Урок русского языка в 3-м классе (использование творческих заданий для развития речи)

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, правильно писать окончания прилагательных, развивать речь и творческие способности учащихся, заботиться о здоровье детей.

t
(время)
Содержание деятельности Предп.
результат
Орг. формы Действия учителя Действия ученика
1 мин. Организационный момент. Положительный эмоциональный настрой детей на урок. Ф. Приветствует детей, предлагает улыбнуться друг другу, желает успешной работы на уроке. А каждое успешно выполненное задание предлагает оценить одним баллом. Улыбаются друг другу.

Пишут в тетрадях дату, “классная работа”.

5 мин. Минутка чистописания. Написали в тетрадях по образцу соединения букв:
1-я строка – ого, его (чередуя);
2-я строка – ый, ий, ая, яя, ое, ее, ые, ие.
И.
Ф.
Следит за посадкой детей при письме.

Даёт задание: разделить карандашом сочетания букв второй строки на группы. Задаёт вопрос: сколько групп получилось и почему?

Говорит учащимся: кто разделил сочетания букв на группы правильно, поставьте себе 1 балл.

Пишут по образцу соединения букв, карандашом при помощи овала делят сочетания букв второй строки на группы, отвечают, что получилось 4 группы: 1-я группа родовые окончания прилагательных мужского рода, 2-я группа окончания прилагательных женского рода, 3-я группа окончания прилагательных среднего рода и 4-я группа окончания прилагательных множественного числа.

Кто разделил сочетания букв на группы правильно, ставит себе 1 балл.

1 мин. Сообщение темы и цели урока. Сформулирована тема урока, поставлена цель. Ф. Предлагает учащимся самим сформулировать тему, подтверждает её и сообщает цель урока. Формулируют тему урока: окончания имён прилагательных.

Слушают цель урока.

3 мин. Картинный диктант. Написали 5 имён существительных с непроверяемым написанием: медведь, пальто, берёзы, арбуз, земляника. Ф. Даёт задание: записать слова столбиком.

Демонстрирует презентацию (1–6 слайд).

Рассматривают поочерёдно картинки и пишут слова столбиком.
2 мин. Взаимопроверка диктанта. Проверили словарный диктант, назвали орфограмму: непроверяемая безударная гласная в корне. П. Предлагает детям обменяться тетрадями, проверить друг у друга слова и сравнить их написание по образцу. Демонстрирует 7-й слайд презентации.

Консультирует слабоуспевающих. Выясняет, кто какие ошибки допустил, дает индивидуальное задание повторить словарь тем, кто допустил ошибки. Просит назвать орфограмму, которая объединяет все эти слова а тем, кто написал без ошибок предлагает поставить себе 1 балл.

Проверяют в парах диктант, сверяя написание слов со словами написанными на экране, возвращают друг другу тетради, говорят, кто сколько ошибок допустил, индивидуально получают задание повторить слова из словаря. Называют орфограмму: непроверяемая безударная гласная в корне.

Кто написал без ошибок, ставит себе 1 балл.

10 мин. Закрепление знаний о родовых окончаниях имён прилагательных.

Составление словосочетаний (существительное + прилагательное), определение числа, рода и окончаний имён прилагательных.

Составили словосочетания, определили род, число и окончание имен прилагательных. И.
Ф.
Спрашивает, какой частью речи являются записанные слова, даёт задание: к записанным в столбик именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу имена прилагательные, определить у них род и число, выделить окончания. Оказывает индивидуальную помощь учащимся, спрашивает отдельных учеников как определили род и число прилагательных, какие окончания выделили. Спрашивает, у какого прилагательного род не определили и почему. Отвечают, что записали имена существительные,от существительных ставят вопрос и пишут подходящие по смыслу имена прилагательные, определяя у них род, число и выделяют окончания.

Объясняют написание окончаний имён прилагательных, отвечают что в словосочетании с существительным “берёзы” род прилагательного определить нельзя, так как оно множественного числа.

Контролируют себя и за правильно выполненное задание ставят 1 балл.

2. Работа с учебником: стр.112, упр. 24. Закрепили знания о родовых окончаниях имён прилагательных: назвали их по родам, привели свои примеры. Ф. Слушает ответы учащихся. Одобряет полные, правильные ответы. Открывают учебник,

читают задание к упражнению, отвечают на вопросы. Правильно ответившие на вопросы ставят себе 1 балл.

2 мин. Физминутка. Учащиеся получили физическую и психологическую разгрузку. Ф. Проводит физминутку по методике В.Ф. Базарного.

Предлагает детям удобно сесть и закрыть глаза. Включает спокойную музыку.

1. Встают и, не отрывая ног от пола, а поворачивая туловище и голову, отыскивают по углам потолка фигуру заданного цвета.

2. Удобно сидят за партой, закрыв глаза,

Слушают спокойную музыку.

15 мин. Творческое задание. Применили полученные знания в нестандартной ситуации, составили четверостишие, используя имена прилагательные. Г. Слайд №8. Инструктирует: перенесёмся в цветовую музыку лета. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа вынимает задание из конверта (полоски из цветного картона и написанное на листе бумаги с пропущенными словами предложение). Перед вами карточка и цветные полоски. Предлагает назвать цвет каждой полоски. Вы должны вставить в предложение полоски так, чтобы получилось четверостишие. Его прочитать и записать в тетрадь, выделяя окончания имён прилагательных, затем проверить по образцу. Если выполнили правильно, поставьте себе 1 балл. Вынули раздаточный материал из конвертов. Назвали цвет полосок: красный, синий, оранжевый, зелёный, голубой, белый, жёлтый, алый. Выбирают полоску с нужным цветом и вставляют в предложения, совещаясь в группе. Читают полученное четверостишие, проверяют свою работу по образцу (слайд №9) затем его записывают в тетрадь, выделяя окончания имён прилагательных. Проверяют свою работу по образцу (слайд №10). За правильно выполненное задание ставят 1 балл.
1 мин. Итог урока. Ещё раз назвали родовые окончания имён прилагательных. Получили оценки:

5 баллов – 5

4 балла – 4

3 балла - 3

Ф. Вопросы:

1. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

2. Женского рода?

3. Среднего рода?

Спрашивает, кто сколько баллов набрал и объявляет оценки.

Отвечают на вопросы, считают свои баллы, получают оценку.

Ф – фронтальная

И – индивидуальная

П – парная

Г - групповая