Развитие когнитивных и творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в условиях лицея

Разделы: Общепедагогические технологии


I Актуальность темы.

Современный человек живёт в сложном социальном и научно-техническом мире. Чтобы добиться в нём успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей. Современная образовательная система, наряду с обучением школьника основам разнообразных знаний в соответствии со школьной программой выполняет дополнительную функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.

“ Коммуникативно-когнитивный подход является безусловной необходимостью при обучении иностранным языкам в разных типах общеобразовательных учреждений” А.В.Щепилова.

Когнитивные способности (cognitive abilities) или познавательные способности являются частью интеллекта.

Интеллект - обобщённое понятие, характеризующее совокупность умственных способностей человека.

Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных видов деятельности.

К когнитивным способностям относят различные проявления памяти и мыследеятельности ребёнка в процессе освоения знаний.

Когнитивные функции: внимание (непроизвольное и произвольное, память долговременная, кратковременная, процессы мышления).

II Что значит развивать когнитивные способности к обучению?

Развитие когнитивных способностей к обучению связано с тренировкой различных видов памяти для освоения учебной информации, а так же освоение способов умственных действий с этой информацией в процессе её использования при реализации творческих заданий. Если у ребёнка уровень когнитивных функций низок. То это означает, что уровень произвольного внимания низок, плохая кратковременная и долговременная память, недостаточно развиты процессы мышления.

Какие же приёмы и способы организации на уроке способствуют развитию памяти, внимания, мышления:

  1. чтение и пересказ текста, заучивание наизусть слов, словосочетаний, стихотворений - упражнения на развитие памяти;
  2. проблемные ситуации на уроке поиск решения проблемы - развитие мышления.

3) оба задания вместе + школьная дисциплина развивают па память

За время обучения в школе ученик не только получает некую сумму знаний, но и у него повышается в несколько раз уровень произвольной и непроизвольной памяти, формируется и развивается логическое мышление, почти в 2 раза увеличивается величина IQ. (Г.Айзенк).

Л.С.Выготский считал, что каждый возрастной этап имеет ведущий тип деятельности и наследуются не способности, а возможности их развития.

Если говорить об обучении иностранному языку, то школьники в своём большинстве не удерживают лексическую информацию в оперативной и долговременной памяти. Они обладают низким уровнем развития слуховой дифференцированной чувствительности, Неразвитость такого компонента языковой способности во многом искажает восприятие звуковых образов слов. Аудирование как можно чаще текстов различной сложности, просмотр видеофильмов помогает развитию слуховой чувствительности.

“Существование забывания
никогда не было доказано:
мы только знаем,
что некоторые вещи
не приходят нам на ум,
когда мы этого хотим”.
Ницше

Для того чтобы ученики всегда вспоминали слова в нужный момент учителя иностранного языка следуют словам Р. Солсо “Образы играют важную роль в памяти и научении.” Есть много приёмов запоминания слов с помощью образного кодирования:

а) запоминание слов попарно с образным кодированием.

Вlood- hyena

Juice- lemon

Pocket- money

б) схемы для записи и организации материала.

Bacon Chicken Salmon Cucumber Lemon Rice

Lamb Duck Carp Tomato Berry Oatmeal

Pork Egg Codfish Carrot Apple Barley

Milk Poultry Pikefish Radish Peach Wheat

в) метод связывания образов (список продуктов, которые нужно купить к дню рождения).

Начинаем связывать образ дня рождения с празднично сервированным столом, на котором стоит большой вкусный торт (мука, мёд, яйца. сахар, молоко, крахмал), фрукты (апельсины, яблоки, бананы), сладкие напитки (кола, клубничный напиток, минеральная вода), конфеты и печенье. Возможны варианты: украшение торта, приготовление крема, праздничная посуда. Наша задача - образно представить каждый предмет и связать его с последующим.

г) метод “нанизывания образов” (стержневая опорная система - рифмование предметов с числительными от 1 до 20.

One is a gun
Two is a shoe
Three is a tree
Four is a door
Five is knives
Six is sticks…

Специальная группа упражнений поможет овладению лексики:

  1. Упражнения на развитие лексической памяти и на создании когнитивного образа слова.

а) Вспомните слова, которые содержат в своём составе “еа”. передающий звук [I:]

s..., t…, s…t, cl…n, s…l, tr…t, cr…te, cr…m, fl…, h…t, r…d, ch…p.

в) Назовите слова, с удвоенной буквой “ее”, передающие долгий звук[I:]

с) w…k, tr…, s…k, h…l,. t…ny, t…ns, t…th, w…k, s…d, p…l.

Прочитайте следующие сокращения расшифруйте их. Напишите полные варианты:OK, UNO, Dr and so on.

2. Упражнения на развитие лингвокреативного мышления.

а) Прочитайте предложения и выбeрите из 2 слов правильный вариант:beside- besides, come-go, between-among.

в) Составьте как можно больше словосочетаний с данными фразовыми глаголами.

3. Упражнения на прогнозирование слов и словосочетаний.

а) Подберите подходящие слова из правого столбца к указанным словам слева.

б) Найдите окончание пословиц. (Они даны под чертой.) Назовите полные варианты. Составьте с ними короткие рассказы, которые бы иллюстрировали их смысл.

1. The eyes are… . 2 One man's meat is… . 3 First impressions are… .______________________________________________________

a) the most lasting b) the window of the soul c) another man's poison

4. Упражнения на развитие лексической креативности.

а) Назовите лексические единицы, с помощью которых можно охарактеизовать следующие понятия: а) английский характер; праздники в Англии.

б) Составьте ассоциограмму по теме и придумайте рассказ на её основе.

5. Упражнения на формирование языковой картины мира.

а) Прочитайте заданный список лексических единиц. Организуйте их в группы. Укажите признаки, по которым эти слова объединены в группы.

Ice-cream,bage, pepper, lettice.aubergine.strawberries,lobster.carrots,

prawns, mushrooms, crab, cake, pumpkin, chicken, turkey, sausages…

  1. Напишите к указанному слову другие лексические единицы, которые входили бы в эту группу по общему семантическому признаку.

Clouthes….

Appearance…

Character…..

6. Упражнения на актуализацию дериватов по знакомым моделям.

а) От каких глаголов образованы следующие существительные:

writer, worker, teacher, speaker, manager, promoter…

б) Образуйте слова со следующими суффиксами: -ment, -ance, -ence, -ness…

7. Упражнения на усвоение культурных компонентов в структуре значения словом.

а) Выразите описанные понятия одним словом.

б) Объясните следующие понятия, связанные с проведением рождественских праздников в Великобритании.

в) Какие британские фирмы Вы знаете? Что эти фирмы производят?

III Развитие творческих способностей учащихся.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М.Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. Данные факты поясняют сложности в общении с одарёнными детьми.

Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идёт линейно, а имеет в своём развитии 2пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет и юношеский возраст (старший школьный возраст) Психологи считают, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда:

  • наличие позитивного образца творческого поведения;
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Следует помнить, что работа по развитию творческих возможностей может быть плодотворной лишь при наличии положительного эмоционального фона занятий.

Удовлетворяются потребности способных детей, имеющих навыки самообразования через вовлечение их в научную деятельность: выполнение научно- исследовательской работы, участия в научно-практических конференциях различного уровня, заочных конкурсах, олимпиадах.

Преобладающие методы работы с одарёнными детьми - развивающие, проблемные, исследовательские, творческие.

Вывод: научно-практические работы разного уровня (реферативные, стендовые, работы для устного выступления необходимы в лицее. Они развивают способности ребёнка, его творческий потенциал, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор, а при положительном результате дают положительные эмоции, очень необходимые для дальнейшей деятельности.

“Случайные открытия делают только подготовленные люди” Б. Паскаль.

Развивая когнитивные и творческие способности детей, мы готовим “случайные открытия”.

Литература

1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. -М. РГГУ, 2000

2. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Дом “Питер”,2002

3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. -М.: АСТ. Донецк: Сталкер,2008.

4. Шамов А.Н. Коммуникативно-огнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка.// Иностранные языки в школе.-2008.-№4.