Работа в группе на разных этапах урока в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: обучающая - выделить в речи новые звуки, познакомить с буквами, учить читать слоги, слова и предложения; развивающая – развивать устную речь, память, расширять кругозор; воспитывающая – учить работать в группе, развивать коммуникативныё умения, воспитывать уважение к труду людей.

Ход урока

Прозвенел весёлый звонок, начинаем наш урок.

А чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок.

-Каким должен быть ученик, чтобы работа шла успешно? (внимательным, аккуратным, добрым, старательным, серьёзным и т. д.)

-Улыбнёмся друг другу. Выполним дыхательную гимнастику.

- Задуй свечу.

-Задуем много свечей.

- Как жужжит муха?

- Как пищит комар?

Работа по ленте букв: назовите гласные буквы; звонкие согласные буквы и звуки, которые они обозначают; глухие согласные буквы и звуки, которые они обозначают.

-Почему б-п записаны в столбик? (парные по звонкости-глухости)

-У нас гость. Это дракон Дино. Он потерял в морской пучине сундучок. Поможем найди пропажу?

-Сначала поближе познакомимся с гостем, а для этого составим схемы слов “дракон” и “Дино”.

-Чем похожи слова? (начинаются на похожие звуки)

-Охарактеризуйте эти звуки.

-Кто знает, какой буквой обозначим звуки? - Назовите тему урока. (Звуки д-д и буквы, которые их обозначают)

-Чему будем учиться на уроке? (писать новую букву, читать слоги, слова и предложения)

-Печатаем в тетради Дд. (На доске появляется табличка с буквами)

Вот стоит, дымок пуская, буква Д – труба печная.

-Найдите букву Д в алфавите. - Какие звуки обозначает буква? (На доске появляется опорная таблица)

“Читалочка” страница 15 – читать хором слоги. (Можно вывесить таблицу со слогами).

-Назовите слоги, где буква д обозначает мягкий звук.

-Читаем с доски хором: дму, дбу, бдо, дпа, мдо, дра, лде, сде, рди, два, дка, дни.

- Найдите целое слово.

Физкультминутка.

Море, море, я твой гость, подари камней мне горсть.
Сколько их на берегу? Сосчитать я не могу:
Белых, серых, голубых, гладких, маленьких, больших.
Все окатаны водой: чистой, сильной, голубой.

-Прочитайте слово на доске: города.

-Буквы этого слова помогут вам составить слово – отгадку на мою загадку.

Не живая, а идёт. Неподвижна, а ведёт. (дорога)

Составить ответ в кассах.

Дорога привела нас к морю. (звучит шум волн)

Учитель вывешивает рисунок водолаза.

-Кто это? Вместо головы громадный медный шар. На шаре круглые окошки. Сам в резиновом костюме. К голове шланг тянется. Ноги в тупоносых, на свинцовой подошве калошах, не каждый поднимет.

-Правильно! Это водолаз. Он в своём обычном наряде отправился на работу в море. Читаем цепочки слов “Азбука” страница 109.

-Какое слово непонятно? (учитель объясняет по необходимости)

-Все эти слова помогут нам прочитать текст. Читаем цепочкой.

Вопросы после прочтения текста.

-Где работают водолазы?

-Какая у них работа?

-Какую работу выполнили папы Нади и Димы?

-На рисунке в учебнике тоже водолазы. На ногах у них ласты, чтобы быстрее плавать под водой. На лице маска с окошечком, чтобы видеть под водой. За спиной баллоны с воздухом. Это аквалангисты. Они-то и помогут нам достать сундучок. А пока они ныряют, мы прочитаем рассказ о жителях моря. Кто это? (учитель показывает картинку с изображением дельфинов)

Самостоятельное чтение. (Для хорошо читающих детей дополнительные карточки.)

Однажды судно потерпело крушение. Несколько человек остались в живых. Вдруг появились акулы.

Читаем текст хором.

-Как вы думаете, что случилось дальше? (ответы детей)

-Составьте предложение из слов (даны на листочках) и узнаем, чем закончилась история.

1 группа: дельфинов, сразу, стая, примчалась (Сразу примчалась стая дельфинов)

2 группа: акул, дельфины, разогнали, бесстрашно. (Дельфины бесстрашно разогнали акул.)

3 группа: берег, на, людей, спасатели, доставили, скоро (Скоро спасатели доставили людей на берег)

4 группа: дельфинам, спасибо (Это задание для слабых ребят.) (Спасибо дельфинам!)

Сильный ученик перечитывает полученный текст,

-Озаглавим текст (“Случай в море”. “Дельфины – спасатели” “Чудесное спасение”)

-Прочитаем последнее предложение выразительно.

Итог урока.

-А вот и сундучок. Откроем его. Что же там? Буква “д.”. Почему?

-Какие звуки обозначает эта буква?

-А ещё без этой буквы мы не смогли бы составить слово “Молодцы!”. А вы сегодня молодцы.

Домашнее задание.

-Расскажите дома про новую букву и звуки, которые она обозначает. Прочитайте текст на листочках. Попробуйте узнать интересное про дельфинов.

Текст для читающих детей.

Поразительный случай произошёл с рыбаками в Чёрном море. Стая дельфинов окружила баркас и плыла рядом, издавая звуки и явно стремясь привлечь внимание людей. Дельфины кружили вокруг корабля до тех пор, пока люди не поняли, что животные обеспокоены. Рыбаки обнаружили попавшего в плен дельфинёнка. Отбившись от стаи, он запутался в сети. Детёныш был спасён и отпущен на свободу.

Конспект урока математики.

Тема: Перестановка слагаемых. 1 класс.

Цели: вывести правило о перестановке слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление и память, расширять кругозор.

Оборудование: рисунки, карточки, магнитофон.

Ход урока

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Вот и книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

Актуализация знаний.

-У нас в гостях кот Леопольд и кот Матроскин. Они собрались на рыбалку и взяли с собой эти предметы (на доске рисунки: удочка, ведро, банка с червями, книга, крючки)

-Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти?

-Какой предмет лишний и почему? (книга, если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюнет, но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник)

-Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько? Составьте решение в кассе.

-Сколько всего рыбок поймали коты? Составьте решение в кассе.

Фиксирование затруднения.

-Коты устроили спор. Леополь утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

-Прочитаем оба решения по разному.

-Подумайте, что произошло. (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Постановка проблемы.

-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

“Открытие детьми нового знания”

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники двух цветов: 1 группа - 3 КРАСНЫХ КВАДРАТА И 4 ЗЕЛЁНЫХ, 2 группа - 2 СИНИХ КРУГА И 6 ЖЁЛТЫХ, 3 группа – 5 красных треугольников и 3 синих, 4 группа – 7 зелёных шестиугольников и 2 голубых. Все группы получают план работы.

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану:

У нас получились примеры…. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….

-К какому выводу мы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

-Как можно изобразить это правило? (ответы детей)

А я предлагаю сладкое правило. Можно яблоко (учитель показывает) разрезать пополам. Соединим половинки, получим целое яблоко. Поменяю половинки местами – это же яблоко. В математике это правило можно записать латинскими буквами. Вот так:

a+b=b+a

Проговорите правило друг другу в паре словами, запишите знаково.

Прочитаем правило в учебнике на странице 14.

Совпадают ли наши правила? (да)

Кто же из котов прав? (оба)

Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Первичное закрепление. Решаем примеры с комментированием.

5+3 7+2 5+2

3+5 2+7 2+5

Физкультминутка “Тили бом”

Тили бом! Тили бом!

Загорелся кошкин дом. (Дети изображают, как звонят в колокол)

Кошка выбежала,

Глаза вытаращила. (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом (Дети изображают, как выливают воду из ведра)

Восстановим дыхание.

Самостоятельная работа.

2+8 3+6 9+1

8+2 6+3 1+9

Дополнительные задания по выбору:

9-4+5-3-4+6

5+*=9 *+2=5

8-*=4 7-*=2

Проверка цепочкой. Показ светофориков (зелёный – правильно, красный – была ошибка)

Включение нового знания в систему знаний.

Решим задачу.

Матроскин совершил 3 добрых дела, а Леопольд на 6 добрых дел больше. Сколько добрых дел совершил Леопольд?

Итог занятия.

-Какое правило помогло решить задачу?

-Как его записать знаками?

-Нарисуй те горку и покажите, куда вы сумели сегодня подняться, добывая знания.

-Нарисуйте своё настроение. (лицо с улыбкой, спокойное или грустное)

Домашнее задание.

Расскажите взрослым о нашем открытии.