Конспект урока по русскому языку "Корень. Однокоренные слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
  • развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • воспитывать аккуратность в работах.

Ход урока

    1. Организационная часть.
    2. Долгожданный дан звонок,
      Начинаем свой урок.

    3. Повторение.
    4. - Что такое тема текста?

      - Какие типа текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

      - На какой вопрос отвечает повествовательный текст? (Что произошло?)

      - Описание? (Какой?)

      - Рассуждение? (Почему?)

    5. Чистописание.
    6. Дд // Бб // Дд // Бб //

      Белка, беленький, белить.

      Добро, добрался, доброта.

      - В каждой строчке найдите “лишнее” слово. Объясните свой выбор.

    7. Словарная работа.
    8. Белки

У нашей белки, деятельной и подвижной, одетой летом в рыжую, а зимой в серебристо-серую шкурку, очень много родственников. Леса, степи, полупустыни различных континентов населяют 228 видов зверьков из семейства беличьих. В нашей стране их 12 видов. Это белки, сурки, суслики, бурундуки.

Белки, бурундуки, в отличие от других своих собратьев, устраивают гнезда в дуплах или дуплянках. Белки в природе устраивают своеобразные гнезда на ветвях у ствола дерева – шар из мха, лишайников, веточек. Домов у белки может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от нежданного врага, устроить впрок склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами, не брезгуя птичьими яйцами и птенцами. Основной корм белок – семена хвойных деревьев.

    1. Сообщение темы урока.
    2. Встретились корень растения и корень слова.

      - Здравствуй! Ты кто?

      - Я корень растения. Живу в земле.

      - А я корень слова. Живу в словах.

      - Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?

      - Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – гриб-. А на нем растут слова грибник, грибной, грибочек.

    3. Физкультминутка.
    4. Работа по теме урока.
    5. 1.Что такое корень слова? (Корень – это общая часть однокоренных слов).

      2. Наблюдение над двумя признаками однокоренных слов. (Работа по учебнику).

      3. Упражнения по подбору и поиску однокоренных слов. (Для упражнений по подбору однокоренных слов можно использовать специальные карточки, при правильном соединении которых на карточке получается картинка.)

      4. Образование родственных слов. (Игра с мячом. Учитель называет слово и кидает мяч, а ученик возвращает мяч, называя слово-родственник).

    6. Подведение итогов.
    7. - Как найти однокоренные слова? Что такое корень?

    8. Домашнее задание.