Урок-путешествие по русскому языку в 1-м классе "Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?»"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием «имя существительное».
  • Формировать умения различать предмет и слово как его название; соотносить вопросы кто? что? и слово – название предмета.
  • Развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: таблицы с терминами, карточки для работы в парах, сюжетные и предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.
Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Нас ждёт удивительное путешествие в страну слов и предметов.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.
 Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со словами, которые обозначают предметы. Будем учиться находить предметы, которые существуют вокруг нас, делить их на группы. Узнаем, как называются слова, которые обозначают предметы.
Для того чтобы всему этому научиться, мы с вами отправляемся в волшебную страну Речь. (На доске карта «Речь»)

 Перед нами карта страны Речь. Посмотрите, как много жителей в этой стране: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и другие жители. Мы будем знакомиться с ними во 2 и 3 классе. В старших классах вы узнаете о них всё подробно. Все эти жители являются маленькими частичками страны Речь, поэтому их так и называют - части речи.
Сегодня мы отправляемся в гости к одному из жителей этой страны – к волшебнику имя Существительное.
У старичка Существительное есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается во все существующие вокруг нас предметы. И как только он превратиться в предмет, он даёт предмету своё имя – имя существительное.
Слова, которые обозначают предметы – это имена существительные.
А сейчас мы отправимся во дворец к волшебнику и узнаем, кто там живёт.

III. Минутка чистописания.
А на чём мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались, путь далёк
Лишь оставили дымок. Что это? /поезд/

Посмотрите, на каком красивом поезде мы отправимся в путешествие
/на доске появляется поезд с вагонами/

 Элементы, каких букв спрятались между вагонами? В каких ещё буквах мы встречаем такие элементы?/р, т, п/ Давайте вспомним, как правильно писать буквы Г, Т ,П. /Письмо учителем на доске/
Работа в тетради по образцу учителя. Пропишите пол строчки букву г и пол строчки букву п.

IV. Словарная работа
Игра «Колодец».

 Нам придётся сделать остановку.
Беда, провалились в колодец слова.
Их достать – нелёгкое задание!
Надо знать тех слов правописание!

 /На доске колодец, в нём карточки со словарными словами. /

гор…д

п…льто

уч…ник

 м…роз

л…сица

п…нал

Ребята достают карточки и размещают по ведёркам с буквами: А, О, И, Е.

V. Изучение нового материала

1. Подбор проверочных слов к словам с парными согласными и безударными гласными.
Пока мы выручали слова, поезд уехал и нам придётся продолжить путь пешком. Впереди мост, чтобы по нему пройти, нужно его отремонтировать. Для этого нужно из воды достать дощечки с буквами и поставить их на место в нужное слово.

Цв…ты, з…нты, р…ка, сне…., ятре…, хв..сты, ду…

 Мост мы отремонтировали, а сейчас давайте запишем в тетрадь слова с парными согласными и подберём к ним проверочные слова:

Снега – снег
Дубы – дуб
Ястребы – ястреб

  • Скажите, снег существует? А когда его можно увидеть?
  • А дуб существует? А где можно увидеть дуб?
  • А ястреб существует? А где живёт ястреб?
  • Как можно назвать все эти слова? /существительные/

Вывешивается табличка

  • Ещё раз прочитайте слова. Какое слово лишнее? /ястреб./ Почему?

 Имена существительные делятся на две группы: живые (одушевлённые) и неживые (неодушевлённые).
 Кто? Так спрашивают про живые существа: людей, животных.
А к словам, которые обозначают неживые предметы, мы задаём вопрос – что?
Имена существительные – это существующие вокруг нас живые и неживые предметы.

2. Отгадывание загадок и составление предложений со словами отгадками.
Мы продолжаем путешествие и сейчас попадаем в загадочный лес. Он называется загадочным, потому что в нём живут загадки, а когда вы их разгадаете, то в лесу появятся животные. /На доске рисунок – лес/

 За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало
Но ни дыми, ни пожара.

Кто это? Ответы детей. /На плакате появляется рисунок лисицы/

 Не барашек, и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая – для лета
Для зимы – другого цвета.

Кто это? Ответы детей. /На плакате появляется рисунок зайца/

 Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу.

Кто это? Ответы детей. /На плакате появляется рисунок медведя/
Давайте составим предложения про этих животных. /Устная работа по развитию речи учащихся/

3. Упражнение на релаксацию (расслабление)
Давайте попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. /Звучит музыка – птичьи голоса/. Откройте глаза. Что вы видели в лесу? А кого вы слышали? /ответы детей/
А кого ещё можно услышать в лесу мы узнаем, когда выполним следующее задание.

4. Работа в парах. Игра «Угадай, чей голосок».
У вас на столах лежат карточки. Вы должны подобрать подходящее по смыслу имя существительное и закончить предложение. Помогайте друг другу. Пара, первая справившаяся с заданием будет комментировать предложения.
Жужжит ______________.
Крякает _______________ .
Каркает _______________ .
Кукует ________________ .
Проверка.

VI. Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопросы кто? что?
1. Составление слов из слогов.
Впереди замок.

 Чтобы в него войти, нужно выполнить задание. На воротах записаны слоги. Нужно добавить одну букву, чтобы получилось слово-предмет, тогда ворота во дворец откроются.

 Вот ворота и открылись. / На доске картинки с изображением разных предметов/

Посмотрите, кто живёт во дворце волшебника Имя Существительное. Назовите предметы, которые обозначают одушевлённые существительные, назовите, неодушевлённые существительные.

2. Восстановление деформированных предложений. (Работа в парах.)
Ребята, волшебник принёс вам интересное задание. На столах у вас карточки со словами. Из этих слов вы должны составить красивое предложение и записать. Работать будите в паре, как выполните работу, подадите сигнал /руки в замок/. Если все предложения вы составите правильно, то у вас получится рассказ.
/Каждая пара получает карточку с одним деформированным предложением/.

Дети, в, пришли, лес

Тишина, лесу, в

Только, ветерок, листьями, шелестит, деревьев

Сели, отдыхать, у, дети, ручья

Искали, ветки, для, мальчики, костра

В, они, кустах, нашли, ёжика

Зарылся, в, сухие, он, листья

Ребята, ежа, в, положили, шапку

Принесли, лесного, дети, домой, друга

 Дети составляют предложения и записывают в тетрадь.

 Проверка: чтение предложений цепочкой.

  • Как можно озаглавить рассказ?
  • Какие имена существительные вы услышали в тексте?

3. Работа по учебнику. Выборочное списывание.
А сейчас мы посмотрим, кто сегодня на уроке был внимательным. Будем выполнять самостоятельную работу по учебнику. Откройте словарик в конце учебника (стр.134) Найдите словарные слова и выпишите:

I вариант: 4 слова, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые (одушевлённые) существительные.

II вариант: 4 слова, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые (неодушевлённые) существительные. /Дети выполняют задание/.
Проверка.

VII. Домашнее задание.
Волшебник Имя Существительное приготовил для вас красивые карточки для домашнего задания.

Дома рассмотрите карточки, назовите все предметы, изображённые на рисунках, и составьте с этими словами интересные предложения. Работу выполняете устно.

VIII. Итог урока.

  • В какой стране мы побывали?
  • Как называются слова, которые обозначают предметы?
  • На какие вопросы отвечают имена существительные, которые обозначают живые существа?
  • На какие вопросы отвечают имена существительные, которые обозначают неживые существа?

 А сейчас поиграем в игру «Живое – неживое».
Я буду называть слова, которые обозначают предметы. Если я назову живые (одушевлённые) существительные, вы хлопайте в ладоши, если неживые (неодушевлённые) существительные – сидите спокойно. Слушайте внимательно:
 Окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, дятел, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учитель, ученик, пенал.
Наше путешествие подошло к концу. Я вижу, что не зря мы путешествовали. Спасибо старику-волшебнику. Спасибо вам за работу. Урок окончен.