Цели урока:
- уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
- развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
- воспитывать аккуратность в работах.
Ход урока
- Организационная часть.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем свой урок.
- Что такое тема текста?
- Какие типа текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)
- На какой вопрос отвечает повествовательный текст? (Что произошло?)
- Описание? (Какой?)
- Рассуждение? (Почему?)
Дд // Бб // Дд // Бб //
Белка, беленький, белить.
Добро, добрался, доброта.
- В каждой строчке найдите “лишнее” слово. Объясните свой выбор.
Белки
У нашей белки, деятельной и подвижной, одетой летом в рыжую, а зимой в серебристо-серую шкурку, очень много родственников. Леса, степи, полупустыни различных континентов населяют 228 видов зверьков из семейства беличьих. В нашей стране их 12 видов. Это белки, сурки, суслики, бурундуки.
Белки, бурундуки, в отличие от других своих собратьев, устраивают гнезда в дуплах или дуплянках. Белки в природе устраивают своеобразные гнезда на ветвях у ствола дерева – шар из мха, лишайников, веточек. Домов у белки может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от нежданного врага, устроить впрок склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами, не брезгуя птичьими яйцами и птенцами. Основной корм белок – семена хвойных деревьев.
- Сообщение темы урока.
- Физкультминутка.
- Работа по теме урока.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Встретились корень растения и корень слова.
- Здравствуй! Ты кто?
- Я корень растения. Живу в земле.
- А я корень слова. Живу в словах.
- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
- Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – гриб-. А на нем растут слова грибник, грибной, грибочек.
1.Что такое корень слова? (Корень – это общая часть однокоренных слов).
2. Наблюдение над двумя признаками однокоренных слов. (Работа по учебнику).
3. Упражнения по подбору и поиску однокоренных слов. (Для упражнений по подбору однокоренных слов можно использовать специальные карточки, при правильном соединении которых на карточке получается картинка.)
4. Образование родственных слов. (Игра с мячом. Учитель называет слово и кидает мяч, а ученик возвращает мяч, называя слово-родственник).
- Как найти однокоренные слова? Что такое корень?