Цели: Способствовать развитию творческих способностей детей, фантазии; воспитывать чувство любви к окружающей природе; расширить знания учащихся об окружающем мире.
Оборудование: сухие мелкие березовые листочки, картон, клей ПВА, береста, альбомный лист, репродукция картины И.И.Левитана: «Золотая осень», у детей – книжки – самоделки, ножницы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок – начинается урок!
2. Подготовительный период.
- Какое сейчас время года наступило?
- Какой месяц?
- Назовите приметы осени?
- Хорошо ли вы знаете деревья?
- Я просила вас подобрать к уроку разные загадки о деревьях. Давайте отгадаем их.
(Дети открывают свои книжечки – самоделки, читают друг другу загадки и отгадывают их.)
- А теперь, ребята, отгадайте вот такую загадку:
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаешь….. (березка).
- Правильно. Это березка. А какое это слово? Как оно пишется? Запишем на доске.
А знаете ли вы, ребята, что означает слово «береза»? Это слово образовалось от старинного слова «берза», что означает светлая, позднее слово изменилось в слово «береза».
3. Актуализация опорных знаний.
- На уроках литературного чтения мы прочитали много стихотворений о природе, о лесе. А знакомы ли вам стихи о березе?
(Дети читают стихи о березе.)
- Русскую березку, ее красоту воспевали и в песнях. Попробуем вспомнить и спеть русскую народную песню «Во поле береза стояла». (Исполнение песни.)
- Не только в стихах и песнях воспевали красоту березки, но и кисть многих художников изобразила березу на своих полотнах. Посмотрите еще раз на репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень». Что вы увидели? Ваше впечатление?
4. Сообщение дополнительных сведений.
- Знаете ли вы, ребята, что береза выделяет кислорода больше, чем хвойные деревья: сосна или ель. А березовый сок - не только вкусный напиток. Это еще и лечебное средство. В годы Великой Отечественной войны для детей и раненых из этого сока готовили сиропы для киселей и компотов. Только в 1944 году русские березы отдали более 4 500 тонн целебного сока.
- Если вы, ребята, наблюдательны, то вы замечали, что с березы листья почти все опали и только кое – где остались 1 – 2 листочка. Как же им удается выстоять против ветра, который норовит сорвать их? А это очень просто, листочек свои края загнул, свернулся трубочкой, а ветер тут бессилен.
5. Проведение опыта.
- Проведем с вами опыт. Возьмите лист бумаги, подержите его за края, поднимите, лист согнется. А теперь сверните лист трубочкой туго – туго. Попробуйте такую трубочку согнуть. Трудно? Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого в трубочку. А теперь давайте отдохнем.
6.Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
7. Определение темы урока. - А теперь, ребята, попробуем определить тему урока.
Я хочу предложить вам по памяти и по представлению изготовить аппликацию «Березка» из разного материала : березовой коры, мелких сухих березовых листочков, картона, альбомного листа.
8. Повторить правила пользования ножницами.
9. Творческая работа учащихся.
10. Выставка работ учащихся.
11. Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Хотели бы вы еще поработать с разными материалами?