Методические рекомендации. Тема "Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Выявить соответствие между  уровнем здоровья детей и развития их физических качеств.

Задачи:
Определить уровень здоровья детей.
Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в организации физкультурно- оздоровительной работы детей дошкольного возраста.
Наметить пути решения по коррекции факторов, влияющих на здоровье и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.

 Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса в во 2 младшей группе детского сада.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие уровню самочувствия, здоровья и развитию физических качеств детей.

Гипотеза: Если в ДОУ в системе проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая деятельностный и региональные компоненты, то всё это способствует улучшению развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Методы исследования:
1.Изучение научной и методической литературы по данной проблеме
2.Изучение показателей физического состояния детей во время физкультурных занятий (наблюдения,  диагностика, работа с документацией)
Методологической (теоретической) основой исследования является концепция программы «Север» Л.В.Шарыповой.

В последние годы происходит неуклонное снижение уровня здоровья взрослого и особенно детского населения страны. Недостатки развития функциональных органов и систем, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания, низкий уровень физической подготовленности, наблюдается у большинства числа детей, поступающих в школу.
Здоровье человека в большей степени зависит

  • от наследственности,
  • состояния окружающей среды,
  • образа жизни.

Каждый из перечисленных выше факторов имеет в Норильске свой негативный «северный оттенок».
В настоящее время в ДОУ Норильского промышленного района воспитывается третье поколение северян, наследственность которых существенно ослаблена продолжительным пребыванием их родителей в экстремальных условиях «Заполярья».
В условиях Крайнего Севера жизненная потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью её проявления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют наступлению общего утомления, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребёнка, его двигательных функциях и умственной активности.
В сложившейся системе физического воспитания детей на Крайнем Севере проблема гиподинамии и повышения физической подготовленности детей на протяжении многих лет, решалась, в основном за счёт увеличения объёма двигательной активности. Моторной плотности и количества регламентированных форм занятий в режиме дня ДОУ.
Стремление максимально увеличить моторную плотность специальных занятий повлекло за собой уменьшение, а зачастую полное исключение общения педагога с детьми и детей между собой во время занятий физическими упражнениями. Увеличение регламентированных форм занятий, их продолжительности сократило время для самостоятельной и игровой деятельности дошкольников.
Учитывая особенности развития детей в конкретно регионе, основным направлением работы на данном возрастном этапе является ликвидация некоторых отставаний в моторном развитии детей,
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице
Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений .
При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.
Таким образом, забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.
Условия нормального развития и укрепления здоровья детей

  • Режим дня ребенка
  • Питание
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Закаливание (традиционные и нетрадиционные методы закаливания)
  • Формирование осанки и профилактика плоскостопия

На организм человека в условиях Крайнего Севера влияют следующие факторы:
- необычная для высоких широт фотопериодичность (полярная ночь и полярный день);
-воздействие низких температур в сочетании с высокой скоростью ветра на открытые участки тела;
-снижение физической активности, обусловленная неблагоприятными метеорологическими факторами;
- несбалансированное питание;
-промышленное загрязнение внешней среды.
Оценивая значение этих факторов в возникновении синдрома психоэмоционального напряжения, следует подчеркнуть, что в условиях Крайнего Севера человеку приходится встречаться с воздействиями, по силе и колебаниям значительно превышающим привычные для него в средних широтах.
Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей предусматривают научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.
Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания в ДОУ.
В течение года показатели физических качеств могут изменяться.
Это происходит за счёт естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

В данной группе детского сада планируетсяфизкультурно-оздоровительная работа с учётом возраста детей, которая представлена в виде системы физкультурно-оздоровительной работы.
Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля,  обеспечивает нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Оптимизация двигательного режима

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

Утренняя гимнастика босиком

ежедневно

Гимнастика после дневного сна

ежедневно

Прогулки с включением подвижных игр и игровых упражнений

ежедневно

Занятия  в бассейне

2 раза в неделю

Музыкальное занятие

2 раза в неделю

Динамический час

4 раза в неделю

Физкультурные мероприятии.
Динамические паузы

Ежедневно
(во время занятий)

Спортивный досуг

1 раз в месяц

День здоровья

1 раз в квартал

Неделя здоровья

В дни каникул

Диагностика физической подготовленности детей

2 раза в год

Здоровье сберегающие технологии

Использование приемов релаксации: минутки тишины, музыкальные паузы

ежедневно несколько раз в день

Игры-упражнения для формирования правильной осанки

во время утренней и вечерней гимнастики,
физ. занятий, двигательно-игровой разминки

Игры-упражнения профилактики и коррекции плоскостопия

во время утренней и вечерней гимнастики,
физ. занятий

Дыхательная гимнастика

3 раза в день во время утренней гимнастики, на прогулке, после сна

Пальчиковая гимнастика

2-3 раза в день

Гимнастика глаз

Во время занятий

 

 

Лечебно-оздоровительная работа

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

ежедневно

Полоскание зева водой в утренние часы по схеме.

ежедневно

Санация носоглотки «Оксалиновой мазью»

ежедневно

Ароматизация помещения
(чесночные букетики)

в течение дня ежедневно

Чесночно-луковые закуски

перед обедом

Чесночные бусы

в течение дня ежедневно

Обширное умывание

ежедневно

Полоскание зева водой

Ежедневно после приёма пищи

Занятия в плавательном бассейне

2раза в неделю

Проветривание помещения

ежедневно

Витаминотерапия:

 

ежедневно

Прием витаминов «Ревит»

Йодопрофилактика препаратом «Йодомарин»

Дополнительная витаминизация по плану медсестры оздоровления

ежедневно

Для обследования была отобрана группа детей в количестве 20 человек


Фамилия, имя ребенка

возраст

1

Андреев Владик

3г 10м

2

Багренцева Аня

3г6м

3

Беспрозванных Соня

3г 5м

4

Веселовский Ярослав

3г 7м

5

Зарубина Катя

3г 8м

6

Калашникова Наташа

3г 6м

7

Миллер Лера

3г 8м

8

Минаров  Богдан

3 г3м

9

Никифоровский Глеб

3г 4м

10

Перфильева Полина

3г 4м

11

Пралич Ульвин

3г 5м

12

Раенко Лиза

3 г 6м

13

Савкова Лиза

3 г 6м

14

Саидханов Али

4г1м

15

Федорченко Камилла

3 г3м

16

Теньгаев Андрей

3 г4м

17

Косырева Ира

3 г4м

18

Джепа Миша

3 г 6м

19

Щербаков Егор

20

Юдин Никита

3г10м

Наличие исходных данных
- быстрота (скоростной бег на дистанцию 100м)
- сила кистей рук
- ловкость (бег в дистанцию 10м прямым и челночным способом: пробежать5 м, повернуться и бежать назад)
- гибкость
- выносливость (непрерывный бег 100м)
Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В. И. Усакова:

W=

100х(V2-V1)

1/2х(V1+V2)

Где W  - темпы прироста физических качеств
V1 – исходные показатели
V2 – конечные показатели.
Таким образом, к основным направлениям оздоровительной деятельности в данной группе, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей следует отнести:

  1. организацию санитарно-эпидимеологического режима, создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. организацию питания.
  3. обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
  4. организацию лечебно-профилактической работы с детьми.
  5. физическое воспитание детей с учётом возрастных особенностей детей.
  6. проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, учитывая деятельностный и региональные компоненты, то всё это способствует улучшению развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля,  обеспечивает нормальное физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Приложение

Литература:

  1. Л.В.Шарыпова Программа «Север».
  2. В.Г.Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
  3. В.А. Дубровин,О.П. Панфилов «Адаптационно-оздоровительная направленность средств и методов физического воспитания школьников Заполярья».
  4. Л.Г.Горькова ,Л.А. Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ»
  5. Е. Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет»
  6. А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика для детей»