Цели:
Обобщение знании учащихся по теме: “Животный
мир”, приспособленности животных к месту
обитания.
Оборудование:
- Карточки для составления схемы “Животные”: рыбы, птицы, звери, насекомые.
- Таблица по окружающему миру для 2 класса “Животный мир” (типографского производства).
- Картинки с животными, занесёнными в “Красную книгу”.
- Сигнальные карточки для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
Проверка готовности к уроку, мотивация для работы в микрогруппах.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Разгадывание кроссворда.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
2. Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур пересчитала
И домой унесла. (Лиса)
3. Брат собаки – этот серый,
А разбойник самый первый. (Волк)
4. Назовёте вы легко,
Кто даёт вам молоко? (Корова)
5. Он огромен, полосат,
А вообще-то кошке брат. (Тигр)
6. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
7. Вильнёт хвостом
Туда – сюда
И нет её,
И нет следа. (Рыба)
8. Летом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
- О ком мы будем сегодня говорить? (О животных)
- Это наш первый урок? (Нет)
- Да, сегодня на уроке мы повторим всё то, что уже узнали о животных. А так же подумаем о том, как же помочь животным выжить на нашей планете.
- Как вы думаете, а зачем нам нужны знания о животных и их охране?
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. На какие группы мы с вами разделили животных?
Учащиеся называют известные им группы животных, и на доске появляется схема.
2. Работа в микрогруппах.
Каждая микрогруппа учащихся выбирает себе для характеристики группу животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) и охарактеризовывает её по плану (с использованием таблицы).
План:
- Название группы.
- Отличия: количество ног, покров и другие особенности.
- Места обитания, их приспособленность.
- Определить представителей по таблице и доказать их принадлежность.
4. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. Создание проблемной ситуации:
- Назовите своё любимое животное.
- Назовите своё нелюбимое животное.
- Как вы думаете, если бы это животное исчезло, было бы вам лучше? А природе?
- Давайте обсудим ваши предложения.
2. Работа в микрогруппах.
Учащиеся обсуждают проблему: “Представьте, что было бы, если бы представители вашей животной группы исчезли с лица Земли”
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в природе нужны все, иначе начинаются проблемы во всём животном мире, т.к. всё взаимосвязано.
Физминутка.
3. Создание проблемной ситуации:
- Мы пришли к выводу, что все нужны в природе. Но на нашей планете постоянно исчезают виды животных.
- Как вы думаете почему? (В результате необдуманных действий человека)
- Что же делают люди, чтобы спасти исчезающие виды животных? (Красная книга, заповедники, заказники)
- Как называется наука, занимающаяся охраной всего живого? (Экология)
- Что же нужно делать, чтобы животные не погибали?
4. Решение проблемы: работа в микрогруппах (игра мозговой штурм).
Учащиеся выдвигают предложения по охране животных: что могут сделать дети.
На доске учитель записывает предложения учащихся, и затем все вместе в ходе обсуждения выбирают наиболее подходящие предложения.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Нарисовать экологические знаки по охране животного мира.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
- О чём говорили на уроке?
- Что самое главное?
- Что больше всего получилось, понравилось?
- Что не получилось?
Учащиеся оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек.