Опыт реализации проекта в библиотеке детского дома

Разделы: Организация школьной библиотеки


Большинство выпускников нашего детского дома испытывают трудности при учебе в высших и средних специальных учебных заведениях: они не умеют записывать лекции за преподавателем, не способны читать литературу в больших объёмах, у них возникают сложности при подготовке и правильном оформлении конспекта или реферата. Однако современный человек должен не только уметь читать, писать, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Поэтому столь важным представляется в детском доме проведение занятий по повышению информационной грамотности воспитанников.

Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует. Наши выпускники должны будут постоянно усваивать новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Таким образом, в условиях новой экономики выпускники детских домов должны быть готовы к кардинальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех них возрастает необходимость постоянного погружения в новую информацию, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.

Серьёзное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в успешной социализации выпускников детского дома.

Кроме того, библиотека испытывала и трудности с материально-техническим обеспечением: отсутствие стеллажей (вместо них мы использовали приспособленные старые полки), каталожного шкафа. Для обучения детей созданию рефератов требовался сканер и флеш-память.

Решить все эти проблемы нам помогло участие в конкурсе проектов, объявленном Центром социальных программ компании РУСАЛ. Наш проект "Выпускник" получил поддержку и был реализован с 1 февраля по 31 июня 2008 г.

Цель проекта:

  • формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.

Задачи проекта:

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения потребностями
  • научить воспитанников ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы
  • дать воспитанникам знание основных типов информационных запросов и технологию их выполнения
  • изучить структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки, сформировать представление о библиотеке как информационно-поисковой системе
  • научить информационному самообслуживанию в библиотеке
  • научить пользоваться сканером для копирования информации, USB-flesh для хранения и распечатки информации.
  • познакомить со справочно-библиографическим аппаратом Центральной городской библиотеки и библиотеки Саяногорского политехнического колледжа

За период с 1 февраля по 30 июня было проведено анкетирование участников проекта с целью определения уровня их информационной грамотности, организованы занятия с воспитанниками и экскурсии в центральную городскую библиотеку и библиотеку Саяногорского политехнического колледжа. В проектных мероприятиях приняли участие 15 воспитанников (планировалось 10 воспитанников). Среди участников были дети младше 14 лет, сами пожелавшие принять участие в проекте.

Этапы реализации проекта

Этап

Действия

Результат

Участники (целевая группа)

Подготовительный этап 1. Проведение анкетирования уч-ся 8-9 классов с целью определения уровня информационной грамотности воспитанников

2. Пополнение каталогов и картотек библиотеки

3. Составление расписания занятий, мотивирование воспитанников на участие в проекте.

  1. Изучен уровень информационной грамотности воспитанников
  2. Закуплено оборудование и канцелярия
  3. Книги расставлены на стеллажах
  4. Каталоги и картотеки отредактированы и размещены в каталожном шкафу.
  5. Создано расписание занятий
  6. Сформированы группы участников
Воспитанники 14-18 лет
Основной этап Проведение занятий в библиотеке. Воспитанники освоили рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения потребностями. Воспитанники 14-18 лет
Заключительный этап Итоговое занятие - конкурс "Информина". Повысилось качество знаний за счет овладения рациональными приемами учебного труда Воспитанники 14-18 лет

Наиболее удачные моменты проекта

  • Высокая заинтересованность и активность участников.

Ранее работа по формированию информационной грамотности воспитанников велась в основном индивидуально, но за последний год значительно обновился состав воспитанников, причем поступили дети старшего возраста, которым уже скоро будет нужно выходить из детского дома и поступать на учебу в другие учебные заведения. Новички проявили большой интерес к занятиям, все для них было новым и интересным. Дети постоянно интересовались, когда состоится следующее занятие, и приходили просто в свободное время, чтобы поработать с каталогами и картотеками в библиотеке.

  • Экскурсии в библиотеку Саяногорского политехнического коллежда и Центральную городскую библиотеку.

Многие дети впервые посетили эти библиотеки и смогли познакомиться с правилами пользования, организацией справочно-библиографического аппарата, работой справочно-информационного отдела библиотеки, были встречены очень доброжелательными сотрудниками, и теперь будут чувствовать себя там уверенно.

  • Организация занятий в игровой и соревновательной форме

Дети с большим желанием посещали занятия, каждому хотелось сделать как можно больше заданий, чтобы стать победителем. Дети знали, что итоговой занятие будет в форме конкурса "Информина", и каждый хотел получить главный приз - флеш-память. При работе с электронной энциклопедией дети узнавали дополнительный материал, могли посмотреть иллюстрации, карты и даже послушать музыку, если отвечали на вопросы о композиторах.

Результаты

Ожидаемые результаты Полученные результаты
- все дети умеют грамотно задавать вопрос Дети умеют выделить в вопросе главное, чтобы правильно сформулировать запрос
- знают источники информации и умеют ими пользоваться Дети познакомились с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, знают справочно-поисковый аппарат библиотеки детского дома, а также центральной городской библиотеки и библиотеки Саяногорского политехнического колледжа.
- умеют правильно применить найденную информацию Дети научились правильно оценивать найденную в разных источниках информацию и стали с большим желанием писать рефераты.
- у детей сократились интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий Поскольку дети овладели рациональными приёмами поиска и обработки информации, узнали правила написания рефератов, у них сократились интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий.
- повысилось качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда Участники проекта - Дружинина Яна и Погибова Аня, которые поступили в детский дом в ноябре 2007 года, имели неудовлетворительные оценки за четверть, а по итогам года смогли их исправить.

По отзывам воспитателей, участники проекта стали с большим интересом относиться к учебе. Протасова Н. Ф. отметила, что её воспитанницы Погибова Аня и Зятькова Настя сами просят учителя дать им тему для написания реферата, что позволило им улучшить успеваемость. Алексеева Е.Б. отмечает, что Дружинина Яна исправила отрицательные оценки за четверть, которые у неё были при поступлении в детский дом, с желанием стала готовить рефераты, научилась экономить время при подготовке домашних заданий.

Воспитанница Дружинина Яна (15 лет) отмечает, что узнала новые источники информации и может ими эффективно пользоваться и правильно применять нужную информацию.Это позволило ей улучшить свою успеваемость и исправить четыре оценки на более высокие. Погибова Аня (16 лет) отметила, что ей понравилось находить новую информацию, она узнала много нового и теперь с удовольствием делает это самостоятельно. Она смогла подготовить очень интересный материал для уроков географии и биологии и получила за четверть более высокие оценки. Чуркину Ивану (16 лет) понравилось работать с каталогами и картотеками и теперь он может быстро подобрать новые статьи из газет и журналов для подготовки к урокам и написания рефератов. Уроякову Вадику (10 лет) очень понравилось работать с электронной энциклопедией, особенно с видеоприложениями к ней, т.к. он узнал много нового.

Достижение цели

В ходе проекта воспитанники освоили:

  • рациональные приёмы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими потребностями,
  • научились ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учёбы,
  • знают основные типы информационных запросов и технологию их выполнения,
  • изучили структуру и назначение системы каталогов и картотек библиотеки детского дома, библиотеки Саяногорского политехнического колледжа и Центральной городской библиотеки
  • владеют навыками информационного самообслуживания в библиотеке
  • научились пользоваться сканером для копирования информации, флеш-памятью для хранения информации

Таким образом, у участников проекта сформированы знания, умения и навыки информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.

Улучшилась материально-техническая база библиотеки детского дома: получили новые стеллажи, каталожный шкаф, флеш-память и сканер. Каждый выпускник на итоговом занятии получил в качестве приза флеш-память.

Проблемы

  1. В связи с повышением цен на оборудование приобретено на два односторонних стеллажа меньше запланированного.
  2. Некоторых детей на выходные и в каникулы забирали в гости, и они не могли принять участие в занятиях по проекту

Мы считаем, что все мероприятия были проведены с учетом потребностей воспитанников детского дома, способствовали формированию навыков информационного обеспечения их учебной деятельности, что соответствует поставленным целям и задачам.