В Федеральной программе развития образования России отмечается задача улучшения методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности. В связи с этим меняется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации системы методической работы.
Одной из больших сложностей методической работы старшего воспитателя является не только презентация педагогам того, что имеется, что наработано, сколько умение перестраиваться, а зачастую создавать нечто новое. И здесь очень важно уметь слушать и слышать друг друга. Свою задачу быть центральным звеном в удовлетворении профессиональных потребностей педагогов вижу в создании системы опережающей методической работы c педагогическими кадрами.
В ДОУ находящемся в режиме стабильного функционирования эта система обеспечивает коррекцию педагогического процесса, в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников. Основные усилия администрации направлены на создание определенного микроклимата в педагогическом коллективе, на обеспечение своих педагогов новыми коррекционными разработками, которые помогают в первую очередь им самим понять, на что они способны и что конкретно могут делать, стремление к созданию такой образовательной среды, в которой полностью был бы реализован творческий потенциал каждого педагога.
Методическая работа в нашем детском саду носит опережающий характер и обеспечивает развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Существенным признаком всякой системы является целостность. Педагогическая система детского сада - это взаимосвязь структурных компонентов, подчиненных целям образования и обучения детей и взрослых людей. Совокупность отдельных педагогических систем образуют единую целостную систему образования. Методическая работа как система спроектирована в ДОУ следующим образом: на основе анализа педагогической деятельности делаются выводы, практические обобщения, вырабатываются рекомендации. Определить цели и задачи методической работы - значит определить желаемую результативность, а это зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств воспитателя. Цели, задачи и содержание методической работы находятся в прямой зависимости от ее форм. Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовывать методическую работу на опережение, необходимо владеть достаточной информацией. Информационно-методическая деятельность является главным и основным инструментарием. По содержанию - это регулирование воспитательно-образовательного процесса в целях повышения его качества, по форме - это процесс анализа информации с выделением основных проблем. Вышесказанная деятельность осуществляется на основе наблюдения и контроля. Если учесть относительную замкнутость данного цикла, то с анализа все начинается им и заканчивается.
Систематизация и упорядоченность руководства методической работой предполагает эффективность труда педагогов. Реализовать поставленную цель можно только опираясь на правильную систему управления воспитательно-образовательным процессом. Целостная система методической работы, ориентированная на повышение ее качества и эффективности, осуществляется с рядом важнейших, носящих принципиальный характер, требований. Отсюда вытекают задачи методической работы, которые состоят в следующем:
- систематическое повышение уровня подготовки педагогов;
- постоянное ознакомление с достижениями психолого-педагогических методик образования (воспитания, обучения);
- изучение и внедрение в практику работы ППО, творческое использование проверенных рекомендаций;
- обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами образования.
В построении системы методической работы легли следующие принципы:
- актуальность;
- научность, системность;
- последовательность, преемственность, непрерывность;
- творческий характерно (принцип создания в нашем детском саду своей системы методической работы);
- конкретность, направленность;
- единство теории и практики;
- оперативность, гибкость, мобильность, прием образовательной информации, ее передача, учитывая индивидуальные особенности педагога;
- коллективный характер (групповые и индивидуальные формы и методы работы);
- создание благоприятных условий работы - моральных, психологических, гигиенических; наличие свободного времени для деятельности педагогов;
- совершенствование навыков ...
Для того чтобы обеспечить развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, необходим профессиональный рост мастерства педагогов. Главная задача в этом вопросе - совершенствовать методы индивидуальной работы с воспитателями. Внедрение педагогического мониторинга в систему методической работы определяет потенциальные возможности всего пед.коллектива и каждого педагога. Это дает возможность адресно планировать оказание методической помощи. С помощью планирования удается достичь 4 целей:
1) устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений;
2) сосредоточить внимание на главных задачах;
3) добиться эффективного функционирования;
4) облегчить контроль.
Первичная диагностика педагогических работников состоит в условном объединении воспитателей на всех уровнях в группы по категориям: высшая, первая, вторая, без категории.
Высшая:
а) Изучение, обобщение и распространение ПО;
б) создания творческих мастерских;
в) создание условий для написания методических разработок.
1 и 2 категории - диагностика профессиональных затруднений.
Без категории – диагностика, в основе которой используется рефлексия собственной деятельности.
По выявлению профессионального уровня педагога, использую анкеты, технологические карты, анкету-анализ методической работы воспитателей, карты экспертной оценки. А затем выстраиваю систему работы мониторинга профессионализма педагога.
а). Определяю уровень профессиональной компетенции педагога.
б). Разрабатываю программу мониторинговых исследований.
в). Обобщаю итоги профессиональной компетенции педагогов в единую карту.
г). На основе полученной информации по изучению профессиональной компетенции педагога организую методическую работу на диагностико-прогностической основе мониторинговых исследований по изучению профессионального уровня мастерства педагогов.
При проведении индивидуальной методической работы, соблюдаю следующее правило - веду работу в соответствии с конкретными целями и задачами, практическими нуждами учреждения и каждого отдельно взятого педагога. Считаю, что главным принципом в организации эффективной индивидуальной методической помощи должен быть принцип строгой дифференциации, поскольку в коллективе нет 2 одинаковых педагогов. Решаю сложную задачу - вместе с педагогом найти причины педагогических неудач, продумать систему мер по их устранению, затем ликвидировать недочеты. На 1 этапе провожу индивидуальные беседы (это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку). 2 этап - конкретно-индивидуальная предварительная помощь.
На основе всего вышесказанного возникла необходимость в разработке организационной модели оперативного управления связанной с системным подходом. Ценность организационной модели в конкретной системе воздействия дает совершенно новый действенный метод построения методической работы. В целях моделирования системы за структурные элементы принимаются понятия: “события”, “работа”, “путь”.
Событие - это итог выполнения какой-либо работы, промежуточный или нескольких работ, позволяющий приступить к выполнению последующих. Исходным событием является методическое мероприятие в начале определенного времени (года, квартала, месяца и т.д.) завершающим событием является последнее мероприятие в конце учебного года. На сетевом графике события отмечаются кружками. (приложение 1).
Работа (5-6-7) имеет не только объем и продолжительность, но и персонально ответственного исполнителя.
Путь - любая последовательность работ, в которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы.
Бывают следующие виды путей:
- “полный путь” - от исходного до завершающего события
- “путь предшествующий” - от исходного до данного события
- “путь последующий” - от данного до завершающего события. Можно выделить ряд достоинств графического моделирования:
- отражает все взаимосвязи, существующие между работами, отличается лаконизмом и хорошо воспринимается зрительно;
- позволяет обеспечить взаимосвязь разных работ и контролировать их в технологической последовательности;
- исключает дублирование, экономит время, дает возможность корректировать и регулировать мероприятия, предупреждает “стыковку” мероприятий;
- модель можно читать во всех направлениях с разложением на части;
- регулируется степень насыщенности системы мероприятиями в тот или иной промежуток времени.
Организационная модель оперативного управления позволяет логически прогнозировать ход работ, а мероприятия “события” рассматриваются как средства достижения намеченной цели.
Четко разграниченные функции в системе работы позволяют держать в поле зрения отдельные ее участки, координировать и распределять равномерно нагрузку между работниками. Особое значение имеет максимальный учет реальных возможностей и полнота охвата всех членов коллектива. Согласованность в действиях создает условия для экономии времени и рациональной организации труда.
Таким образом, модель управления можно представить в виде таблицы (приложение 2). В вертикальных графах которой разместились методические мероприятия, относящиеся к разным формам методической работы. Горизонтальные графы разместили в себе эти мероприятия в календарном порядке (месяцы, недели).
Учитывая возросшую значимость самообразования и индивидуальной работы с педагогами, данные формы методической работы в вертикальных графах плана расположены первыми. 3ная, что сетевое планирование - динамическая система, в модели учтен разный шаг планирования (неделя, месяц, год.), следовательно, используются различные виды контроля: оперативный, текущий, перспективный. Для координации методической работы с целью освобождения от текстовых записей в детском саду введена табельная система. Использование рабочих номеров требует от составителей плана предварительного решения о том, кому поручается работа и равномерно ли загружены все члены коллектива.
Возможность моделирования каждого звена системы позволяет не только прогнозировать работу, но и анализировать ее в любой момент учебного года. Одновременно модель позволяет наметить контроль, для чего кружки - события закрашиваются определенным цветом. Красный-мероприятие контролируется заведующей; синий - старшим воспитателем; зеленый - членами аттестационной комиссии; желтый - членами родительского комитета.
0 - означает невыполненную работу;
/ - сигнал о несвоевременно выполненной работе;
+ - выполнено.
Данная символика несет функцию учета проведенных мероприятий. Осуществляется своего рода коллективное руководство и массовый контроль (демократизация управления).
Результативность проводимой в детском саду методической работы можно определить по реальным показателям. Этими показателями служат следующие критерии оценки:
1 критерий - соответствие результата оптимальному уровню без перегрузки воспитанников (выполнение “Программы”);
2 критерий - рост профессионального мастерства воспитателей при разумных затратах времени и усилий на методическую работу (аттестация);
3 критерий - в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами труда.
Все перечисленное выше не является новым в системе методической работы старшего воспитателя. Это означает лишь то, что работа строится по-новому.