Тип урока: закрепление изученного материала
Цели урока
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при построении графиков линейной функции и прямой пропорциональности.
- Создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на взаимное расположение графиков линейных функций.
- Развивать вычислительные навыки учащихся, познавательную активность, навыки мыслительных операций, а также логическое мышление, память и внимание учащихся.
- Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность в работе.
- Формировать умение высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения.
Методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
Формы работы
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Самостоятельная
Оборудование
- Учебник Ю.Н. Марычева и др. “Алгебра. 7класс”
- Координатные плоскости с графиками для устной работы
- Формулы графиков, общий вид
- Координатные плоскости с графиками для рефлексии
- Задания для теста
- Карточки для занимательной задачи.
План урока
- Организационный момент
- Объявление темы и цели урока
- Устная работа
- Работа по учебнику
- Тренировочные упражнения. Рефлексия
- Подведение итогов урока. Тестирование
- Домашнее задание
- Резерв урока. Занимательная задача.
Примечание.
К сожалению, в нашей школе нет интерактивной доски и нет возможности сопровождать урок презентацией, поэтому все рисунки и формулы либо печатаются на компьютере, либо делаются вручную. Рекомендую учителям, имеющим возможности работать с презентацией во время учебного процесса сформировать её из наглядности, которая используется во время урока.
Ход урока
- Организационный момент
На доске записано число, тема урока.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, а также сегодня нам понадобятся цветные карандаши. Если вы готовы к уроку, то тихонько садитесь, если нет, то также тихо достаньте все необходимое, а затем тоже сядьте.
- На перемене дежурные собрали тетради с домашней работой, я их проверю и выставлю оценки в журнал. А сейчас откройте вторые тетради, запишите число, классная работа и тему урока, записанную на доске.
- Объявление темы и цели урока
- Устная работа
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой “ Взаимное расположение графиков линейных функций” и выясним геометрический смысл коэффициентов b и k.
- Итак, прежде чем приступить к основной части урока поработаем устно.
(Устная работа проводится в виде фронтального опроса учащихся)
№1. Функции заданы формулами:
Укажите из них те, графиком которых является
- прямая;
- прямая, проходящая через начало координат.
Назовите формулу, в общем виде, для функции, графиком которой является прямая. Как называется такая функция?
- Назовите формулу, в общем виде, для функции, графиком которой является прямая, проходящая через начало координат. Как называется такая функция?
- Для каждой линейной функции укажите коэффициенты k и b.
№2. На рисунке изображены графики некоторых линейных функций. Укажите те из прямых, угловой коэффициент которых положителен, отрицателен, равен 0.
№3. Графики каких из заданных функций параллельны графику функции у=0,6х+2
- у = х + 0,6
- у = 0,6х
- у = -0,6х + 1
- у = 9х + 1
- у = 0,6х + 9
- у =
- Сформулируйте правило, как определить взаимное расположение двух графиков линейных функций
- Работа по учебнику
№ 344
(При выполнении данного номера можно провести обсуждение хода построения графиков функций всем классом, а затем вызывать учащихся по очереди строить график каждой функции, тем самым большее количество учащихся покажет свои навыки в построении графиков линейных функций. Предложить ученикам, работающим на местах график каждой функции чертить разными цветами)
а) у = 3х + b
b = 1,2; у = 3х + 1,2
х |
0 |
1 |
у |
1,2 |
4,2 |
b = -4; у = 3х - 4
х |
0 |
1 |
у |
-4 |
-1 |
b = 0; у = 3х
х |
0 |
1 |
у |
0 |
3 |
Сделайте вывод по проделанной работе. (у всех трех функций угловой коэффициент равен 3, графики этих функций не пересекаются, а b является ординатой точки пересечения графика с осью Оу)
б) у = kx – 2
k = 1; у = х – 2
х |
0 |
1 |
у |
-2 |
-1 |
k = -1; у = -х – 2
х |
0 |
1 |
у |
-2 |
-3 |
k = 0,4; у = 0,4х – 2
х |
0 |
1 |
у |
-2 |
-1,6 |
Сделайте вывод по проделанной работе. (У всех трех функций угловой коэффициент различен, графики этих функций пересекаются в одной точке, т.к. b одинаково, то все графики пересекаются в точке равной b)
- Тренировочные упражнения. Рефлексия.
- Посмотрите на доску.
- Что вы здесь видите? (две системы координат)
- Есть ли различие в расположении графиков, изображенных на этих системах координат? (да, в одной системе графики пересекаются, а в другой нет)
- У меня на столе лежат формулы, которыми задаются эти графики. Во-первых, выберите формулы соответствующие графикам в каждой системе координат, во-вторых, соотнесите формулу и график в каждой системе координат.
- Подведение итогов урока. Тестирование
у =2х + 2
у =-х + 2
у = 1,5х
у = -х + 2
у = -2х + 2
у = 1,5х + 5
у = - х + 2
у = х -4
- Итак, а сейчас проверим, как вы усвоили материал, изученный на уроке. И проверим степень вашей готовности к контрольной работе, которая состоится через урок.
- Сейчас вам будет представлен тест с вариантами ответов. Каждый ответ имеет соответствующую букву. При ответе на вопрос вы должны записать не ответ, а только букву соответствующую верному ответу. Все необходимые вычисления можно делать в тетради. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута.
Тестирование
1.Задана функция у= 6х – 1. Найдите х, если у=5.
О. 1; А.4; Б.–5; В.–3
2. В каких координатных четвертях проходит график функции у= 2х – 1?
С. 1; Т. 1,3,4; Р. 2,3; К. 1,3
3.График какой функции - прямая, параллельная оси ординат?
Ф. у=6х; Л. х=-8; М. у=6; П. у=х
4. Найдите точку пересечения графика функции у= 5х-1 с осью абсцисс.
Е(0;2); Г(1,1); И(0,2;0); Ю(0;0,2)
5.Принадлежит ли графику функции у=0,5х-20 точка В (10;10)?
Ц. принадлеж.; Ч. не принадлежит Т. принадлеж.; Ч. не принадлежит
6.Задайте линейную функцию, график которой параллелен прямой у= -0,3х-8 и
проходит через начало координат.
Д. у=х-0,3; К. у=-0,3х-6; Н. у=-0,3х Ю. у=-4х;
7.Вычислите координаты точки
пересечения графиков функций: у=х+0,5 и у=3х-5,5
З. (-3;2,5); Г.(3;2); Ш.(3,5;3); О.(3;3,5)
- В том случае, если на вопросы теста вы отвечали правильно, то в итоге у вас должно получиться слово – ОТЛИЧНО, если же у вас не получилось это слово, значит вы допустили ошибки. Дома просмотрите еще раз теоретические сведения по теме “Функции”, а также задания, которые мы выполняли по этой теме. И подготовьте список вопросов, которые будет необходимо разобрать перед контрольной работой
- Домашнее задание
- Резерв урока. Занимательная задача
п. 15, контр. вопросы, № 378, № 382, № 383
Однажды дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик решили купить корову. Где же им взять деньги? Очень просто, искать клад. Давайте мы тоже им поможем отыскать клад. В сундуке у дяди Фёдора нашлось такое зашифрованное письмо, содержащие описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Хозяева клада взяли карту деревни и нарисовали на ней оси координат, указав следующим образом координаты:
Колодца на краю леса (3, 4)
Магазина (-2, -1)
Почта (3,0)
Дом (0,3)
Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих дом и почту, магазин и колодец. Давайте поможем им.