"Развивающие игры" – комплексные коррекционные занятия для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Умственное развитие включает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. “Ядром” умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций и т.д.

Разработанные отечественными психологами и педагогами / А.В.Запорожцем, А.Н.Усовой, Н.Н.Поддъяковым / принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста позволяют существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Л.И.Цеханская отмечают, что совершенствование развивающего обучения – не единственный способ воздействия на развитие этих качеств. Доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты их исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Использование наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования / использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков/, появляется возможность применять наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи того, о чем рассказывают взрослые, заранее “видеть” возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

В публикациях за последнее время все больше отмечается роль игры и игровой деятельности в развитии дошкольников. Однако игры – это не только удовольствие и радость для ребенка. С их помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобрести новые знания, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Какие же это игры?

Это игры, направленные на умственное развитие дошкольника: развивающие восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности, а также игры, помогающие подготовить руку ребенка к школе. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая в дошкольном возрасте становится постепенно произвольной, как и внимание. Важно научить детей способам логического запоминания. Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Игры на развитие творческих способностей ребенка – это игры, развивающие воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. Игры, помогающие подготовить ребенка к школе – это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, речь, готовят руку к овладению письмом.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений.

Каждая игра – это общение ребенка с взрослым и с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Важно вовремя поддержать ребенка, создать доброжелательную, радостную обстановку, поощрять выдумку и фантазию – в таком случае наши игры будут полезны для его развития.

Комплексные занятия – развивающие игры, предназначены для воспитателей и педагогов - психологов дошкольных учреждений, а также и для родителей, которые смогут почерпнуть для себя много полезного и организовать со своими детьми различные игры. Основной задачей данных занятий является оказание практической помощи педагогам и родителям в развитии детей от трех до семи лет и формирование у них готовности к успешному обучению в школе. Занятия рекомендуется проводить по подгруппам, два раза в неделю длительностью от 15 минут до 30 минут в зависимости от возраста. Для проведения занятий необходима предшествующая работа воспитателя с детьми по расширению знаний детей об окружающем: проведение наблюдений в природе, чтение художественной литературы, рассматривание картин и т.д. Все это будет способствовать расширению словарного запаса дошкольников, адекватному отражению в речи окружающего мира, развитию наблюдательности, что в свою очередь поможет педагогам обучить детей приемам классификации, умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления, выделять в них существенные признаки, устанавливать простейшие связи. Пользоваться приемами логического запоминания и т.д.

Занятия разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Большинство занятий объединено тематически: “овощи”, “фрукты”, “садовые ягоды”, “лесные ягоды”, “съедобные и ядовитые грибы”, “садовые цветы”, “лесные и полевые цветы”, “деревья”, “насекомые”, “речные рыбы”, “аквариумные рыбки”, “морские рыбы и животные”, “домашние птицы”, “дикие птицы”, “домашние животные”, “животные жарких стран”, “дикие лесные животные”, “мебель”, “инструменты”, “садовый инвентарь”, “посуда”, “одежда”, “обувь”, “головные уборы”, “продукты питания”, “спортивный инвентарь”, “транспорт наземный, водный, воздушный, подземный”, “военная техника”, “музыкальные инструменты”, “школьные принадлежности”, “профессии”, “явления природы”. В занятия включены игры разного характера: с использованием музыки и рисования, подвижные и малоподвижные игры, игры со словом и с картинками, с игрушками и предметами, предметами – заместителями и схемами.

Занятия рассчитаны на творчество воспитателей, их умение видеть развитие детей своей группы, своевременное включение в занятия дополнительного материала, другие игры или варианты уже использованных игр, увеличение или уменьшение количества игр и занятий по какой-то теме.

После каждой темы рекомендуется проведение обобщающих занятий с проведением творческих заданий, например, нарисовать чудо-дерево, чудо-машину, чудо-птицу. Достаточно много внимания в занятиях уделяется развитию у детей творческого воображения, логического и образно-чувственного мышления. В каждое занятие включены игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, обведение контура различных фигурок, штриховка, графический диктант, копирование по клеточкам и др.

Занятия способствуют развитию у детей волевых качеств, положительных взаимоотношений, самостоятельности. Детям очень нравятся эти необычные занятия, они проявляют к ним огромный интерес и желание играть как можно чаще.

Предлагаю конспект из курса “Развивающие игры” на тему “Животные” для подготовительной к школе группы.

Задачи: Развивать у детей связную речь, логическое и образное мышление, учить детей пользоваться логическими приемами для запоминания – классификацией предметов и установления между ними простейших связей.

Использовать в активной речи обобщающие понятия (дикие и домашние животные, птицы, рыбы).

Развивать у детей устойчивое произвольное внимание.

Развивать у детей мелкие мышцы кистей рук, умение ориентироваться на листе бумаги, глазомер, зрительное восприятие.

Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности, воспитывать выдержку, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: 5 столов с картинками (рыбы, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы); у детей по 6-8 карточек разных видов животных, птиц и рыб; наборы кубиков Б.Никитина; карточки к ним № 10, 11 из 16 кубиков; конверты с цветными разрезанными квадратами на 3 части (по 7 шт.); карточки к игре Б.Никитина “Внимание, угадай-ка” 2 (ВУ-2).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Загадывание загадки про медведя. Вопросы детям: “Кто хочет загадать загадку про животных, птиц, рыб?” (спросить всех желающих). Вспомнить знакомые загадки, которые были выучены ранее. “Кто помнит загадки про щуку? Сома? Ежа? Кто запомнил загадку про медведя?” Повторить ее хором.

Игра “Пары слов”. Что значит “пара”? Пара – это сколько? Воспитатель: “ Я назову несколько пар слов, а вы запомните, какое слово было с каким в паре. А потом я буду называть первое слов, а вы будете вспоминать второе слово. Будьте внимательны. Постарайтесь представить того, кого я назову и кто они такие, тогда вы легче запомните. Приготовились? Внимание!

Корова-лошадь

Курица-цыпленок

Воробей-синица

Лиса-белка

Тигр-лев

Карась-щука

Ласточка-кукушка

Заяц-волк

Цапля-журавль

После того как дети назвали все вторые слова в каждой паре, спросить: “Как вы запоминали эти слова? Что вы для этого делали? Почему вы запомнили, что слово “лошадь” было со словом “корова”? и т.д. (Обобщить ответы детей: корова и лошадь это - домашние животные).

Игра “Кто, где живет” (Дикие и домашние животные, рыбы, дикие и домашние птицы, животные жарких стран). Задание: Разложить картинки на отдельные столики в соответствии с имеющейся на них картинкой, где какое животное живет.

Игра “Назови одним словом”.

Задание “Я назову несколько слов, а вы их все назовете одним или двумя словами, кто это или что это”.

Коза, корова, собака – все они … (домашние животные)

Волк, белка, еж – все они … (дикие животные)

Синица, ворона, воробей – все они … (зимующие птицы)

Носорог, жираф, лев – все они … (животные жарких стран)

Сом, щука, окунь – все они … (рыбы)

Птицы, рыбы, звери – все они … (животные)

Пальчиковые игры на тему “Животные”.

Игра Б.Никитина “Внимание, угадай-ка” - 2 .

Игра Б.Никитина “Сложи квадрат” 7 штук из трех частей.

Игра Б.Никитина “Сложи узор”. Карточки № 10,11 из 16 кубиков.

3. Заключительная часть. Подвести итог занятия, похвалить детей.