ЦЕЛИ УРОКА:
- РАССМОТРЕТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЕРАМИ СТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВАЛЮТ РАЗНЫХ СТРАН И ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; НАУЧИТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
- РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
- ВОСПИТЫВАТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА.
ТИП УРОКА: ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- УЧЕБНИК «МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС» Э.И.АЛЕКСАНДРОВА
- МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНИКА
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЕНЬГИ - МЕРА СТОИМОСТИ»
- ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ОБРАЗЦЫ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ РАЗНЫХ СТРАН, КАРТОЧКИ С ЧИСЛОВЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ)
- МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРЫ
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА.
(На столах стойки с обозначением единиц измерения длины и массы)
У: Ребята, посмотрите на стойки. Что вы можете сказать?
Д: Здесь представлены единицы измерения длины и массы.
У: Перечислите систему мер длины, начиная с наименьшей.
Д: (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)
У: Перечислите систему мер массы, начиная с наибольшей.
Д: (миллиграмм, грамм, килограмм, центнер, тонна)
У: Назовите меры, которые относятся друг к другу как 1:100.
(на доске запись: 1…= 100… 1…= 0,01…
дети берут со стойки карточку с обозначением нужной величины и прикрепляют к доске.
На доске получается запись:
3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
У: Может вы знаете еще величины, меры которых относятся друг к другу как 1:100?
(Дети затрудняются ответить)
У: Для решения данного вопроса вам предстоит поработать в группе. На столах лежат
зашифрованные таблички. Чтобы их расшифровать, каждый индивидуально должен найти
значение выражений, записанных на карточках (карточки лежат перед учениками). Полученные
числа вы находите на табличке, отрываете его и приклеиваете на свою карточку. У кого будут
затруднения, можете попросить помощи у группы. Когда табличка расшифруется,
представитель от группы прикрепляет её на доске. Внимательно посмотрите на карточки,
вспомните, что значит умножить на 0,1, 0,01, 0,001; разделить на 0,1, 0,01, 0,001?
Д: Умножить на 0,1- это значит разделить на 10 и т.д.
Разделить на 0,1- это значит умножить на 10 и т.д.
Задания для групп: ( устная работа)
4. ПОСТАНОВКА ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: (после завершения работы) Как можно всё это назвать одним словом?
Д: Деньги.
У: А деньги – это мера какой величины?
Д: Деньги – это мера стоимости (если дети затруднились назвать величину, можно дать им возможность выбрать нужную из предложенного списка).
У: Сформулируйте, пожалуйста, четко тему сегодняшнего урока.
Д: (Дети формулируют, на экране появляется СЛАЙД)
5. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: Ребята, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Д: (Дети задают вопросы)
У: Логично будет начать с вопроса из истории. Может кто-то желает поделиться своими знаниями.
Д: (Дети отвечают, если ответов нет, у учителя должен быть заготовлен небольшой рассказ)
У: За словом «деньги» стоитмноговековая история человечества. Мучительный поиск той меры, которой можно бы было определить степень ценности человеческого труда.
Именно такой мерой и стали деньги. Когда-то вместо денег использовали шкурки зверей, каму и даже ракушки, но со временем их сменили монеты, сделанные из ценных и редких
металлов – золота и серебра. Чуть позже появились бумажные деньги, которые избавили человека от необходимости таскать с собой тяжеленные кошельки с металлическими монетами.
Кстати, самыми тяжелыми металлическими монетами считаются старинные шведские медные монеты достоинством в 10 талеров. Вес одной такой монеты составлял почти 20 кг. Кстати,
именно от талера произошло название «доллар». Уже в конце 20 века с развитием электроники человечество создало «электронные деньги» - знакомые нам как «пластиковые карточки».
Монеты помогают историкам восстанавливать события, происходившие много лет тому назад.
Изучением монет занимается специальная наука. Может кто-то знает, как она называется?
(СЛАЙД: «нумизматика», записывают в тетрадь)
У: Если вам интересно узнать побольше из истории денег, то это можно узнать из каких источников?
Д: Из энциклопедий, исторических книг, Интернета, спросить у взрослых.
(Учитель демонстрирует книги из рубрики «Я познаю мир»)
У: Ребята, а как в мире еще называют деньги?
Д: Валюта.
У: Значит, что же такое валюта? Давайте обратимся к словарю иностранных слов.
(один ученик читает определение из словаря, остальным предоставляется возможность прочитать на экране) (СЛАЙД)
У: Итак, а теперь нам предстоит систематизировать денежные единицы, представленные на доске.
Здесь у нас денежные единицы разных стран, это вы уже поняли. Выберите названия тех
денежных единиц, которые вам известны.
Д: (дети работают у доски, появляется такая таблица:
У: Ребята, существует понятие - «мировые деньги». Как вы понимаете его?
Д: (ответы детей)
У: (на доске остались неиспользованные единицы: сом, тыйын, тиын, тенге) Что будем делать с
оставшимися единицами?
Д: (обращаемся к учебнику, на подносах лежат образцы купюр разных стран, учитель предлагает, используя данные источники, узнать в каком соотношении находятся эти ден.
единицы и каким странам они принадлежат; таблица дополняется:
тенге – тиын – Казахстан
сом – тыйын – Кыргызстан)
У: Чтобы представить, где находятся эти страны по отношению к России, давайте посмотрим на
карту. ( часть карты на доске)
У: Я возвращаюсь к вопросу, в каком отношении находятся друг к другу все эти денежные
единицы?
Д: Как 1:100 . Вывод: 1руб. – 100коп.
1коп. – 0,01руб.
6. ФИЗМИНУТКА (дыхательная гимнастика)
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать
пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не
только гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает
стрессовое состояние.
7. РЕШЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
У: А теперь, представьте ситуацию, что вы с родителями поехали отдыхать в страну, где
используется другая валюта. Ваши действия.
Д: (ответы детей) Мы должны иметь ввиду соотношения валют между разными странами. Мы
должны будем поменять деньги.
У: А соотношения валют разных стран называется изменением курса валют. Я предлагаю
выполнить следующее задание: перевести российские рубли в гривны, а затем в казахские тенге.
Какое действие вы будете производить?
Д: Умножение.(СЛАЙДЫ: дети дают ответы, и на экране постепенно появляются числа как
подтверждение ответа; работа проходит устно, трудные случаи
рассматриваются на доске и в тетрадях)
У: А теперь попробуем перевести рубли в доллары. Особенность доллара – ежедневно менять свой курс. Поэтому мы с вами сейчас выйдем в Интернет через мобильный телефон и узнаем курс
доллара на сегодня.
Д: (дети выходят сами в Интернет)
(На доске: 981,6руб. = … (выполняется на доске, в тетрадях, разрешается использование
2764,8руб. = … микрокалькулятора)
У: Каким действием будете узнавать?
Д: Делением.
У: А сейчас мы с вами зашли в магазин бытовой техники. (СЛАЙД)
(колонки с ценой в рублях и ценой со скидкой пустые, будут заполняться при проверке)
У: $1=30,2руб. Работаем сообща, как узнать цену в рублях, если известна цена в долларах и курс
доллара?
Д: Действием умножением. (вычисляют в тетрадях самостоятельно, проверка на экране)
У: Можем ли мы сразу узнать цену телевизора со скидкой 5%?
Д: Нет, нам надо найти, сколько рублей составляет 1%, а потом умножить на 5, т. е.
А : 100 * 5
Это мы узнаем, сколько рублей составляет скидка, а потом вычтем эту скидку из полной
стоимости. Таким образом мы найдем цену со скидкой.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У: Ребята, остальную технику мы распределим по группам, и дома вы решите эту задачу, а
завтрашний урок мы начнем с проверки.
9. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
У: Я предлагаю оценить вам свою работу на уроке.
Стали ли знания у вас лучше, чем были до урока? Что нового вы узнали?
Произошли ли изменения?
Эти изменения произошли к лучшему, знаний стало меньше или остались на том же уровне?
А что происходит, если знаний становится больше?
Д: Происходит развитие.
У: (говорится под тихую спокойную музыку) Обладателя большого количества денег называли богачом. А умение заработать их всегда вызывало большое уважение. Хорошо это или плохо?
да и то и другое. Человечество знает много примеров, когда чрезмерная любовь к деньгам
губила человека, а порою деньги делали его счастливым, с их помощью можно сделать людям
много добра, а иногда даже и спасти целые государства от голода, нищеты и разрухи. Всё дело
лишь в отношении к ним и в природных качествах самого человека, его воспитании и
моральных ценностях. Поэтому просто нужно знать, что держа в руках эти самые денежные
знаки, обладаешь вещью, которая может изменить и тебя, и окружающий мир, поэтому
подумать об их применении никогда не помешает. И не стоит огорчаться, если богатство не
идет в руки, ведь в свою очередь есть мудрая русская поговорка: «Не в деньгах счастье».