1. Пояснительная записка
1. В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса.
2. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
3. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
4. Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля.
5. Программа адресована учащимся среднего звена (5-7 классы).
6. Данная программа соответствует Государственному образовательному стандарту и дополняет его.
7. В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:
1) специфике сценического искусства;
узнает о:
2) формах и приемах владения голосом;
3) формах и приемах постановки дыхания;
4) формах и приемах владения телом;
будет уметь:
5) передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;
6) входить в образ;
7) импровизировать на заданную тему;
8) создавать творческие работы, декламировать;
9) управлять зрительским вниманием;
овладеет:
10) навыками выразительного чтения;
11) основами сценического движения;
12) элементарными приёмами сценического мастерства;
13) навыками слушания как активного действия.
8. В соответствии с этим, целью прохождения данного курса является эмоционально-творческое развитие личности ребенка.
В ходе её достижения решаются задачи:
1) формировать систему знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;
2) совершенствовать данные умения в ходе теоретических и практических занятий;
3) развивать креативное мышление;
4) создать основу для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.
9. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
1. Развитие речи.
2. Вхождение в образ.
3. Становление и развитие сценических навыков и умений.
4. Творческие отчёты. Участие в постановке спектаклей.
10. Программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию сценических навыков и умений, постановку сценок, спектаклей.
11. Особое место в овладении актерским мастерством и навыками правильной речи отводится практической работе, знакомству с аудио и видео образцами.
12. Курс завершается итоговым спектаклем "Вот и стали мы на год взрослее" и его анализом.
2. Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего | Знакомство с теорией | Практика | Формы контроля |
Вводное занятие | 1 | 1 | Рефераты | |
Блок 1.Развитие речи | 13 | 3 | 10 | Техника выразительного чтения Лексические диктанты |
Блок 2. Вхождение в образ | 13 | 3 | 10 | Инсценировки Импровизации Тренинги по релаксации |
Блок 3. Развитие сценических навыков и умений | 13 | 3 | 10 | Инсценировки Импровизации Тренинги по релаксации |
Блок 4. Творческие отчёты. Участие в постановке спектаклей. | 24 | 6 | 18 | Авторские мини-спектакли Инсценировки |
Заключительное занятие | 4 | 4 | Отчётный спектакль | |
Всего | 68 | 16 | 52 |
3. Содержание программы
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты.
Блок 1. Развитие речи. Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Блок 2. Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Блок 3. Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Блок 4. Творческие отчёты. Участие в постановке спектаклей. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Компиляция драматического материала.
Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Премьера спектакля. Анализ.
4. Список литературы
4.1. Список литературы для учащихся
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
4.2. Список использованной литературы
1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
2. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006
3. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
4. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984
5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989
6. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007
7. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
8. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004
9. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004
10. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980
4.3. Глоссарий
Диалог, реплика, персонаж, монолог, сценический монолог, релаксация, импровизация.
Ремарка, эпизодическая роль, эстетика пространства, мизансцена.
Экспрессивность, концентрация, режиссура.
Компиляция, композиция, хронометраж, темп, ритм, драматическая пауза.
Контрольные материалы
4.4. Примерная тематика итоговых рефератов и спектаклей
1.Сила слова (монолог).
2. Искусство диалога.
3. Неизвестная строка пьесы (ремарка).
4. Пьеса-сказка "Снежная королева".
5. Пьеса-сказка "Маленький принц".