Цель урока:
- Донести до учащихся:
что обозначает существительное,
что «предмет» в грамматике понимается обобщенно,
что признак может выражаться через значение предметности. - Знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж).
- Знать синтаксическую роль существительных в предложении.
- Выработать умение рассказывать об имени существительном в форме научного описания, уметь доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, уметь отличать существительные, образованные от прилагательных.
- Формирование грамотности учащихся (безударные гласные, правописание приставок).
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания в форме опроса:
-Что изучает раздел морфология?
Дети приводят примеры, характеризующие каждую часть речи.
III Подготовка к изучению нового материала:
Морфология изучает слово как часть речи, мы начинаем наше знакомство с именем существительным. Имя существительное – одна из самостоятельных частей речи.
Имя существительное можно считать коренным жителем Морфологии, не только древнейшим, но и важнейшим жителем и называют его работником. Каждое второе слово в речи – имя существительное.
Каждый по-разному представляет себе это понятие. Как вы понимаете его? В связи с этим творческое задание:
Напиши, как ты представляешь себе существительное, его портрет и свойства «характера»?
Теперь изобрази на бумаге цветными карандашами данную часть речи.
Дети изображают данную часть речи, после этого следует обсуждение детских иллюстраций, и толкование ими данной части речи.
IV Объяснение нового материала:
А теперь обратимся к учебнику и прочитаем научное определение имени существительного, но вы, ребята должны понимать, что существительными обозначаются предметы в широком смысле, т.е. не только конкретные предметы окружающего мира (дом, стол, парта), совокупность предметов (листва, лес), живые существа (птица, человек, Вова), поэтому принято говорить, что существительные обладают значением предметности.
На доске вывешиваются карточки, на которых в цвете выделены разряды существительных Рисунок 1. Под этими разрядами дети записывают свои придуманные слова.
Далее учитель рассказывает, что существительные могут всё, они и предмет обозначают, могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями и определениями, и обстоятельствами.
Ну-ка попробуй убери их из речи! Что получится?
У каждого ребёнка на парте распечатка со следующим заданием:
- Прочти стихотворение и вычеркни все имена существительные.
Грозная хозяйка.
«Хозяйка сегодня грозна.
Не к добру!» -
Почувствовал Пёс
И полез в конуру.«Подальше, мой милый,
Держись от собак!» -
Сказал себе Кот
И махнул на чердак.«Коты – это скверно,
Пора уходить!» -
Подумал Мышь
И сквозь щелочку – фить!-Ой!Мышка!
Спасите меня!
Караул!
Вскричала Хозяйка
И влезла на стул.Г.Кружков
Что осталось? Понятно, что происходит в тексте?
В сильном классе ребята могут ответить, что теряется смысл, отсутствует деятель. Объединят все существительные – значение предметности.
Теперь ваша задача определить группы существительных и выписать их..
Чтение правила, 2,3 пункт:
Имена существительные относятся к одному из трёх родов: мужской, женский, средний, изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Далее коллективно выполняется упражнение 469 (устно), ребёнок читает задание:
-Установите, какой частью речи являются выделенные слова, укажите последовательность своих рассуждений:
1. После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой…2. Лёд реки, переезд и платформа,
Лес и рельсы, и насыпь, и ров
Отлились в безупречные формы
Без неровностей и без углов.
(Б.Л. Пастернак).
V Первичное закрепление.
Учитель диктует предложение, один человек выходит к доске, остальные дети записывают в тетрадях, расставляют знаки препинания, определяют роль существительных в предложении, определяют род, число, падеж. Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения и выявляют синтаксическую роль существительных в тексте:
Вот уже потянуло навстречу сладким ветерком, и открывается впереди бесконечная равнина, далекие горизонты июльских полей, пустынная желтизна которых переходит в чуть видных далях в нечто прелестное….
(И.А. Бунин «Муха»).
Далее учитель задаёт вопрос: Обратим внимание на слово желтизна? Какая часть речи?
Дети отвечает, что перед ними имя существительное
Да, это существительное, но необычное. Это существительное имеет значение признака, так как образовано от прилагательного желтый при помощи суффикса изн, но все равно обозначает его как предмет.
На доске запись желтизна – желтый. И чтобы в дальнейшем не перепутать с другой частью речи необходимо подставить вопрос кто и что?
Чтение правила по учебнику, ребёнок вслух читает:
Некоторые существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет, например: желтизна, щедрость. Оба существительных женского рода.
Упражнение 470 ребята выполняют уже письменно, в данном упражнении необходимо в левый столбик записать существительные, в правый – прилагательные:
Смелый, смелость, храбрость, храбрый; доброта, добрый; отважный, отвага; грубый, грубость; синий, синева; нежность, нежный; бесстрашие, бесстрашный;
Ребята, существительные со значением признака используют писатели и поэты в своих произведениях, чтобы придать большей выразительности, красоты, обогатить родной язык. У каждого на парте распечатка - текст
Прочитай стихотворение. К какой части речи относятся выделенные слова? Докажи своё мнение:
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.(С.Есенин)
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику…
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Сколько .интересных наблюдений и впечатлений, что, читая, словно впервые открываешь скромную щедрость и неповторимую красоту русских полей, лугов и лесов.
(М. Пришвин «Золотой луг»).
VI Итог урока
После выполненного упражнения учитель задаёт вопросы, подводя итоги урока:
Давайте ещё раз проговорим правило:
Что обозначает существительное?
Какова его роль в предложении?
Какие грамматические категории имеет имя существительное?
- Имя существительное – часть речи, которая обладает значением предметности. Отвечает на вопрос кто и что?
- Имена существительные относятся к мужскому, среднему или женскому роду и изменяются по падежам и числам.
- В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Что вы нового и необычного узнали об имени существительном?
Некоторые существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет: желтизна, щедрость.
VII Домашнее задание
На доске заранее записано домашнее задание, упражнение 474. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите род и склонение имён существительных. Склонение какого слова вы не можете определить? Составьте схему последнего предложения.