“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадоксов друг”.
А.С.Пушкин
Цели урока:
- выяснить, какие транспортные системы характерны для организма человека;
- раскрыть понятие “ кровообращение”;
- рассмотреть особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями;
- закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения;
- выяснить особенности строения лимфатической системы;
- показать взаимосвязь лимфатической и кровеносной систем.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
Проверка готовности класса к уроку.
II. Сообщение темы урока и эпиграфа к уроку. На экран выводится тема урока.
III. Постановка учащимися цели урока, исходя из темы. Определение задач урока (6 мин.)
На экран выводятся цели и задачи определенные учащимися.
IV. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа по вопросам учителя.
- У какого типа животных впервые появилось кровеносная система?
- Какие типы кровеносных систем возникли в процессе эволюции?
- В чем принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?
V. Изучение нового материала.
Работа проводится с опором на инструктивную карточку урока (смотри приложение).
Учитель: Ребята! Для того чтобы справиться с поставленными задачами и достичь цели урока, нам необходимо выполнить ряд заданий, которые находятся в инструктивной карточке.
Учащиеся приступают к первому заданию в инструктивной карточке.
Задача № 1.
Определить какие транспортные системы характерны организму человека.
Учитель: Для решения этой задачи предлагаю выполнить задание №1 нашей инструктивной карточки. Себе в помощь призовём наши знания с предыдущего курса биологии (Биология животных) и учебник “Биология человека”. (Индивидуальная работа учащихся с источником информации)
(На работу отводится 4 минуты).
После выполнения работы, проводится проверка. По итогам проверки делаются выводы по заданию и определяется степень решения поставленной перед заданием задачи.
Задача № 2.
Изучить строение и функции сосудов составляющих кровеносную и лимфатическую системы организма человека.
Учитель: Ребята вы успешно справились с первой задачей, предлагаю не теряя времени приступить ко второй задаче. Для успешного решения второй задачи я предлагаю заполнить таблицу с задания № 2 опираясь на информацию учебника (параграф № 19). (См. приложение)
Работа проводится в парах: на выполнение работы отводится 7 минут.
После выполнения работы, проводится проверка. По итогам проверки делаются выводы по заданию и определяется степень решения поставленной перед заданием задачи.
Учитель: В подтверждение наших теоретических изысканий проведем небольшую лабораторную работу “Функции венозных клапанов”. (Задание № 3)
Выводы по лабораторной работе учащие озвучивают. Выражают свою точку зрения по поводу согласия и не согласия с выводами учащихся.
Учитель: Молодцы ребята! Вы успешно справились с очередной задачей.
На доске вывешены таблицы “Строение кровеносной и лимфатической систем”.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что мы знаем о кровеносной системе млекопитающих?
Учащиеся проговаривают строение кровеносной системы млекопитающих. Сравнивают с кровеносной системой человека.
Учитель: для успешного усвоения материала и закрепления уже имеющихся знаний предлагаю выполнить задание №4 инструктивной карточки.
Учащиеся выполняют задание индивидуально.
После выполнения задания проводится проверка работы с обязательной корректировкой ошибок допущенных при выполнении. Подводятся итоги о достижении поставленной задачи.
Учитель: у нас осталась последняя из поставленных задач .
Для ее успешного выполнения, нам необходимо выполнить последнее задание № 4.
Учащимся для выполняют задание № 4 необходимо воспользоваться уже имеющимися знаниями с биологии животных. Задание № 4 включает в себя три пункта и направлено на достижение четвертой задачи.
Работа выполняется в парах.
После выполнения задания учащиеся сравнивают свои ответы и исправляют неточности. Подводится итог работы по этому заданию, определяется, выполнена или нет поставленная задача.
VI. После выполнения всех заданий проводится рефлексия. (См. инструктивную карточку, рубрика – подведение итогов). Вопросы рефлексии выводятся на экран.
Учитель: Ребята! Вы хорошо потрудились сегодня на уроке и несомненно заслуживаете положительной оценки. Предлагаю вам для начала оценить свою работу самостоятельно. (См. критерии в инструктивной карточке), критерии выводятся также на экран.
Ребята, поставьте себе оценку в отведенного для этого графу в инструктивной карточке.
VII. Подводиться итог урока. Выводы по уроку проговариваются и выводятся на экран.
Учитель: Ребята, пришло время получить задание на дом. Посмотрите в свои инструктивные карточки и выберите себе домашнее задание. Запишите его в дневник.
Инструктивная карта к уроку (приложение)