Методическая разработка "Игры и игровые элементы в обучении декоративно-прикладного направления"

Разделы: МХК и ИЗО


Огромное значение имеет игра - это не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально и полноценно развиваться.

Игры выполняют различные функции: организаторские, познавательные, стимулирующие и т.д. Они помогают установить контакт, образовывать творческие группы, самоутвердиться; расширяют кругозор, повышают настроение.

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Моделей игры не так уж много, почти все игры включают в себя принципы состязательности и оценочности. Обязательным являются условия (правила) игры.

Сколько бы мы не говорили о значении детских игр, главной остается мысль Л.Выготского: “игра - воображение в действии”, и еще: “Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять ребенка”.

Игра не может существовать без эмоций, но самое важное для ребенка в игре - это свобода, самовыражение, собственное мироощущение. Ведь ребенок - не только представитель своей возрастной категории, но и неповторимая личность.

Рукоделие - это малоподвижное и довольно трудоемкое для ребенка занятие. Игра может превратить этот процесс в творческий и интересный. Более того, специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Исследования и многочисленные опыты физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Поэтому игра имеет не только развлекательное значение, а развивающее, оздоравливающее воздействие.

Педагогическая мудрость любой игры в том, что любое правило можно изменить, усложнить или упростить в зависимости от возраста и ситуации.

РАЗДЕЛ 1

ИГРЫ-РАЗМИНКИ

“ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ”

1. Кончиками больших пальцев рук поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Можно со словами:

“ Я здороваюсь везде:
Дома и на улице.
Даже “Здравствуй” говорю
Я соседской курице”.

2. Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Можно со словами:

“ Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!”

“ДОЖДИК”

Руки ставятся локтями на стол, ладонями друг к другу на небольшое расстояние. Затем указательным пальцем правой руки с силой нужно постучать по ладони левой руки (это одна капля дождика), затем двумя пальцами, тремя, четырьмя, захлопать в ладоши (это пошел сильный дождь); затопали ногами (убегаем от дождя); дождик затихает (упражнения повторяем в обратном порядке).

“МАЛЯР”

Мысленно представить, что в руке кисть и имитировать движения маляра вверх-вниз сначала одной рукой затем другой. (На разработку кистей рук).

(Таким образом, работают почти вес группы мышц). Учитель следит, кто больше “набрал яблок”, комментирует, замечая кто “сорвал” на самой высокой ветке, кто положил “мимо корзины” и т. д.

“ НА ОЩУПЬ”

В мешок складываются предметы различной формы. Вызывается участник, которому завязывают глаза, он вытаскивает предмет и определяет что это. Можно глаза не завязывать определять в мешке.

“СВЕРТОК” (“САЛФЕТКА”)

Эта игра на сенсорное восприятие. В салфетку полотняную или бумажную заворачивается предмет небольшой формы. Нужно определить на ощупь, не разворачивая свертка, что там лежит. Кто угадывает, тот сам что-то заворачивает и предлагает отгадать.

“СУРДОПЕРЕВОДЧИК”

Ведущий зачитывает стихотворение (или любой другой литературный текст), дети руками и мимикой изображают содержание текста, как сурдопереводчики.

“КРЫШКА” (ИГРА-ТЕСТ)

Все садятся в круг. В центр ставится любая емкость с отверстием. Ножницами из бумаги вырезается “крышка”, прикладывается к отверстию. Побеждает тот, у кого крышка точно совпала с отверстием.

Для усложнения можно поставить несколько емкостей, у которых “крышки” различной формы.

РАЗДЕЛ 2

ГЛАЗОМЕР, ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.

“ПОВТОРИ ВСЕ ЛИНИИ”

Для этой игры каждому игроку необходимо иметь чистый лист бумаги (не разлинованный) и простой карандаш.

Ведущий на своем листе проводит 2-3 линии.

Играющие смотрят 3-5 секунд и повторяют на своих листах. Затем ведущий добавляет к предыдущим еще 2-3 линии. Так повторить 3-4 раза.

Выигрывает тот, кто более точно повторил все линии. Он становится ведущим.

“РАССМОТРИ КАРТИНУ”

Играющим показываются репродукции картины (не мелкая), затем картину убирают, игрокам дается лист бумаги и карандаш. Нужно за определенное время (3-5 минут) вспомнить и написать какие предметы изображены на картине. Кто больше напишет, тот выиграл.

“КТО ПЕРЕСЕЛ?”

В эту игру играют не менее 10 человек, Все рассаживаются, голящий выходит за дверь на 1-2 минуты. За это время все пересаживаются по-другому, на другие места. Голящий угадывает и выбирает следующего голящего.

“ОПРЕДЕЛИ НА ГЛАЗ КОЛИЧЕСТВО”

- сколько книг на полке;

- сколько журналов (тетрадей) в стопке;

- сколько букв на странице;

- сколько листов в книге;

- сколько в банке круглых предметов;

- сколько карандашей в коробке;

- сколько раз карандаш “укладывается” в крышку стола.

“ПРОВЕРЬ ПО КОНТУРУ”

Игроки разбиваются парами. Друг дня друга рисуют на бумаге фигуру (квадрат, крут, треугольник или фигуру с несложным извилистым контуром). Затем передают листки друг другу и каждый из них на своем листе повторяет рисунок другого.

После этого свои рисунки вырезают по контуру, накладывают на образец. Ведущий определяет, у кого получилось лучше и точнее.

* Чтобы разбить детей парами, необходимо взять ленты (полоски бумаги или толстые нитки) количеством вдвое меньше, чем детей. Собрать рукой посредине ленты в пучок и каждому ребенку предложить взять ленту. Затем разжать свою руку, выпустить ленты. Т.о. дети разбиты по парам: кто держит одну ленту, тот и пара.

“РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ”

Ведущий рисует в воздухе какой-то предмет (квадрат, круг, солнце, облако, дом и т.д.) Дети угадывают и называют что нарисовано. Кто угадал, тот сам предлагает какой-то предмет.

РАЗДЕЛ 3

УЧЕБНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДПИ.

“ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” (“ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА”)

Эта игра предназначена для вводных занятий или для занятий по теме: “Из истории...”

В высокую коробку или шкатулку складываются необходимые атрибуты (крючки, челноки, вязаные изделия; проволока, бисер, изделия из бисера и т.д.)

На заранее подготовленного ребенка надевается цилиндр, очки-маска; он - факир (роль факира может исполнять сам педагог). “Факир” извлекает из ящика предмет (например, крючок), рассказывает, что им можно сделать, показывает готовое изделие (заранее положенное в ящик). И так пока ящик не опустеет.

“КОНВЕЙЕР”

В эту игру могут играть 9-15 человек. Дети делятся на группы. Например, дается задание: “ Изготовить полевой цветок из бисера”. Для жеребьевки даются карточки: “Лепестки”, “листочки”, “серединки”, “сборка”.

Количество карточек определяется сложностью операций (“лепестков” должно быть больше чем “серединок”).

Когда “Конвейер” запущен через определенное время его нужно “остановить” подвести итог, провести разминку.

“ШАРФИК”

Эта игра для тех, кто учится вязать. Когда освоены первые петли, детям дается задание связать шарфик.

Дети делятся на две команды, Задается количество петель и рисунок шарфика. По команде начинают вязать. Через некоторое время вязание останавливается, шарфики одной команды прикладываются друг к другу, чтобы получился один шарфик и сравнивается с другой командой.

Итог подводится по критериям: “Длиннее”, “Ровнее”, “Качественней рисунок”, “личное первенство” и т. д. В зависимости от цели, поставленной на занятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Л. П. Савина, “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Издательство “Родничок”, Москва, 2000 г.

2.С. А. Шмаков, “Игры-шутки, игры-минутки” Издательство “Новая школа”, Москва, 1993 г.

3. В. В. Петрусинский, “Игры: обучение, тренинг, досуг”, Издательство “Новая школа”, Москва, 1994 г.