Эпиграф:
Что мы пережили, расскажет историк,
Был сон наш тревожен, и хлеб наш был горек,
Да что там! Сравнения ввек не найти,
Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти!
(В.Саянов)
Цели:
1. Привлечь внимание учащихся к изучению истории Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
2. Воспитание чувства национального самосознания и патриотического долга, а главное, чувство сострадания к блокадникам и погибшим.
3. Сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода.
4. Продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Оборудование: видеоматериалы о защитниках и блокадниках Ленинграда в годы ВОВ, карта "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон.
Оформление: Блокада Ленинграда 8 сентября 1941г. - 27 января 1944 г.
Ход вечера
Песня "Священная война" композитора А.Александрова и поэта В.Лебедева - Кумача.
У ч и т е л ь: Зимняя кампания Красной Армии 1944 г. началась наступлением советских войск в районе Ленинграда и Новгорода. Удар по фашистским войскам наносился силами трёх фронтов: Ленинградского, Волховского и 2 - го Прибалтийского. Наступление началось 14 января. В результате этого наступления Ленинград был освобождён от блокады и очищены от оккупантов Ленинградская и часть Калининской области. Прогремевший 27 января 1944 г. артиллерийский салют в Ленинграде возвестил всему миру, что 900- дневная блокада закончена. Это был великий праздник для жителей и защитников города, города- героя.
У ч а щ и й с я:
Да здравствует, да царствует всегда
Простая человеческая радость,
Основа обороны и труда,
Бессмертие и сила Ленинграда!
Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо, удушливое вынесший кольцо
Как Человек, как Труженик, как Воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
(О.Берггольц "Настанет день:")
Видеофрагмент из диска "От Кремля до рейхстага".
У ч и т е л ь: Мужество героев-блокадников Ленинграда было воспето в "Ленинградской поэме" Ольги Берггольц.
У ч а щ и й с я: Ольга Фёдоровна Берггольц (1910 - 1975) пережила вместе с родным городом блокаду. Тогда же, в 1942 г., были написаны "Февральский дневник" и "Ленинградская поэма", она почти ежедневно читала по радио стихи и говорила с ленинградцами о тяготах военного быта, в нечеловеческих условиях блокады призывала к мужеству жить и верить в грядущий и столь желанный мир.
У ч а щ и й с я:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли -
Достойно не воспетое пока, -
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придёт победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.
(О.Берггольц "Настанет день :")
У ч а щ и й с я: 8 сентября 1941 г. связь города Ленинграда со страной по суше и с моря прервалась. На город обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, норма потребления которого за 3 месяца уменьшилась в 5 раз.
Видеофрагмент "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
У ч и т е л ь: Люди умирали, но не сдавались. В осаждённом городе часто повседневные дела становились подвигом.
Воспоминание молодой женщины - блокадницы Веры Ивановны Павловой:
"Идём мы с Ларисой (дочь моей подруги Лены) через Баварский мост, что у "Красной Баварии", подходит моряк и говорит: "Ну, девочка, держи от дяди Вани!" - и дал килограммовую банку американской тушёнки. Мы бегом домой, и все четверо ели не разогревая".
Воспоминание Зинаиды Владимировны Островской:
"В конце ноября 1941 г. мы потеряли хлебные карточки. Запасов у нас никаких не было, потеря для нас могла оказаться роковой. В соседней квартире жила семья Иваненко. Валентина Ильинишна Иваненко принесла нам стакан риса. Сейчас невозможно представить, что это тогда значило. А ведь у неё самой было 8 голодных ртов. Мне этого вовек не забыть".
У ч и т е л ь: Люди дорожили каждым кусочком хлеба.
У ч а щ и й с я:
- Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. -
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка, -
И шагнул он туда, где дымила "буржуйка".
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руки вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку:
- Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку.
И опять, сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Он летел, как мука, - плавно, медленно, сыто:
Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба чёрного купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый -
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
(В.Лифшиц "Баллада о чёрством хлебе"))
У ч и т е л ь: Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счёт ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство. Вспоминает Мария Васильевна Машкова: "Среди детей, которых я должна была эвакуировать, был сын нашего сотрудника Публичной библиотеки Игорь. Он однажды потерял карточки на хлеб. И мать решила его наказать. Не давала сыну ни куска хлеба. Игорь умер. Мать выжила, однако через некоторое время покончила с собой".
Распад человеческой личности кончался трагически. Случалось и такое.
У ч и т е л ь: Умирали ленинградцы семьями. Вот странички из дневника Тани Савичевой:
Фрагмент из диска "От Кремля до рейхстага".
Она вошла в историю, но сколько их было, про кого не рассказывают?
У ч а щ и й с я: Педагог Леонид Раскин вспоминал о тяжести блокады и о положении детей, оставшихся без родителей: "Дети лежали в постелях истощённые, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесённого застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка".
У ч и т е л ь: Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался. Известный учёный академик А.А.Байков, говоря о защитниках Ленинграда, отмечал: "Я старый металлург. Я привык думать, что нет ничего крепче стали. И сегодня я убедился в своей ошибке. Да, я ошибся. Есть, оказывается, металл, который ещё крепче стали. Это благородный металл - советские люди".
У ч а щ и й с я: Удивлялся и немецкий специалист и профессор Цигельмайер: "Мы точно знали, сколько у вас осталось продовольствия, знали, сколько людей в Ленинграде. Как же вы выдержали?! Как вы выдержали?! Как вы могли? Это совершенно невозможно! Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить: И поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут : Я всё - таки старый пищевик. Я не понимаю, что за чудо у вас там произошло".
У ч а щ и й с я:
: И летели листовки с неба
На пороги замёрзших квартир:
"Будет хлеб. Вы хотите хлеба? .."
"Будет мир. Вам не снится мир?"
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по - солдатски хорош?..
Пётр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдёшь.
(Е. Рывина "Ночь" )
У ч и т е л ь: Как бы тяжело не было жителям блокадного Ленинграда, они старались сохранить и культурные ценности.
1 и 20 июля 1941 г. в результате интенсивной работы было вывезено далеко на Восток 2 партии ценностей Эрмитажа. Они составили 52 пульмановских вагона.
Говорят погибшие.
У ч и т е л ь: О том, как люди геройски умирали за город, можно показать на поступке начальника штаба отдельного лыжного дивизиона войск НКВД капитана Гавриила Павловича Масловского. Перед уходом на задание написал прощальное письмо:
У ч а щ и й с я: " Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое не вернусь : Славному городу Ленина - колыбели революции грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови : У меня есть сын. Жизнь моя - продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живёт и растёт наследник моего духа, сердца, чувства. Я умираю и вижу своё продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения домой. При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой. Вот и сейчас думается, хоть я буду мёртвый, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца : Целую, искренне любящий Гавриил".
У ч и т е л ь: Капитан Масловский и трое его боевых товарищей больше в свою часть не вернулись.
Воспоминания защитников Ленинграда.
У ч а щ и й с я:
О нас не печатают сводок,
Здесь нет даже "местных" боёв;
Здесь только котёл небосвода
Клокочет огнём до краёв.
Под рваным, свистящим, ребристым
Металлом, гуляющим тут,
Оглохшие, злые связисты
Катушки свои волокут.
(П.Шубин "На нашем участке")
Христофоров Николай Христофорович, ветеран и инвалид войны из деревни Завражное Чебоксарского района Чувашской Республики:
"Меня призвали в армию в 1942 году. Выучился на связиста. Я был отправлен на Ленинградский фронт. Мне тяжело вспоминать это время. Но расскажу один эпизод той войны. Уже стемнело, я получил приказ во что бы то ни стало восстановить связь со штабом фронта Л.А.Говорова. Ползком добрался до места повреждения провода. И только начал работу, как слышу ясную немецкую речь. Немцы прошли от меня буквально в двух шагах. Спасло, наверное, меня только то, что было темно. Задание мною было выполнено. Я удостоился медали "За отвагу". После получил серьёзное ранение. Стал инвалидом II группы. В 1943 году вернулся домой. Благодарю бога, что вернулся живым. Моя мать счастливая женщина, у неё из шести ушедших на фронт сыновей погиб только один". Война - это самое страшное, что есть в жизни. Желаю вам, чтобы вы всегда жили под мирным небом.
У ч и т е л ь: Слово предоставляю гостям сегодняшнего вечера памяти.
Воспоминания детей защитника Ленинграда Сергеева Николая Сергеевича, погибшего на фронте, Зинаиды Николаевны и Любови Николаевны)
У ч и т е л ь: "В жестоких боях с врагом пало смертью храбрых много наших соотечественников - лучших сынов и дочерей нашего народа. На алтарь Отечества, ради победы они отдали самое дорогое - свою жизнь. Сегодня, в день великого торжества, почтим память и произнесём: "Вечная память героям, павшим в боях за нашу Родину!" Минута молчания.
У ч и т е л ь: Город постоянно обстреливала вражеская артиллерия, бомбили фашистские самолёты. А ленинградцы жили. Но они не только жили - они работали, они сражались! Рисковали жизнью на "дороге жизни". Вывозили людей на Большую землю. Погибали, закрыв собой фашистскую амбразуру, как это сделал командир стрелкового взвода, младший лейтенант Волков Александр Иванович. Ему присвоили посмертно звание Героя Советского Союза.
Рабочие ленинградских заводов делали танки и пушки, выпускали снаряды, отражали атаки врага. Продолжали работать учёные. Так, ослабевшие от голода сотрудники Всесоюзного института растениеводства изучали редкую пшеницу, собранную учёным академиком Н.И.Вавиловым. Как и все ленинградцы во время блокады учёные жили в промёрзших комнатах. Но каждое полено дров, каждый кусок угля они берегли, чтобы отапливать оранжереи: от холода могли ведь погибнуть столетние пальмы, редкий древовидный папоротник. Профессор В.Ф.Куцевич, похудевший от недоедания так, что весил не более 13 - летнего ребёнка, несмотря на голод и холод, терпеливо и настойчиво изучал возможность развития жизни в совершенно изолированном пространстве. Он совершил открытие - получил опытным путём сведения о возможности существования жизни в космосе.
Видеофрагмент "Работа учёных и конструкторов в блокадном Ленинграде"
У ч и т е л ь: В блокадном Ленинграде создавали свои лучшие произведения Вера Инбер, Николай Тихонов, Анна Ахматова, Всеволод Вишневский. В блокадные дни создал свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию композитор Дмитрий Шостакович.
У ч а щ и й с я: Она является гениальным творением о "нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, родном городе Ленинграде".
Звучит симфония Д.Шостаковича
У ч и т е л ь: Город - герой Ленинград потерял за годы блокады около 1 млн. человек, из них 640 тыс. умерли от голода. В память о жертвах голодной зимы 1941 - 1942 гг. на Пискарёвском кладбище Ленинграда теперь горит неугасающий священный огонь. Было уничтожено 5 млн. м 2 жилья. Родина высоко оценила заслуги города. 26 января 1945 г. он был награждён орденом Ленина. Более 930 тыс. человек награждены медалью "За оборону Ленинграда".
У ч а щ и й с я:
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали.
И только в сорок пятом - паспорта.
И в этом нет беды: но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда :
У ч а щ и й с я:
Опять война, опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: "Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(Ю.Воронов "Опять война")
Литература
1. Венок славы. Т.3. Подвиг Ленинграда. - М.: Современник, 1987.