Личностно-ориентированный урок по биологии «Транспортные системы организма»

Разделы: Биология


“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадоксов друг”.

А.С.Пушкин

Цели урока:

  • выяснить, какие транспортные системы характерны для организма человека;
  • раскрыть понятие “ кровообращение”;
  • рассмотреть особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями;
  • закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения;
  • выяснить особенности строения лимфатической системы;
  • показать взаимосвязь лимфатической и кровеносной систем.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.).

Проверка готовности класса к уроку.

II. Сообщение темы урока и эпиграфа к уроку. На экран выводится тема урока.

III. Постановка учащимися цели урока, исходя из темы. Определение задач урока (6 мин.)

На экран выводятся цели и задачи определенные учащимися.

IV. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа по вопросам учителя.

  1. У какого типа животных впервые появилось кровеносная система?
  2. Какие типы кровеносных систем возникли в процессе эволюции?
  3. В чем принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?

V. Изучение нового материала.

Работа проводится с опором на инструктивную карточку урока (смотри приложение).

Учитель: Ребята! Для того чтобы справиться с поставленными задачами и достичь цели урока, нам необходимо выполнить ряд заданий, которые находятся в инструктивной карточке.

Учащиеся приступают к первому заданию в инструктивной карточке.

Задача № 1.

Определить какие транспортные системы характерны организму человека.

Учитель: Для решения этой задачи предлагаю выполнить задание №1 нашей инструктивной карточки. Себе в помощь призовём наши знания с предыдущего курса биологии (Биология животных) и учебник “Биология человека”. (Индивидуальная работа учащихся с источником информации)

(На работу отводится 4 минуты).

После выполнения работы, проводится проверка. По итогам проверки делаются выводы по заданию и определяется степень решения поставленной перед заданием задачи.

Задача № 2.

Изучить строение и функции сосудов составляющих кровеносную и лимфатическую системы организма человека.

Учитель: Ребята вы успешно справились с первой задачей, предлагаю не теряя времени приступить ко второй задаче. Для успешного решения второй задачи я предлагаю заполнить таблицу с задания № 2 опираясь на информацию учебника (параграф № 19). (См. приложение)

Работа проводится в парах: на выполнение работы отводится 7 минут.

После выполнения работы, проводится проверка. По итогам проверки делаются выводы по заданию и определяется степень решения поставленной перед заданием задачи.

Учитель: В подтверждение наших теоретических изысканий проведем небольшую лабораторную работу “Функции венозных клапанов”. (Задание № 3)

Выводы по лабораторной работе учащие озвучивают. Выражают свою точку зрения по поводу согласия и не согласия с выводами учащихся.

Учитель: Молодцы ребята! Вы успешно справились с очередной задачей.

На доске вывешены таблицы “Строение кровеносной и лимфатической систем”.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что мы знаем о кровеносной системе млекопитающих?

Учащиеся проговаривают строение кровеносной системы млекопитающих. Сравнивают с кровеносной системой человека.

Учитель: для успешного усвоения материала и закрепления уже имеющихся знаний предлагаю выполнить задание №4 инструктивной карточки.

Учащиеся выполняют задание индивидуально.

После выполнения задания проводится проверка работы с обязательной корректировкой ошибок допущенных при выполнении. Подводятся итоги о достижении поставленной задачи.

Учитель: у нас осталась последняя из поставленных задач .

Для ее успешного выполнения, нам необходимо выполнить последнее задание № 4.

Учащимся для выполняют задание № 4 необходимо воспользоваться уже имеющимися знаниями с биологии животных. Задание № 4 включает в себя три пункта и направлено на достижение четвертой задачи.

Работа выполняется в парах.

После выполнения задания учащиеся сравнивают свои ответы и исправляют неточности. Подводится итог работы по этому заданию, определяется, выполнена или нет поставленная задача.

VI. После выполнения всех заданий проводится рефлексия. (См. инструктивную карточку, рубрика – подведение итогов). Вопросы рефлексии выводятся на экран.

Учитель: Ребята! Вы хорошо потрудились сегодня на уроке и несомненно заслуживаете положительной оценки. Предлагаю вам для начала оценить свою работу самостоятельно. (См. критерии в инструктивной карточке), критерии выводятся также на экран.

Ребята, поставьте себе оценку в отведенного для этого графу в инструктивной карточке.

VII. Подводиться итог урока. Выводы по уроку проговариваются и выводятся на экран.

Учитель: Ребята, пришло время получить задание на дом. Посмотрите в свои инструктивные карточки и выберите себе домашнее задание. Запишите его в дневник.

Инструктивная карта к уроку (приложение)