Введение:
Весьма действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим их познавательную активность, является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет предметом, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим широким кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся появляется внутреннее стремление к учению.
На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Среди них противоречие между необходимостью в знаниях, умениях, навыках и их отсутствием, что формирует потребность в познавательной деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы. Эти движущие силы, будучи приведенными в действие, порождают опосредованный глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.
Непосредственный и внутренний интересы могут быть как едины, так и противоположны. Источником одного из них является “познавательный рефлекс”, другого педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. В данной статье мы предоставляем методику исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам
Цель работы: изучение уровня познавательной активности учащихся по предметам, анализ динамики изменения в результате проведения ряда мероприятий по повышению познавательной активности.
Задачи: определение уровня познавательной активности для выявления доминирующей направленности личности с целью проведения мероприятий, способствующих повышению познавательной активности; разработка рекомендательной базы; выявление психологических предпочтений к педагогу.
Этапы проведения:
- первичная диагностика познавательной активности, выявление проблематики, выработка направления деятельности и разработка рекомендательной базы.
- проведение мероприятий по повышению познавательной активности.
- контрольное диагностирование, выявление динамики. Определение эффективности проводимых мероприятий.
Форма проведения: групповая.
Материал: бланк анкеты.
Процедура исследования: после раздачи бланков и заполнения сведений об учащемся дается инструкция и разбирается пример. Если что-либо непонятно, снова зачитывается инструкция и разбирается пример. Затем дается команда “приступайте”.
Во время тестирования психолог следит за тем, чтобы каждый работал самостоятельно.
После обработки данных результаты тестирования заносятся в матрицы.
Анкета. Исследование познавательной активности учащихся.
Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________
Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.
Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак “+”. В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.
Предметы Вопросы: |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета) | |||||||||
2. Люблю предмет потому, что | а) нравится, как преподает учитель | ||||||||
б) получаю удовольствие при изучении | |||||||||
в) легко усваивается | |||||||||
3. Как часто ты занимаешься этим предметом? | а) часто | ||||||||
б) иногда | |||||||||
в) очень редко | |||||||||
4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету? | а) постоянно, много | ||||||||
б) иногда | |||||||||
в) мало, совсем не читаю | |||||||||
5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути? | а) почти всегда | ||||||||
б) иногда | |||||||||
в) очень редко | |||||||||
6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету? | а) в гимназии | ||||||||
б) в другом месте | |||||||||
в) не посещаю | |||||||||
7. Откуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету? | а) из книг, журналов | ||||||||
б) из интернета | |||||||||
в) только из учебников | |||||||||
8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету? | а) часто | ||||||||
б) иногда | |||||||||
в) редко |
Обработка результатов.
Количество заданных предметов может варьироваться, в зависимости от поставленных вами целей, для данной методики желательно не менее 5, не более 9 школьных предметов.
Пример:
- математика
- иностранный язык
- русский язык
- литература
- и т.д.
Если учащийся выбирает 1 предмет, рассматриваем ПА как низкую, при выборе 2-3 предметов как среднюю, 4 предмета и более – высокая, но возможно выбор, очень большого количества предметов говорит о том, что внимание ученика рассредоточено, что является отрицательным результатом.
Таблицы 1–4. Приложение
Заключение:
Механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности учащихся является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются ими действительные мотивы и стимулы. Формирование личности в процессе обучения проходит путь от социально ценных мотивов к более сложной познавательной деятельности и разрешению новых противоречий. В развитии этих направлений планируется работа в следующем учебном году, после чего данные будут сопоставлены, что поможет выявить наиболее продуктивные обучающие программы.