Цель: обобщить знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».
Задачи формирования умений:
- Находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений.
- Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно.
- Правильно употреблять в речи данные предложения.
- Правильно расставлять знаки препинания.
- Составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
Ход урока
1. Этап «включения» в урок.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Все в сборе? Все 28. Можно начинать урок. Готовы?
Ребята, а может, в поход пойдём? Рюкзаки на месте. Согласны? Закройте глаза и представьте себе, что мы подъезжаем к деревне Трегубово. Птички щебечут, земляникой, клубникой пахнет, цветов видимо-невидимо. Да и территория кажется вполне обжитой и безопасной.
Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Местные жители – вполне дружелюбные. Итак, мы с вами сегодня в походе, но, конечно же, не в настоящем, а в походе за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас вместе всё получится.
Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».
2. Разминка.
Начнём урок с лингвистической разминки. (В походе без продуктов очень тяжело.)
На доске записываем предложение, объясняем орфограммы и знаки препинания.
Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушёнки, банка сгущённого молока, варенье из крыжовника, копчёная колбаса, зубная щётка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечёвочки.
Дайте характеристику данному предложению.
3. Актуалризация уже имеющихся знаний.
Давайте вспомним, какие ещё виды сложных предложений вы знаете? (Поможет вам таблица. На экране, на листочках)
Составьте монологический рассказ о сложных предложениях.
4. Различение предложений на слух.
Закрепим наши знания, выполнив графический диктант. (У доски и в тетрадях)
- Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ ○ и ○ ].
- Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём. [1- =], и [2 = ].
- Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. [1 = ], и [2 = - ].
- Осень, и листья опадают с деревьев. [1 - ], и [2 - = ].
- Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал. [1 - ], (2 где - = ).
5. Привал, где мы набираемся знаний.
- Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.
- Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
Похожи предложения? Да.
Давайте сравним.
– Выделим основы.
– Объясним знаки препинания.
– Составим схемы.
– Определим часть речи слова «которая».
Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.
6. Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Работа с таблицей).
– На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (Какой?)
– Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет)
– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: который, что, куда, где и др.)
– К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, который выражен существительным или словом, употреблённым в значении существительного.)
7. Закрепление изученного материала.
Найти СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи. Объяснить знаки препинания.
- Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
- Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.
- Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
- Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (В этом предложении найдите известные вам изобразительно-выразительные средства языка).
- В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. (1 и 5 предложения – СПП с придаточными определительными)
8. Тренировочные упражнения.
В данные предложения вставить слово «который» в нужной форме.
- И стебелёк травы достоин того великого мира,… он растёт.
- Кругом в лесу и на поле стояла тишина,… нарушает только однообразное жужжание комаров.
- Огромная туча,… медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.
9. Отдохнём.
Сыграем в «прятки». Найдём пропажу.
Попробуем соединить половинки сложных предложений.
а) Скучен день до вечера, а) надо прилежно учиться.
б) У человека должны быть б) коли делать нечего.
любимые произведения,
в) Чтобы получить хорошую профессию, в) так человек для работы.
г) Как птица создана для полёта, г) к которым он обращается неоднократно.
Указать СПП с придаточным определительным.
10. Отдохнули и опять за работу. А она не совсем простая.
Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.
- Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
- И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывавшийся сверху, – всё это радовало нас.
- Лодка, приближавшаяся к берегу, вызвала наш восторг.
11. Задание наоборот.
Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.
- Луга, которые сохранили ещё чудесный аромат, расстилались кругом.
- Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
- Ветер, который налетел внезапно, повалил старую ель.
12. «Умный редактор».
Вылечим заболевшие предложения (в походе такое встречается).
- Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу реки и занимавшей почти всю поляну.
- Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
- Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.
13. Отдохните. «Расшифруй».
ЯО О Ю Люблю место, где родился.
С Р Т Л
Л Е С Б
И Д Е Ю
Д Г М Л
Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, наш родной Зарайский край.
14. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру о Зарайске. Используйте в работе СПП с придаточными определительными.
Примечание: к разработке урока прилагается презентация. (Приложение 1)
Карточка для работы учеников (Приложение 2)