюкзаки на месте. Согласны? Закройте глаза и представьте себе, что мы подъезжаем к деревне Трегубово. Птички щебечут, земляникой, клубникой пахнет, цветов видимо-невидимо. Да и территория кажется вполне обжитой и безопасной.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Местные жители – вполне дружелюбные. Итак, мы с вами сегодня в походе, но, конечно же, не в настоящем, а в походе за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас вместе всё получится.

Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

2. Разминка.

Начнём урок с лингвистической разминки. (В походе без продуктов очень тяжело.)

На доске записываем предложение, объясняем орфограммы и знаки препинания.

Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушёнки, банка сгущённого молока, варенье из крыжовника, копчёная колбаса, зубная щётка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечёвочки.

Дайте характеристику данному предложению.

3. Актуалризация уже имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие ещё виды сложных предложений вы знаете? (Поможет вам таблица. На экране, на листочках)

Составьте монологический рассказ о сложных предложениях.

схема1

4. Различение предложений на слух.

Закрепим наши знания, выполнив графический диктант. (У доски и в тетрадях)

  1. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ ○ и ○ ].
  2. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём. [1- =], и [2  = ].
  3. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. [1 = ], и [2 = - ].
  4. Осень, и листья опадают с деревьев. [1 - ], и [2 - = ].
  5. Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал. [1 - ], (2 где - = ).

5. Привал, где мы набираемся знаний.

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.
  2. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Похожи предложения? Да.

Давайте сравним.

– Выделим основы.

– Объясним знаки препинания.

– Составим схемы.

– Определим часть речи слова «которая».

Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

6. Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Работа с таблицей).

– На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (Какой?)

– Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет)

– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: который, что, куда, где и др.)

– К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, который выражен существительным или словом, употреблённым в значении существительного.)

7. Закрепление изученного материала.

Найти СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи. Объяснить знаки препинания.

  1. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
  2. Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.
  3. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
  4. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (В этом предложении найдите известные вам изобразительно-выразительные средства языка).
  5. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. (1 и 5 предложения – СПП с придаточными определительными)

8. Тренировочные упражнения.

В данные предложения вставить слово «который» в нужной форме.

  1. И стебелёк травы достоин того великого мира,…  он растёт.
  2. Кругом в лесу  и на поле стояла тишина,… нарушает только однообразное жужжание комаров.
  3. Огромная туча,… медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.

9. Отдохнём.

Сыграем в «прятки». Найдём пропажу.

Попробуем соединить половинки сложных предложений.

а) Скучен день до вечера,                                           а) надо прилежно учиться.

б) У человека должны быть                                          б) коли делать нечего.

любимые произведения,

в) Чтобы получить хорошую профессию,                   в) так человек для работы.

г) Как птица создана для полёта,                               г) к которым он обращается неоднократно.

Указать СПП с придаточным определительным.

10. Отдохнули и опять за работу. А она не совсем простая.

Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  1. Солнце, ещё не  вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  2. И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывавшийся сверху, – всё это радовало нас.
  3. Лодка, приближавшаяся к берегу, вызвала наш восторг.

11. Задание наоборот.

Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.

  1. Луга, которые сохранили ещё чудесный аромат, расстилались кругом.
  2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
  3. Ветер, который налетел внезапно, повалил старую ель.

12. «Умный редактор».

Вылечим заболевшие предложения (в походе такое встречается).

  1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу реки и занимавшей почти всю поляну.
  2. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
  3. Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.

13. Отдохните. «Расшифруй».

ЯО О Ю                               Люблю место, где родился.

С Р Т Л

Л Е С Б

И Д Е Ю

Д Г М Л

Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, наш родной Зарайский край.

14. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру о Зарайске. Используйте в работе СПП с придаточными определительными.

Примечание: к разработке урока прилагается презентация. (Приложение 1)

Карточка для работы учеников (Приложение 2)