Большинство выпускников нашего детского дома испытывают трудности при учебе в высших и средних специальных учебных заведениях: они не умеют записывать лекции за преподавателем, не способны читать литературу в больших объёмах, у них возникают сложности при подготовке и правильном оформлении конспекта или реферата. Однако современный человек должен не только уметь читать, писать, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Поэтому столь важным представляется в детском доме проведение занятий по повышению информационной грамотности воспитанников.
Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует. Наши выпускники должны будут постоянно усваивать новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Таким образом, в условиях новой экономики выпускники детских домов должны быть готовы к кардинальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех них возрастает необходимость постоянного погружения в новую информацию, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.
Серьёзное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в успешной социализации выпускников детского дома.
Кроме того, библиотека испытывала и трудности с материально-техническим обеспечением: отсутствие стеллажей (вместо них мы использовали приспособленные старые полки), каталожного шкафа. Для обучения детей созданию рефератов требовался сканер и флеш-память.
Решить все эти проблемы нам помогло участие в конкурсе проектов, объявленном Центром социальных программ компании РУСАЛ. Наш проект "Выпускник" получил поддержку и был реализован с 1 февраля по 31 июня 2008 г.
Цель проекта:
- формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.
Задачи проекта:
- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения потребностями
- научить воспитанников ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы
- дать воспитанникам знание основных типов информационных запросов и технологию их выполнения
- изучить структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки, сформировать представление о библиотеке как информационно-поисковой системе
- научить информационному самообслуживанию в библиотеке
- научить пользоваться сканером для копирования информации, USB-flesh для хранения и распечатки информации.
- познакомить со справочно-библиографическим аппаратом Центральной городской библиотеки и библиотеки Саяногорского политехнического колледжа
За период с 1 февраля по 30 июня было проведено анкетирование участников проекта с целью определения уровня их информационной грамотности, организованы занятия с воспитанниками и экскурсии в центральную городскую библиотеку и библиотеку Саяногорского политехнического колледжа. В проектных мероприятиях приняли участие 15 воспитанников (планировалось 10 воспитанников). Среди участников были дети младше 14 лет, сами пожелавшие принять участие в проекте.
Этапы реализации проекта
Этап |
Действия |
Результат |
Участники (целевая группа) |
Подготовительный этап | 1. Проведение анкетирования уч-ся 8-9
классов с целью определения уровня
информационной грамотности воспитанников 2. Пополнение каталогов и картотек библиотеки 3. Составление расписания занятий, мотивирование воспитанников на участие в проекте. |
|
Воспитанники 14-18 лет |
Основной этап | Проведение занятий в библиотеке. | Воспитанники освоили рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения потребностями. | Воспитанники 14-18 лет |
Заключительный этап | Итоговое занятие - конкурс "Информина". | Повысилось качество знаний за счет овладения рациональными приемами учебного труда | Воспитанники 14-18 лет |
Наиболее удачные моменты проекта
- Высокая заинтересованность и активность участников.
Ранее работа по формированию информационной грамотности воспитанников велась в основном индивидуально, но за последний год значительно обновился состав воспитанников, причем поступили дети старшего возраста, которым уже скоро будет нужно выходить из детского дома и поступать на учебу в другие учебные заведения. Новички проявили большой интерес к занятиям, все для них было новым и интересным. Дети постоянно интересовались, когда состоится следующее занятие, и приходили просто в свободное время, чтобы поработать с каталогами и картотеками в библиотеке.
- Экскурсии в библиотеку Саяногорского политехнического коллежда и Центральную городскую библиотеку.
Многие дети впервые посетили эти библиотеки и смогли познакомиться с правилами пользования, организацией справочно-библиографического аппарата, работой справочно-информационного отдела библиотеки, были встречены очень доброжелательными сотрудниками, и теперь будут чувствовать себя там уверенно.
- Организация занятий в игровой и соревновательной форме
Дети с большим желанием посещали занятия, каждому хотелось сделать как можно больше заданий, чтобы стать победителем. Дети знали, что итоговой занятие будет в форме конкурса "Информина", и каждый хотел получить главный приз - флеш-память. При работе с электронной энциклопедией дети узнавали дополнительный материал, могли посмотреть иллюстрации, карты и даже послушать музыку, если отвечали на вопросы о композиторах.
Результаты
Ожидаемые результаты | Полученные результаты |
- все дети умеют грамотно задавать вопрос | Дети умеют выделить в вопросе главное, чтобы правильно сформулировать запрос |
- знают источники информации и умеют ими пользоваться | Дети познакомились с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, знают справочно-поисковый аппарат библиотеки детского дома, а также центральной городской библиотеки и библиотеки Саяногорского политехнического колледжа. |
- умеют правильно применить найденную информацию | Дети научились правильно оценивать найденную в разных источниках информацию и стали с большим желанием писать рефераты. |
- у детей сократились интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий | Поскольку дети овладели рациональными приёмами поиска и обработки информации, узнали правила написания рефератов, у них сократились интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий. |
- повысилось качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда | Участники проекта - Дружинина Яна и Погибова Аня, которые поступили в детский дом в ноябре 2007 года, имели неудовлетворительные оценки за четверть, а по итогам года смогли их исправить. |
По отзывам воспитателей, участники проекта стали с большим интересом относиться к учебе. Протасова Н. Ф. отметила, что её воспитанницы Погибова Аня и Зятькова Настя сами просят учителя дать им тему для написания реферата, что позволило им улучшить успеваемость. Алексеева Е.Б. отмечает, что Дружинина Яна исправила отрицательные оценки за четверть, которые у неё были при поступлении в детский дом, с желанием стала готовить рефераты, научилась экономить время при подготовке домашних заданий.
Воспитанница Дружинина Яна (15 лет) отмечает, что узнала новые источники информации и может ими эффективно пользоваться и правильно применять нужную информацию.Это позволило ей улучшить свою успеваемость и исправить четыре оценки на более высокие. Погибова Аня (16 лет) отметила, что ей понравилось находить новую информацию, она узнала много нового и теперь с удовольствием делает это самостоятельно. Она смогла подготовить очень интересный материал для уроков географии и биологии и получила за четверть более высокие оценки. Чуркину Ивану (16 лет) понравилось работать с каталогами и картотеками и теперь он может быстро подобрать новые статьи из газет и журналов для подготовки к урокам и написания рефератов. Уроякову Вадику (10 лет) очень понравилось работать с электронной энциклопедией, особенно с видеоприложениями к ней, т.к. он узнал много нового.
Достижение цели
В ходе проекта воспитанники освоили:
- рациональные приёмы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими потребностями,
- научились ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учёбы,
- знают основные типы информационных запросов и технологию их выполнения,
- изучили структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки детского дома, библиотеки Саяногорского политехнического колледжа и Центральной городской библиотеки
- владеют навыками информационного самообслуживания в библиотеке
- научились пользоваться сканером для копирования информации, флеш-памятью для хранения информации
Таким образом, у участников проекта сформированы знания, умения и навыки информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.
Улучшилась материально-техническая база библиотеки детского дома: получили новые стеллажи, каталожный шкаф, флеш-память и сканер. Каждый выпускник на итоговом занятии получил в качестве приза флеш-память.
Проблемы
В связи с повышением цен на оборудование
приобретено на два односторонних стеллажа
меньше запланированного.
Мы считаем, что все мероприятия были проведены с учетом потребностей воспитанников детского дома, способствовали формированию навыков информационного обеспечения их учебной деятельности, что соответствует поставленным целям и задачам.