Мониторинг управления качеством образования через реализацию сервисного подхода в организации деятельности школы

Разделы: Администрирование школы


Одной из ключевых проблем текущего этапа общественного развития является обеспечение современного качества образования. Успешное решение этой проблемы в рамках конкретной школы возможно лишь в том случае, если она будет на регулярной основе заниматься самоанализом качества своей деятельности, видя в ней как сильные, так и слабые стороны.

Необходимость мониторинга управления качеством образования через реализацию сервисного подхода в организации деятельности школы в едином образовательном пространстве мы актуализируем по следующим причинам.

Эффективность всей управленческой и научно-методической деятельности в школе должна основываться на конкурентоспособности, конкретности и компетентности оказания образовательных услуг, ориентации на актуальность методических потребностей всех субъектов образовательного процесса и особенности социально-экономической обстановки на рынке образовательных услуг. Поэтому обновление системы работы школы в направлении повышения качества образования мы видим в создании единого научно-методического и информационно-образовательного пространства через предоставление и развитие сферы сервисных услуг, оказываемых школой. Именно такой подход, по нашему мнению, будет обеспечивать результативное взаимодействие практико-ориентированной науки и науко -ориентированной практики.

Как известно, сервисная служба – это организованное оказание высококвалифицированных услуг, удовлетворяющих определенные потребности заказчика. В свою очередь, сервизация управления образованием – это развитие сферы управленческо- методических услуг, оказываемых образовательным учреждением. При этом мониторинг управления качеством образования через реализацию сервисного подхода не исключает, а лишь дополняет традиционные функции, выполняемые образовательными учреждениями. Наполнение содержанием сервисов, как технологических направлений, будет способствовать гибкости и мобильности работы с информацией и принятию рациональных управленческих решений по актуальным вопросам повышения качества образования.

Школа № 9 города Иркутска с 2007 года является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации эксперимента “Мониторинг управления качеством образования через реализацию сервисного подхода в организации методической работы школы”. Цель данного эксперимента: выявить, определить, обосновать и апробировать методологические, методические и технологические основы мониторинга управления качеством образования в школе.

В ходе реализации эксперимента созданы 7 методических сервисов как технологических направлений деятельности Научно-методического Совета школы при осуществлении мониторинга управления качеством образования:

Название Цель Компетентности, которые формирует
Предметно-методический сервис Обеспечение условий для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий

Осведомленность о современных тенденциях в педагогике, методике, психологии.

Умение отбирать наиболее актуальные, рациональные и эффективные формы и методы работы.

Умение творчески подходить к профессиональной деятельности.

Смелость в позиционировании собственных разработок, проектов, идей.

Библиотечно-методический сервис Обеспечение условий для ознакомления педагогического состава школы с учебно-методическим книгоизданием, электронными ресурсами и инновационной деятельностью педагогов других регионов.

Осведомленность в области педагогики, методики, психологии.

Умение ориентироваться в обширном информационном пространстве современного образования.

Умение отбирать наиболее актуальные, значимые для себя новинки и использовать их на практике.

Умение творчески подходить к деятельности по самообразованию и саморазвитию.

Мониторинговый сервис Обеспечение условий для предоставления получения достоверной аналитико-диагностической информации через использование качественного инструментария мониторинговых исследований.

Оказание эффективной помощи педагогам в оптимизации образовательного процесса.

Адекватное отношение к проведению качественного мониторинга.

Умелое использование полученной аналитико-диагностической информации.

Эффективный самоанализ деятельности учителя.

Способность к рефлексии.

Маркетинговый сервис Привлечение и сохранение контингента учащихся школы.

Повышение качества образования через анализ образовательных запросов учащихся и родителей администрацией школы и педагогами.

Выявление перспективных перемен в образовательной деятельности школы и путей компенсации выявленных недочетов.

Позиционирование образовательных услуг школы.

Гибкий подход педагогов к построению учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями социума.

Аналитический подход к получаемой от сервиса информации.

Соблюдение корпоративной культуры школы как основа имиджа учреждения.

Консалтинговый сервис Разработка комплекса мероприятий по возникшей проблеме, направленных на улучшение качества управления педагогическим и ученическим коллективами. Подбор стратегий позитивного выхода из конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций.

Навыки комплексного восприятия организации внутришкольного взаимодействия.

Гибкость и мобильность в профессиональной и межличностной сфере деятельности

Коммуникативная компетентность.

Повышение корпоративной культуры.

Экспертный сервис Оказание научно-методической помощи в организации инновационно-экспериментальной деятельности.

Оценка эффективности той или иной педагогической системы от отдельно взятого занятия до авторской программы.

Осмысление и поддержка перспектив внедрения инновационного опыта в практическую педагогическую деятельность.

Установка на постоянное саморазвитие и профессиональный рост педагогов.

Творческая активность и познавательная активность в профессиональной деятельности.

PR-сервис Распространение накопленного передового педагогического опыта и инноваций, предлагаемых педагогами школы.

Умение проведения презентации накопленного профессионального опыта.

Навык предъявления информации для компетентной аудитории.

Проведение данного эксперимента позволяет совершенствовать многие функции внутришкольного управления, в частности:

  • анализ и прогноз изменений внешней среды и социального заказа на образование (маркетинговый и мониторинговый сервис);
  • проблемный анализ состояния дел в управляемых объектах (мониторинговый и экспертный сервис);
  • стандартизация и регламентация внутренней деятельности школы, оценка кадров (экспертный, консалтинговый и предметно-методический сервис);
  • диагностика потребностей и возможностей учащихся (мониторинговый, предметно-методический и маркетинговый сервис);
  • выработка и формулирование общих ценностей и целей, вытекающих из потребностей объектов управления (предметно-методический, консалтинговый сервис);
  • организация проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов в школе (предметно-методический, библиотечно-методический, экспертный, консалтинговый сервис);
  • планирование и организация информационного обеспечения (предметно-методический, библиотечно-методический, рекламный сервис);
  • проверка исполнения принятых решений (экспертный, мониторинговый сервис);
  • координация отдельных инновационных процессов в управлямых объектах (консалтинговый сервис);
  • стимулирование инновационной деятельности (предметно-методический и рекламный сервис);
  • внутренняя экспертиза результатов образовательной и обеспечивающей деятельности, исследовательских, экспериментальных и инновационных проектов (экспертный сервис);
  • организация программно-методического и материально-технического обеспечения (предметно-методический, библиотечно-методический сервис) и т.п.

Кроме того, на целесообразность внедрения сервисов как технологических направлений деятельности Научно-методического Совета школы при осуществлении мониторинга управления качеством образования указывают следующие положительные изменения:

  1. Работа каждого сервиса, как технологического направления, осуществляется од руководством ответственного лица и по определенному гибкому плану, что исключает выпадение какого-либо технологического направления.
  2. Возможность как цикличного, так и оперативного проведения мониторинга исключает фактор групповой фальсификации результатов и спровоцированного изменения исследуемой группы.
  3. Инструментарий сервисов соответствует определенным целям и в соответствии с этим подобран материал для коррекции и профилактики выявленных проблем.
  4. Отдельные этапы мониторинга управления качеством образования проводятся разными специалистами школы по четко разработанным алгоритмам и инструкциям.
  5. Функции мониторинга не сводятся к функциям контроля, поскольку используется следующий алгоритм проведения мониторинга: “ обозначение области измерения – построение модели деятельности – уточнение критериев – определение показателей (индикаторов) – подбор адекватной технологии определения (инструментарий) – обработка значений показателей – анализ – обсуждение – рекомендации – решение – распространение”.
  6. Цели и результаты проводимых исследований доведены до их участников.
  7. Отсутствие ситуации напряженности и дискомфорта.
  8. Повышение степени объективности получаемой информации.
  9. Принятое управленческое решение способствует повышению качества образования.

Практика показала, что в случае, если реализация мониторинга управления качеством образования в школе построена на основании сервисного подхода к осуществлению деятельности школы в едином информационно-образовательном пространстве, то становится возможным:

  • продуктивное функционирование образовательного учреждения в современных экономических условиях;
  • удовлетворение информационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса и социума относительно качества образования;
  • снижение уровня противоречий между государственной политикой, направленной на стандартизацию образования и стремлением субъектов образования к творчеству, индивидуализации и диференциации образования;
  • повышение объективности оценок достижений учащихся, педагогов, школы;
  • усиление заинтересованности субъектов образования в самоорганизации и саморазвитии;
  • повышение технологичности процессов сбора, подготовки и предоставления информации для целей управления повышения качества образования.

Ожидаемые конечные результаты:

Реализация мониторинга управления качеством образования с использованием сервисного подхода позволяет создать в школе следующие факторы и условия:

  • в ходе анализа внешней среды и потребностей самой школы и её коллектива четко формулируются актуальные и прогнозируемые требования к результатам, системе и процессу управления;
  • выявленные требования доводятся до описания понятного и конкретного образа желаемых (требуемых) и возможных будущих результатов;
  • проводится описание и оценка реально получаемых результатов деятельности в свете видения новых требуемых результатов;
  • выявляются разрывы между требуемыми и реальными результатами (проблемы управления качества образования);
  • выявляются причины, ведущие к возникновению проблем;
  • уточняется общее видение желаемого будущего и определяются идеи решения ключевых проблем управления качества образования;
  • планируются и осуществляются при постоянном управленческом сопровождении и обратной связи действия, нацеленные на общий рост потенциала школы и повышение качества образования;
  • вся работа имеет необходимые систематизированные концептуальные, информационные, технологические ресурсы и методические инструменты;
  • субъекты педагогической деятельности развивают необходимые управленческие знания, умения, установки, овладевают управленческим образом мышления и понятийным аппаратом.