Цель: формировать умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, правильно писать окончания прилагательных, развивать речь и творческие способности учащихся, заботиться о здоровье детей.
t (время) |
Содержание деятельности | Предп. результат |
Орг. формы | Действия учителя | Действия ученика |
1 мин. | Организационный момент. | Положительный эмоциональный настрой детей на урок. | Ф. | Приветствует детей, предлагает улыбнуться друг другу, желает успешной работы на уроке. А каждое успешно выполненное задание предлагает оценить одним баллом. | Улыбаются друг другу. Пишут в тетрадях дату, “классная работа”. |
5 мин. | Минутка чистописания. | Написали в тетрадях по образцу
соединения букв: 1-я строка – ого, его (чередуя); 2-я строка – ый, ий, ая, яя, ое, ее, ые, ие. |
И. Ф. |
Следит за посадкой детей при
письме. Даёт задание: разделить карандашом сочетания букв второй строки на группы. Задаёт вопрос: сколько групп получилось и почему? Говорит учащимся: кто разделил сочетания букв на группы правильно, поставьте себе 1 балл. |
Пишут по образцу соединения
букв, карандашом при помощи овала делят
сочетания букв второй строки на группы, отвечают,
что получилось 4 группы: 1-я группа родовые
окончания прилагательных мужского рода, 2-я
группа окончания прилагательных женского рода,
3-я группа окончания прилагательных среднего
рода и 4-я группа окончания прилагательных
множественного числа. Кто разделил сочетания букв на группы правильно, ставит себе 1 балл. |
1 мин. | Сообщение темы и цели урока. | Сформулирована тема урока, поставлена цель. | Ф. | Предлагает учащимся самим сформулировать тему, подтверждает её и сообщает цель урока. | Формулируют тему урока:
окончания имён прилагательных. Слушают цель урока. |
3 мин. | Картинный диктант. | Написали 5 имён существительных с непроверяемым написанием: медведь, пальто, берёзы, арбуз, земляника. | Ф. | Даёт задание: записать слова
столбиком. Демонстрирует презентацию (1–6 слайд). |
Рассматривают поочерёдно картинки и пишут слова столбиком. |
2 мин. | Взаимопроверка диктанта. | Проверили словарный диктант, назвали орфограмму: непроверяемая безударная гласная в корне. | П. | Предлагает детям обменяться
тетрадями, проверить друг у друга слова и
сравнить их написание по образцу. Демонстрирует
7-й слайд презентации. Консультирует слабоуспевающих. Выясняет, кто какие ошибки допустил, дает индивидуальное задание повторить словарь тем, кто допустил ошибки. Просит назвать орфограмму, которая объединяет все эти слова а тем, кто написал без ошибок предлагает поставить себе 1 балл. |
Проверяют в парах диктант,
сверяя написание слов со словами написанными на
экране, возвращают друг другу тетради, говорят,
кто сколько ошибок допустил, индивидуально
получают задание повторить слова из словаря.
Называют орфограмму: непроверяемая безударная
гласная в корне. Кто написал без ошибок, ставит себе 1 балл. |
10 мин. | Закрепление знаний о родовых
окончаниях имён прилагательных. Составление словосочетаний (существительное + прилагательное), определение числа, рода и окончаний имён прилагательных. |
Составили словосочетания, определили род, число и окончание имен прилагательных. | И. Ф. |
Спрашивает, какой частью речи являются записанные слова, даёт задание: к записанным в столбик именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу имена прилагательные, определить у них род и число, выделить окончания. Оказывает индивидуальную помощь учащимся, спрашивает отдельных учеников как определили род и число прилагательных, какие окончания выделили. Спрашивает, у какого прилагательного род не определили и почему. | Отвечают, что записали имена
существительные,от существительных ставят
вопрос и пишут подходящие по смыслу имена
прилагательные, определяя у них род, число и
выделяют окончания. Объясняют написание окончаний имён прилагательных, отвечают что в словосочетании с существительным “берёзы” род прилагательного определить нельзя, так как оно множественного числа. Контролируют себя и за правильно выполненное задание ставят 1 балл. |
2. Работа с учебником: стр.112, упр. 24. | Закрепили знания о родовых окончаниях имён прилагательных: назвали их по родам, привели свои примеры. | Ф. | Слушает ответы учащихся. Одобряет полные, правильные ответы. | Открывают учебник, читают задание к упражнению, отвечают на вопросы. Правильно ответившие на вопросы ставят себе 1 балл. |
|
2 мин. | Физминутка. | Учащиеся получили физическую и психологическую разгрузку. | Ф. | Проводит физминутку по методике
В.Ф. Базарного. Предлагает детям удобно сесть и закрыть глаза. Включает спокойную музыку. |
1. Встают и, не отрывая ног от
пола, а поворачивая туловище и голову, отыскивают
по углам потолка фигуру заданного цвета. 2. Удобно сидят за партой, закрыв глаза, Слушают спокойную музыку. |
15 мин. | Творческое задание. | Применили полученные знания в нестандартной ситуации, составили четверостишие, используя имена прилагательные. | Г. | Слайд №8. Инструктирует: перенесёмся в цветовую музыку лета. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа вынимает задание из конверта (полоски из цветного картона и написанное на листе бумаги с пропущенными словами предложение). Перед вами карточка и цветные полоски. Предлагает назвать цвет каждой полоски. Вы должны вставить в предложение полоски так, чтобы получилось четверостишие. Его прочитать и записать в тетрадь, выделяя окончания имён прилагательных, затем проверить по образцу. Если выполнили правильно, поставьте себе 1 балл. | Вынули раздаточный материал из конвертов. Назвали цвет полосок: красный, синий, оранжевый, зелёный, голубой, белый, жёлтый, алый. Выбирают полоску с нужным цветом и вставляют в предложения, совещаясь в группе. Читают полученное четверостишие, проверяют свою работу по образцу (слайд №9) затем его записывают в тетрадь, выделяя окончания имён прилагательных. Проверяют свою работу по образцу (слайд №10). За правильно выполненное задание ставят 1 балл. |
1 мин. | Итог урока. | Ещё раз назвали родовые
окончания имён прилагательных. Получили оценки: 5 баллов – 5 4 балла – 4 3 балла - 3 |
Ф. | Вопросы: 1. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? 2. Женского рода? 3. Среднего рода? Спрашивает, кто сколько баллов набрал и объявляет оценки. |
Отвечают на вопросы, считают свои баллы, получают оценку. |
Ф – фронтальная
И – индивидуальная
П – парная
Г - групповая