Цель: расширить представления об образе зимы в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
- актуализация представлений о художественных особенностях природы;
- ознакомление с произведениями различных видов искусства о зиме;
- совершенствование умений передавать впечатления от образов зимней природы при создании композиции;
- развитие эстетического восприятия объектов и явлений зимней природы;
- совершенствование навыков работы акварелью;
- воспитание любви к природе
Виды деятельности: разговор об особенностях зимней погоды, зимних красок с использованием наглядных средств, чтение стихотворения о зиме, слушание музыки, выбор и обсуждение сюжета рисунка, уточнение последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность, анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование для учителя: Произведения искусства для анализа (Чайковский «Зима», Белыницкий-Бируля «Голубая каплица», стихи о зиме), музыкальное сопровождение урока(песни о зиме), примерные образцы рисунков, ДВД-проигрыватель, телевизор.
Оборудование для учащихся:
белая бумага, карандаш, резинка, баночка с водой, краски, соль, стихи о зиме.
Оформление классной доски:
С левой стороны – примеры композиционного размещения изображений на листе бумаги.
С правой стороны – выставка работ учащихся.
В верхней части – тема урока.
План урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Подготовка к восприятию нового учебного материала.
2.1. Беседа о зиме.
Вот, ребята, и пришла к нам красавица-зима. По каким признакам мы узнаём, что на улице зима? /дети называют признаки зимы/
Композиторы посвящали этому красивому времени года свои произведения, поэтами написано о зиме множество стихотворений, а художники воспевали красоту зимних пейзажей в своих картинах. Ведь у зимы своя палитра, она не такая яркая, как у золотой осени, но тоже очень красивая, светлая, с множеством оттенков. Давайте посмотрим, как белорусский художник Бялыницкий –Бируля подсмотрел и изобразил на своих картинах цвета и оттенки зимы.
2.2. Анализ репродукций. Мы остановимся на самой известной работе пейзажиста Белыницкого-Бирули «Голубая каплица».
- Какое настроение вызывает у вас работа?
- Что изображено на этой картине?
- Какие оттенки вы видите на картине?
- Как художник использует цвет, чтобы изобразить настроение?
2.3. Очень многие композиторы посвящали и посвящают свои произведения зиме. Сейчас вы послушаете отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Декабрь»
И пока будет играть это произведение, и вы будете наслаждаться им, подумайте, что общего есть у этого отрывка и пейзажа «Голубая каплица»?
2.4. Вы познакомились с произведениями живописи, музыки, а сейчас мы вспомним, а как поэты говорили о зиме? /чтение стихов о зиме/
3. Сообщение цели и задач урока.
Ваша задача на ближайшие 2 урока – не растерять это зимнее настроение, и используя эмоциональное содержание цвета создать зиму. Зиму в городе. На сегодняшнем уроке вы будете создавать фон. На следующем – выполнять детали.
4. Объяснение нового учебного материала.
Сегодня на уроке мы объединим 2 способа работы акварелью: по сырому и с солью. Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет - снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами. Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.
физкультминутка
5. Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
3.2. Творческая изобразительная деятельность.
физкультминутка
4. Итоги урока.
4.1. Выставка и анализ творческих работ учащихся.