Интегрированный урок информатика + алгебра по теме "Наглядное представление статистической информации"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  • обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;
  • способствовать развитию кругозора, мышления, внимания, навыков работы с информационными технологиями;
  • содействовать воспитанию интереса к математике, информатике, активности, организованности.

Урок рассчитан на 2 учебных часа.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, раздаточный материал; компьютерная презентация.

Программное обеспечение: операционная система Windows XP.

Табличный процессор MS Excel.

К данному уроку учащиеся заранее проводят социологическое мини-исследование.

- Какой из школьных предметов кажется вам наиболее интересным?

- Сколько времени каждый из вас тратит на дорогу в школу?

- Какой моделью сотового телефона вы пользуетесь?

- Сколько времени вы тратите на приготовление домашнего задания?

Какое блюдо, приготовленное в школьной столовой вам больше всего нравится?

Готовят информацию:

- Успеваемость учащихся за 1 четверть;

- Успеваемость учащихся за 2 четверть;

- Успеваемость учащихся по математике

- Посещаемость за 7 месяцев;

- Посещаемость за январь.

Ход урока

1. Оргмомент.

На предыдущих уроках ребята вы были исследователями: провели социологическое мини-исследование в нашей школе. Сегодня вам предстоит стать редакторами школьной газеты: наглядно изобразить собранную вами статистическую информацию. Назовем нашу газету “Статистика в жизни нашей школы” (слайды 2, 3).

2. Актуализация знаний.

Повторим основные понятия.

1. Чем занимается наука “Статистика”? (Слайд 4)

Ответ: Статистика-наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.

Слово “статистика” происходит от латинского слова “status”, которое означает “состояние, положение вещей”.

“Статистика знает все!”, - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе “Двенадцать стульев” и продолжали…. (Слайд 5)

Статистика экономическая изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, медицинская изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав. А есть еще статистика финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая … (Слайд 6)

2. Какие основные статистические характеристики вы знаете? (Слайд 7)

Ответ: Среднее арифметическое, мода, размах, медиана.

3. Дайте определение среднего арифметического. (слайд8)

Ответ: Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Найдите среднее арифметическое ряда чисел.

32, 26, 18, 26, 15, 21, 26

Ответ: (32+26+18+26+15+21+26):7=23,43.

Правильно ли записано? (Слайд 9)

а) Для набора чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8. среднее арифметическое равно (3+4+5+6+7+8)/6.

б) Для набора чисел 0, 3, 4, 5, 6, 7, 8 среднее арифметическое также равно (3+4+5+6+7+8)/6

4. Что называется модой? (Слайд10)

Ответ: Модой ряда называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Найдите моду ряда чисел:

21, 18, 5, 25, 3, 18, 5, 17, 9.

Ответ: 18

5. Что такое размах? (Слайд 11)

Ответ: Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Найдите размах ряда чисел:

0,6, 0,8, 0,5, 0,9, 1,1

Ответ: 1,1-0,5=0,6.

Правильно ли? (Слайд12)

а) Для набора чисел 0, 3, 4, 5, 6, 7, 8 наименьшее значение равно 0.

б) Для набора чисел 6, 1, 9 наименьшее значение равно 6.

в) Даны два набора чисел: 3, 6, 12 и 100, 101, 102. У какого набора размах больше?

6.Сформулируйте определение медианы. (Слайд 13, 14)

Ответ: Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Найдите медиану ряда чисел:

а) 30, 32, 37, 40, 41, 42, 45, 49, 52;

б) 16, 18, 20, 22, 24, 26.

Ответ: а) 41; б) (20+22):2=21.

Правильно ли найдена медиана? (Слайд 15)

а) Для набора чисел 1, 7, 8, 9 медиана равна (1+7+8+9)/4.

б) Для набора чисел 7, 1, 9 медиана равна 1.

7. Как вы понимаете фразу “Статистика – дизайн информации”? (Слайд 16)

8. Для того чтобы видеть статистические данные в динамике, как полезно их оформить?

Ответ: Для того чтобы видеть статистические данные в динамике полезно их оформить в виде диаграммы, гистограммы, полигона.

9. Какие виды диаграмм вы знаете? (Слайд 17, 18,19)

Ответ: столбчатые, круговые.

10. В каких изучаемых вами дисциплинах встречаются диаграммы, гистограммы, полигон?

Ответ: география, обществознание и другие. (Слайд 20) Диаграммы в средствах массовой информации. (Слайд 21)

3. Тестирование. (Слайд 22)

Тест с записью краткого ответа (“да”; “нет”).

1. Для набора 0;1;2;1;3;8 среднее арифметическое равно 3  
2. Для набора чисел 3;5;6;7;8;8 среднее арифметическое равно 8  
3. Среднее арифметическое для набора 1;9;12;15;3 равно 8  
4. Мода ряда 4, 9, 5, 6, 5, 3, 1, 5 равна 5  
5. Мода ряда чисел 12,67,8,43, 7,12, 34, 12, 9 равна 7.  
6. Медиана для набора 5, 8, 9, 12, 42, 47 равна 10,5.  
7. Для набора 6;1;9 медиана равна 1  
8. Так как в наборе чисел 3;4;5;6;8;8 число 8 повторяется дважды, то это и есть медиана  
9. У набора чисел 1;3;4;5;6;7;8 наименьшее значение равно 1.  
10. Для числового набора 3, 8, 32, 35, 44, 9 размах равен 3.  

Самопроверка. (Слайд 23)

Проверь!

1. Для набора 0;1;2;1;3;8 среднее арифметическое равно 3

нет

2. Для набора чисел 3;5;6;7;8;8 среднее арифметическое равно 8

нет

3. Среднее арифметическое для набора 1;9;12;15;3 равно 8

да

4. Мода ряда 4, 9, 5, 6, 5, 3, 1, 5 равна 5

да

5. Мода ряда чисел 12,67,8,43, 7,12, 34, 12, 9 равна 7.

нет

6. Медиана для набора 5, 8, 9, 12, 42, 47 равна 10,5.

да

7. Для набора 6;1;9 медиана равна 1

нет

8. Так как в наборе чисел 3;4;5;6;8;8 число 8 повторяется дважды, то это и есть медиана

нет

9. У набора чисел 1;3;4;5;6;7;8 наименьшее значение равно 1.

да

10. Для числового набора 3, 8, 32, 35, 44, 9 размах равен 3.

нет

4. Закрепление.

а) Повторим информатику. (Слайд 24)

Сегодня мы будем строить диаграммы в MS Excel.

Но сначала ответим на вопросы:

- Что такое электронные таблицы?

Что такое рабочий лист, рабочая книга?

- Какие основные типы данных можно использовать в работе электронных таблиц?

- Какие существуют правила для ввода формул?

- Что такое диапазон ячейки? Какие бывают диапазоны и как они обозначаются?

- Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е.скопировать её?

- Перечислите шаги построения диаграмм.

б) Построение диаграммы с помощью электронной таблицы MS Excel.

Шаги построения диаграмм. (Слайд 25)

Задача: В результате исследования четвертных оценок по математике учащихся нашей школы получили следующие данные: 5, 5, 4, 5, 4, 3, 5, 3, 4, 4, 3, 3, 4, 4, 5, 3, 3, 5, 4, 5, 4, 4, 5, 4, 3, 4.

Постройте столбчатую диаграмму и полигон, характеризующие распределение учащихся по четвертным оценкам по математике.

Какая оценка была типичной?

Таблица с результатами подсчетов:

Оценки

Подсчет повторений

Количество

“5”

//// ////

8

“4”

//// //// ///

11

“3”

//// ///

7

“2”

 

0

(Слайд 26)

1. Упорядочить набор чисел: 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5.

2. Составить таблицу частот.

Оценки

Частота

“5”

8

“4”

11

“3”

7

“2”

0

3. Запустить программу MS Excel.

Пуск – Все программы - MS Excel.

4. Построить по алгоритму

Алгоритм работы

1. Внесите данные в электронную таблицу MS Excel.

2. По введенным данным постройте а) столб. диаграмму, для этого:

1) Выделите ячейки с данными и вызовите “Мастер диаграмм”

2) на 1 шаге выберите тип диаграмм: а) гистограмма

3) на 2 шаге введите заголовок диаграмм

4) на 3 шаге выберите размещение диаграмм на отдельном листе

б) полигон - тип диаграмм-график; в) круговую диаграмму-тип диаграмм-круговая.

3. Оформить задание.

Успеваемость по математике (слайд 27).

Столбчатая диаграмма и полигон.

5. Практическая работа. (Работа в парах)

Статистика решает задачи, связанные с обработкой и представлением данных, это требует аккуратности, точности и внимательности

Сегодня вы должны обработать, оформить и сделать выводы по решению своих задач на компьютере.

Внимательно ознакомьтесь с алгоритмом.

(Алгоритм работы – 1 экземпляр для пары)

Задания 1а, 1б, 1в для 1пары.

Задания 2а, 2б, 2в для 2 пары.

Задания 3а, 3б, 3в для 3пары.

Задача 1а. Успеваемость в 1 четверти.

В 1 четверти в нашей школе было отличников - 5, ударников - 16,

Троечников - 24, двоечников - 0.

Постройте полигон и столбчатую диаграмму для данной задачи.

Таблица в тетрадях.

Учащиеся

Частота

отличники

5

ударники

16

троечники

24

двоечники

0

Успеваемость в 1 четверти. (Слайд 28)

Задача 1б. Успеваемость во 2 четверти.

Во второй четверти в нашей школе стало отличников - 8, ударников - 16, троечников - 21, двоечников - 0. Постройте столбчатую и круговую диаграммы для данной задачи.

Сравните с результатами 1 четверти.

Таблица в тетрадях.

Учащиеся

Частота

отличники

8

ударники

16

троечники

21

двоечники

0

Успеваемость во 2 четверти. (Слайд 29)

Задача 1в. Интересный предмет.

На основе опроса “ Какой из школьных предметов кажется вам наиболее интересным?” получили следующие данные:

“математику” выбрали 9 учащихся, “ рисование” -1 ученик, “физкультуру” - 8 учащихся; “русский язык” - 4 ученика; “обществознание” -1 ученик; “технологию” - 3 ученика. Постройте гистограмму и круговую диаграмму для данной задачи. Какой предмет наиболее интересный по мнению учащихся нашей школы? (Всего 26 уч-ся)

Таблица в тетрадях.

Интересный предмет. (Слайд 30)

Задача 2а. Посещаемость.

Исследуя посещаемость занятий учащимися нашей школы за 7 месяцев, получили следующие данные: в сентябре -12 пропусков, в октябре - 23 пропуска, в ноябре - 23 пропуска, в декабре -13 пропусков, в январе - 54 пропуска, в феврале -3 5 пропусков, в марте - 14 пропусков. Постройте столбчатую диаграмму распределения пропусков по месяцам.

Таблица в тетрадях

Посещаемость. (Слайд 31)

Задача 2б. Посещаемость в январе.

Исследуя посещаемость за январь по классам выяснили следующее :в 5 классе - 14 пропусков, из них 13 по болезни, в 6 классе - 36 пропусков, из них 30 по болезни, в 7 классе - 4 пропуска, из них 1 по болезни, в 8 классе - 3 пропуска, из них 2 по болезни. Постройте гистограмму, полигон распределения пропусков по классам.

Посещаемость в январе. (Слайд 32)

Задача 2в. Время, затраченное на выполнение д/з.

На основе опроса была составлена следующая таблица распределения учащихся по времени, которое они затратили в определенный день на приготовление домашнего задания.

Пользуясь таблицей, постройте гистограмму, полигон.

Время

Частота

0-1 ч

8

1-2 ч

12

2-3 ч

6

3-4 ч

4

Время, затраченное на выполнение д/з. (Слайд 33)

Задача 3а. Модель сотового телефона. В результате опроса “Какой моделью сотового телефона вы пользуетесь?” получили следующие данные: Soni ericson - 4, Nokia - 2, Pantec - 1, LG - 1, motorola - 2, samsung - 6, fly - 2, sagem - 2. Постройте полигон, столбчатую гистограмму.

Модель сотового телефона. (Слайд 34)

Задача 3б. Любимое блюдо. В результате опроса: “Какое блюдо, приготовленное в школьной столовой вам больше всего нравится?” получили следующие данные: каша - 2, суп - 8, макароны -3, пюре - 13. Постройте круговую диаграмму и столбчатую диаграмму.

Любимое блюдо. (Слайд 35 )

Задача 3в. Время, затраченное на дорогу от дома до школы.

Учащихся попросили отметить, сколько минут в определенный день они затратили на дорогу от дома до школы.

Получили следующие результаты:

Время

Частота

до 10 мин

15

от10 до 15 мин

9

от 15 мин до 20 мин

6

Постройте соответствующую гистограмму и преобразуйте ее в полигон.

Найдите, сколько в среднем затратили учащиеся на дорогу от дома до школы.

Время, затраченное на дорогу от дома до школы. (Слайд 36)

6. Подведение итогов практической работы. (Слайд 37)

Статистика в жизни нашей школы.

В школе 50 учащихся, из них 45 аттестуемых.

Из 45 аттестуемых 8 отличников, 16 ударников, 21 троечник, двоечников нет

Качественная успеваемость во второй четверти повысилась.

Наиболее интересный предмет, по мнению учащихся нашей школы, - математика.

По математике 19 уч-ся из 26 учащихся успевают на 4 и 5.

Неуспевающих по математике нет.

Больше всего пропусков в январе. Учащиеся 6класса пропустили много по болезни.

Популярная модель сотового телефона в школе - Samsung.

Любимое блюдо - пюре.

На приготовление д/з тратят большинство уч-ся от 1 до 2 ч..

На дорогу от дома до школы тратят в среднем 9,7 минут.

6. Итог урока.

Домашнее задание. (Слайд 38)

1. Найти в СМИ, Интернет-ресурсах интересную на ваш взгляд информацию, построить диаграмму на компьютере с последующей распечаткой (записью на дискете).

2. Проанализировать и сравнить данные по диаграмме, записав в тетрадях соответствующие выводы.