Урок-погружение в культуру Франции. 4-й класс
Этот урок был проведен в культурологическом лицее города Екатеринбурга, концептуальное своеобразие которого в том, что учебно-воспитательный процесс подразумевает углубленное изучение культуры, накопленной человечеством в ходе развития. “Погружения в культуру” превратились в ежегодную традицию праздников культуры определенной эпохи, либо страны.
Суть погружений в том, что организаторами заранее определяется эпоха или страна, элементы культуры которой будут изучать в текущем учебном году. Презентация идеи осуществляется 1 сентября перед учащимися, педагогами и родителями. Затем в ходе культурологических чтений и “мозговых штурмов” определяется весь сценарий.
Все учителя-предметники разрабатывают уроки-“погружения”.
Цель урока
Изготовить модель витража на кальке для оформления классной комнаты к празднику “Погружение в культуру Франции”.
Задачи урока
1.Воспитание художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
2. Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и на этой основе строить свой художественный образ.
3.Развитие творческого потенциала отдельно взятой личности и всего коллектива. Укрепление содружества гимназистов. Развитие коммуникативных связей посредством работы в группе:
- - достигать поставленной цели в заданные сроки с высоким качеством работ;
- - понимать, что твоя часть работы должна гармонично вписываться в целое, создавать единый художественный образ;
4. Развитие изобразительного мастерства учащихся [аккуратности, точности движений руки и глаза (глазомера), мелкой моторики руки].
5. Развитие эстетической отзывчивости, способности к эмоциональному проживанию художественного образа.
Подготовка к уроку.
Ребята заранее готовятся к уроку, приносят из дома старые папины рубашки в качестве рабочих халатов, сдвигают парты в два больших стола, покрывают их клеёнкой.
На кружковом занятии учащиеся склеивают листы кальки по форме и размеру классных окон, размечают на них узор, подбирают и обозначают цвета. Рисунок 1.
Формы работы: рассказ учителя, практическая работа в группе.
Оборудование и материалы учащихся: цветные чернила, разные кисти, баночки для воды, ветошь, рубашки-халаты, размеченные кальки.
Зрительный ряд: витражи собора в Шартре(1225 год) (Приложение 1)
Музыкальный ряд: Иоганн Себастьян Бах “Токката и фуга ре-минор”
План урока
1. Приветствие.
2. Организационный момент. Проверка готовности к занятию. Разделение на две бригады “стекольщиков” (по желанию).
3. Рассказ учителя.
4. Постановка цели (особенности работы в группе)
5.Практическая работа (техника безопасности)
6.Просмотр работы, прикладывание витража к стеклам окон, первые впечатления от изменения внутреннего пространства класса.
7.Наведение порядка: мытье инструментов, расстановка парт, складывание клеенок, переодевание, раскладывание калек на просушку.
Конспект урока
1,2. Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня из учащихся культурологического лицея вы превращаетесь в мастеров-стекольщиков, потому что нам поступил заказ изготовить разноцветные стекла для окон. Прошу вас разделиться на две бригады и выбрать мастера.
Давайте проверим, все ли мы приготовили к работе. Нашим “стеклом” сегодня будет полупрозрачная бумага-калька, она уже лежит на столах. Чтобы “стекла” были цветными, используем прозрачную краску-чернила. Вы - большие молодцы, что защитили свою одежду халатами.
3. Мы - не просто мастера-стекольщики, а жители города Шартр в средневековой Франции. Здесь построили красивый собор, и осталось только вставить витражи.
Витраж - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла. Витражи используют для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу в интерьере. Вероятно, поэтому витражи с давних времен использовались в храмах.
800 лет назад в средневековой Франции люди жили в маленьких домах, не превышающих двух метров в высоту.
В городе среди тесноты домишек на площади возвышался собор - громадное, устремлённое своими формами вверх архитектурное сооружение. Казалось, шпили и башни собора касаются неба. Уставшие от тяжёлого труда люди приходили сюда молиться, они выбирались из своих каморок и попадали в необыкновенное высокое пространство, освещённое разноцветными потоками света, льющегося из больших окон, застеклённых многоцветными витражами.
Свет- это вечный материал, применение которого насчитывает столько лет, сколько лет архитектуре. Начиная с древности, цветной свет выступает в роли неумолимой и неуловимой силы, определяющей поведение человека, воздействует на его ум, сердце и душу. У вошедшего в собор средневекового человека возникало чувство восторга, благоговения и …страха.
Многоцветные витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, обязательная принадлежность готических соборов. Они изображали религиозные и бытовые сцены, размещались в огромных стрельчатых окнах боковых сторон храма и над центральным входом в круглых окнах, именуемых розами. Таинственная и духовная среда храма во многом возникала именно благодаря этим излучающим свет картинам.
3. Вот такую картину мы сейчас начнем создавать. Для того чтобы представить себе хотя бы чуть-чуть эту красоту, мы создадим на уроке модель витража на кальке и превратим прозрачные стекла класса в стрельчатые витражи.
Каждый из вас “остеклит” часть витража, а получиться должна цельная картина, поэтому важно:
- правильно встать;
- не толкать товарища;
- договориться с ним, где будет граница вашей работы и сделать цветовой переход незаметным;
- работаем аккуратно, точно и быстро, чтобы одновременно закончит работу;
- потом наводим порядок в классе.
4. Во время практической работы звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха.
5,6. Посмотрите, как преобразился узор, когда он стал цветным. Красно-розовый и изумрудно-зеленый усиливают яркость друг друга (дополнительные цвета).
Давайте приложим кальку-витраж к стеклу. Что произошло с внутренним пространством класса?
Учащиеся высказывают свои первые впечатления радости от содеянного, искренние непредсказуемые слова уважения друг другу.
Все любуются визуализированным успехом дела, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для дальнейшей работы.
На высокой эмоциональной ноте наводится полный порядок, а кальки раскладываются для окончательной просушки и дальнейшего использования в оформлении класса на празднике “погружения в культуру”.