Дифференциация обучения для роста каждого ребенка

Разделы: Начальная школа


В сельскую школу приходят (в основном около 70% учащихся) не подготовленные к школе, не знают даже элементарного (цвета, не могут посчитать до 10, не говоря уже и об обратном счёте, незнание букв, цифр) и поэтому  нередко можно услышать от учителей начальных классов, особенно молодых, малоопытных жалобы на некоторых своих учеников: на непослушных, неисполнительность и другие негативные особенности, затрудняющие учебно-воспитательную работу. Такие ученики в классе всегда вызывают раздражение, досаду, желание освободиться от них. Эти дети и учатся, и ведут себя на уроках и переменах не «как все». Скоро и сами ученики начинают понимать, что они не такие, «как все»: хуже других в учёбе, в поведении, в отношениях с учителем и классом. Это открытие огорчает,  расхолаживает их, теряется желание ходить в школу. Если это положение вовремя не исправить, не принять мер, то из таких учеников-неудачников со временем вырастают активные дезорганизмы, своим поведением досаждающие учителям,  учащимся, всей школе. И причина этого состоит не только в них самих, в особенностях этих учеников, сколько в неумении учителя эти особенности учитывать, в нарушении учителем принципов индивидуального подхода, дифференциации требований к учащимся в процессе обучения, доступности и посильности обучения, учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.

Определённую роль в учебной деятельности и поведении ученика играют его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношений со мной, учащимися, положение в классном коллективе, состояние здоровья, настроение.

Успех в обучении зависит от дифференцированного обучения.

Например, неграмотные учащиеся обычно не владеет звуковым анализом, не умеют найти, где должно быть применено правило, не видя допущенную ошибку, а причиной неумения решать математические задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия. Мне необходима система педагогического диагностирования, которая позволит установить уровень интеллектуального развития ребёнка. На начало учебного года я провожу  диагностирование по методике определения готовности к овладению грамотой, где выявились дети с разными уровнями подготовки.

Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.

Обязательным условием дифференцированного обучения является ведение тетради-контроля ОУУН каждого учащегося.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Поэтому прежде чем осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний, умений я  чётко продумываю.

Пример, урок математики "Приём сложения п+4".

Вот здесь мне помогает тетрадь-контроль по учёту знаний, умений учащихся.

Если не каждый знает в классе состав числа 4, могут оказаться ученики, которые новый приезд усвоят неосознанно и непрочно.

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются.

Я с ними повторяю состав числа 4. А во-вторых, для более глубокого усвоения использую проблемную ситуацию в расчёте на уровень детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение более  развёрнуто и доступно.

Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности детей. Дополнительные вопросы (или какие-то особые фразы специально подготовленные) я могу адресовать для учеников со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным; учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной-практическая работа на доске.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся. Рассмотрю наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных задании.

Пример, урок русского языка" Парные звонкие глухие согласные на конце слова".

Я готовлю три варианта заданий. На доске три кружка: красного, зелёного и жёлтого цвета. Учащиеся сами выбирают вариант, по своим способностям.

Сильные учащиеся должны не только выполнить определённое задание, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему.

Средним учащимся предложено на конце слов вставить пропущенную букву и найти проверочное слово.

Слабым учащимся для самостоятельной работы даю облегчённые карточки-задания вида МА   , СТОЛ    , ФЛА    , СНЕ   . В качестве вспомогательного средства используются карточки-помощники, памятки.

Таким образом, дифференцированный подход на этом этапе закрепления и применения знаний осуществляется приемущественно в виде заданий различной трудности и характера. Наиболее удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.

Домашнее задание. Домашняя работа учащихся – особый вид самостоятельной работы, который проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому он особенно нуждается в создании всех необходимых условий для успешного его выполнения. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому, предлагая домашнее задание, с ориентировкой на средний уровень учеников, можно дифференцировать его: для более сильных учеников дать, например, дополнительные нагрузки; задания, требующие творческого поиска; для слабоуспевающих предусмотреть определённые меры помощи. А так же следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у детей чувства иждивенчества.

Практика, работы показала, что наличие в домашнем задании     различных вспомогательных средств позволяет закреплять знания, умения и навыки учащихся. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование вспомогательных инструкций при выполнении домашней работы вселяет слабоуспевающим уверенность в их способности, помогает формировать положительное отношение к домашнему заданию, а также к учебной деятельности в целом

Дифференциация домашнего задания требует вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к каждому уроку и хорошего знания индивидуальных особенностей учеников.

Пример, урок математики" Порядок выполнения арифметических действий".

В ходе урока учащиеся готовятся к выполнению домашней работы. Я разъясняю содержание и требования к выполнению домашней работы, обращаю внимание на возможные затруднения при его выполнении, указываю способы оформления, а затем определяю меру руководства индивидуальной работой, т.е. дифференцирую задания для определённых детей. Привожу пример домашнего задания:

36:4 3                  9 4-28                (73-45)7

27:(12:4)                 12+4 7               (61-28):3

32:8 9                   51-28:7                (80-56):6

Для закрепления правил о порядке арифметических действий слабоуспевающим ученикам предлагаю в помощь следующую справку.

Карточка. ПОМНИ!

1) Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

2) В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами, записанными в скобках.

Отдельным сильным ученикам даю более сложное задание; выписать в тетрадь лишь те выражения, значение которых делится на 4.

Такая дополнительная смысловая нагрузка ориентирует учащихся не только на решение примеров, но и на повторение таблицы умножения на 4.

Главное в этой работе- систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже знание, умение, Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся (восходящей) или понижающейся (нисходящей) трудности. Каждая серия отражает определённый уровень усвоения материала. Я не скрываю от учащихся уровень трудности задания, чтобы они сами отчётливо представляли, на каком уровне усвоен ими материал. И в тетради-контроля напротив каждой фамилии ставлю или красный, или зелёный, или жёлтый кружки, в зависимости от уровня усвоения материала.

Это помогает мне использовать оптимальные способы работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся.

Такая работа позволяет мне не только выявлять индивидуальные особенности отдельных учеников. Но и устанавливать на основе обобщения и анализа данных по классу в целом причины отставания детей в учёбе.

Что же касается оценки, то в I классе она имеет только качественную характеристику и поэтому не вызывает вопросов. В последующих классах, когда появляется обычная цифровая отметка, дифференцированный подход на этапе проверки и оценки осуществить трудно.

Завершая обсуждение вопроса о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления:

  1. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
  2. Умение "спрограммировать" обучение разных групп учащихся (а в идеале – каждого ученика).
  3. Соблюдение педагогического такта.
  4. Ведение тетради- контроля по ЗУН.

Такая методика ведения уроков доставляет детям радость.

Использую нетрадиционные формы уроков: уроки-сказки, на которых присутствуют сказочные персонажи, уроки-путешествия с раздаточным и дидактическим материалом, уроки-конкурсы с красочной наглядностью. Это способствует достигнутому уровню обученности как каждого ученика так и класса в целом.

Я за такую методику преподавания, при которой я вижу и развиваю каждого ребёнка.

Данные задачи (задания) помогают мне увидеть детей как бы с другой стороны.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предметам.