Цель урока: показать взаимосвязь оптических явлений с искусством и жизнью.
Задачи урока:
- Закрепить понятия о световых явлениях, их природе и свойствах света.
- Развивать устную речь, художественный вкус, любознательность.
- Воспитывать любознательность, любовь к прекрасному.
Методика урока:
Заключительный урок по теме “Оптика” в 11-м классе построен в виде презентации – результата творческой работы 3-х групп учащихся. За месяц до проведения урока класс делится на 3 группы, которые получают задание найти и оформить материал об оптических явлениях:
1 группа – в литературе;
2 группа – в живописи;
3 группа – в музыке.
На уроке каждая из групп учащихся представляет свою часть подготовленной презентации: раскрывает тему, объясняет связь с физикой.
Ход урока
Учитель Ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы назвали его “И физика, и лирика” потому, что повторяя световые явления и законы затронем не только их научное описание и обоснование, но и поэтическое, художественное восприятие явлений и законов природы.
В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А.Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал однажды в шестидесятые годы шутливую статью, в которой противопоставил физику лирике. Однако, статья эта была принята всерьёз некоторыми писателями и поэтами. Более того, Илья Сельвинский (1899-1968) написал стихотворение “Физики и лирики”, а Борис Слуцкий два стихотворения “Физики и лирики” и “Лирики и физики”. (Приложение 1) На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на “общечеловеческий фундамент”, на котором строят гипотезы также и ученые. Л. Ландау писал: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик”. “Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце” - вот высказывание Л. Толстого. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать “Элемент поэзии”. С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию. Я вас убедила? Итак, начнём наш урок – презентацию.
( Приложение 2, слайды 1-2 )
А) Первая группа учащихся рассказывает об использовании описания оптических явлений в литературе, приводит отрывки из художественных произведений и объясняет оптические явления с точки зрения физики. (слайды 3-9)
Б) Вторая группа учащихся рассказывает о работе художников со светом и тенью, смешивании красок, различной технике изображения предметов, использовании оптических иллюзий в живописи. (слайды 10-30)
В) Третья группа учащихся рассказывает о взаимосвязи света и музыки, применении светомузыкальных эффектов. (слайды 31-35)
Давайте немного отдохнём и вспомним известные песни, в которых поётся о световых явлениях.
(учащиеся вспоминают и исполняют строки из песен о рассвете, радуге, мираже и т.д.)
Тест. (слайды 36-46)
- О каком оптическом явлении идёт речь в этих строках?
- Какое оптическое явление вы узнаёте?
- Почему снег белый?
- Какое свойство света позволяет сравнить пятно нефти с павлиньим хвостом?
- Какое оптическое явление можно сравнить с ликом подсолнечника?
- Какой оптический прибор создал Сайрес Смит?
- Какое оптическое явление изображено на картинах Левитана?
- Как называется картина Айвазовского?
- Какой закон оптики иллюстрирует эта картина Васнецова?
- Какое оптическое явление изображено на полотне Левитана?
Проверка.
- Мираж
- Радуга
- Отражает все световые лучи
- Интерференция
- Солнечное затмение
- Собирающая линза
- Отражение света
- “Радуга”
- Прямолинейное распространение света
- Образование тени
- Подведение итогов, выставление оценок, рефлексия.
- Литература:
Учитель Ребята! Давайте подведём итог нашему уроку. Сейчас вы подумаете несколько секунд, и каждый из вас скажет: “Сегодня на уроке я…” и добавит, чему научился, что узнал, что понял и т.д. (ответы учащихся)
Итак, наш сегодняшний урок подтвердил слова Г.Флобера: “ Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине”.
- Вотяков Е. “Свет и цвет в изобразительном искусстве”.
- Галеев Б.М. “Светомузыка”.
3. Куценко А.Н. “Необыкновенная физика”.
4. Лентовский А.М. “Технология живописных материалов”.
5. Львовский Марк “Физика и лирика”.
6. Павленко Н.И. “Искусство и физика” (www.Best Referat.ru).