Одной из ключевых проблем текущего этапа общественного развития является обеспечение современного качества образования. Успешное решение этой проблемы в рамках конкретной школы возможно лишь в том случае, если она будет на регулярной основе заниматься самоанализом качества своей деятельности, видя в ней как сильные, так и слабые стороны.
Необходимость мониторинга управления качеством образования через реализацию сервисного подхода в организации деятельности школы в едином образовательном пространстве мы актуализируем по следующим причинам.
Эффективность всей управленческой и научно-методической деятельности в школе должна основываться на конкурентоспособности, конкретности и компетентности оказания образовательных услуг, ориентации на актуальность методических потребностей всех субъектов образовательного процесса и особенности социально-экономической обстановки на рынке образовательных услуг. Поэтому обновление системы работы школы в направлении повышения качества образования мы видим в создании единого научно-методического и информационно-образовательного пространства через предоставление и развитие сферы сервисных услуг, оказываемых школой. Именно такой подход, по нашему мнению, будет обеспечивать результативное взаимодействие практико-ориентированной науки и науко -ориентированной практики.
Как известно, сервисная служба – это организованное оказание высококвалифицированных услуг, удовлетворяющих определенные потребности заказчика. В свою очередь, сервизация управления образованием – это развитие сферы управленческо- методических услуг, оказываемых образовательным учреждением. При этом мониторинг управления качеством образования через реализацию сервисного подхода не исключает, а лишь дополняет традиционные функции, выполняемые образовательными учреждениями. Наполнение содержанием сервисов, как технологических направлений, будет способствовать гибкости и мобильности работы с информацией и принятию рациональных управленческих решений по актуальным вопросам повышения качества образования.
Школа № 9 города Иркутска с 2007 года является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации эксперимента “Мониторинг управления качеством образования через реализацию сервисного подхода в организации методической работы школы”. Цель данного эксперимента: выявить, определить, обосновать и апробировать методологические, методические и технологические основы мониторинга управления качеством образования в школе.
В ходе реализации эксперимента созданы 7 методических сервисов как технологических направлений деятельности Научно-методического Совета школы при осуществлении мониторинга управления качеством образования:
Название | Цель | Компетентности, которые формирует |
Предметно-методический сервис | Обеспечение условий для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий | Осведомленность о современных тенденциях в педагогике, методике, психологии. Умение отбирать наиболее актуальные, рациональные и эффективные формы и методы работы. Умение творчески подходить к профессиональной деятельности. Смелость в позиционировании собственных разработок, проектов, идей. |
Библиотечно-методический сервис | Обеспечение условий для ознакомления педагогического состава школы с учебно-методическим книгоизданием, электронными ресурсами и инновационной деятельностью педагогов других регионов. | Осведомленность в области педагогики, методики, психологии. Умение ориентироваться в обширном информационном пространстве современного образования. Умение отбирать наиболее актуальные, значимые для себя новинки и использовать их на практике. Умение творчески подходить к деятельности по самообразованию и саморазвитию. |
Мониторинговый сервис | Обеспечение условий для
предоставления получения достоверной
аналитико-диагностической информации через
использование качественного инструментария
мониторинговых исследований. Оказание эффективной помощи педагогам в оптимизации образовательного процесса. |
Адекватное отношение к проведению качественного мониторинга. Умелое использование полученной аналитико-диагностической информации. Эффективный самоанализ деятельности учителя. Способность к рефлексии. |
Маркетинговый сервис | Привлечение и сохранение
контингента учащихся школы. Повышение качества образования через анализ образовательных запросов учащихся и родителей администрацией школы и педагогами. Выявление перспективных перемен в образовательной деятельности школы и путей компенсации выявленных недочетов. Позиционирование образовательных услуг школы. |
Гибкий подход педагогов к построению учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями социума. Аналитический подход к получаемой от сервиса информации. Соблюдение корпоративной культуры школы как основа имиджа учреждения. |
Консалтинговый сервис | Разработка комплекса мероприятий по возникшей проблеме, направленных на улучшение качества управления педагогическим и ученическим коллективами. Подбор стратегий позитивного выхода из конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций. | Навыки комплексного восприятия организации внутришкольного взаимодействия. Гибкость и мобильность в профессиональной и межличностной сфере деятельности Коммуникативная компетентность. Повышение корпоративной культуры. |
Экспертный сервис | Оказание научно-методической
помощи в организации
инновационно-экспериментальной деятельности. Оценка эффективности той или иной педагогической системы от отдельно взятого занятия до авторской программы. |
Осмысление и поддержка перспектив внедрения инновационного опыта в практическую педагогическую деятельность. Установка на постоянное саморазвитие и профессиональный рост педагогов. Творческая активность и познавательная активность в профессиональной деятельности. |
PR-сервис | Распространение накопленного передового педагогического опыта и инноваций, предлагаемых педагогами школы. | Умение проведения презентации накопленного профессионального опыта. Навык предъявления информации для компетентной аудитории. |
Проведение данного эксперимента позволяет совершенствовать многие функции внутришкольного управления, в частности:
- анализ и прогноз изменений внешней среды и социального заказа на образование (маркетинговый и мониторинговый сервис);
- проблемный анализ состояния дел в управляемых объектах (мониторинговый и экспертный сервис);
- стандартизация и регламентация внутренней деятельности школы, оценка кадров (экспертный, консалтинговый и предметно-методический сервис);
- диагностика потребностей и возможностей учащихся (мониторинговый, предметно-методический и маркетинговый сервис);
- выработка и формулирование общих ценностей и целей, вытекающих из потребностей объектов управления (предметно-методический, консалтинговый сервис);
- организация проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов в школе (предметно-методический, библиотечно-методический, экспертный, консалтинговый сервис);
- планирование и организация информационного обеспечения (предметно-методический, библиотечно-методический, рекламный сервис);
- проверка исполнения принятых решений (экспертный, мониторинговый сервис);
- координация отдельных инновационных процессов в управлямых объектах (консалтинговый сервис);
- стимулирование инновационной деятельности (предметно-методический и рекламный сервис);
- внутренняя экспертиза результатов образовательной и обеспечивающей деятельности, исследовательских, экспериментальных и инновационных проектов (экспертный сервис);
- организация программно-методического и материально-технического обеспечения (предметно-методический, библиотечно-методический сервис) и т.п.
Кроме того, на целесообразность внедрения сервисов как технологических направлений деятельности Научно-методического Совета школы при осуществлении мониторинга управления качеством образования указывают следующие положительные изменения:
- Работа каждого сервиса, как технологического направления, осуществляется од руководством ответственного лица и по определенному гибкому плану, что исключает выпадение какого-либо технологического направления.
- Возможность как цикличного, так и оперативного проведения мониторинга исключает фактор групповой фальсификации результатов и спровоцированного изменения исследуемой группы.
- Инструментарий сервисов соответствует определенным целям и в соответствии с этим подобран материал для коррекции и профилактики выявленных проблем.
- Отдельные этапы мониторинга управления качеством образования проводятся разными специалистами школы по четко разработанным алгоритмам и инструкциям.
- Функции мониторинга не сводятся к функциям контроля, поскольку используется следующий алгоритм проведения мониторинга: “ обозначение области измерения – построение модели деятельности – уточнение критериев – определение показателей (индикаторов) – подбор адекватной технологии определения (инструментарий) – обработка значений показателей – анализ – обсуждение – рекомендации – решение – распространение”.
- Цели и результаты проводимых исследований доведены до их участников.
- Отсутствие ситуации напряженности и дискомфорта.
- Повышение степени объективности получаемой информации.
- Принятое управленческое решение способствует повышению качества образования.
Практика показала, что в случае, если реализация мониторинга управления качеством образования в школе построена на основании сервисного подхода к осуществлению деятельности школы в едином информационно-образовательном пространстве, то становится возможным:
- продуктивное функционирование образовательного учреждения в современных экономических условиях;
- удовлетворение информационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса и социума относительно качества образования;
- снижение уровня противоречий между государственной политикой, направленной на стандартизацию образования и стремлением субъектов образования к творчеству, индивидуализации и диференциации образования;
- повышение объективности оценок достижений учащихся, педагогов, школы;
- усиление заинтересованности субъектов образования в самоорганизации и саморазвитии;
- повышение технологичности процессов сбора, подготовки и предоставления информации для целей управления повышения качества образования.
Ожидаемые конечные результаты:
Реализация мониторинга управления качеством образования с использованием сервисного подхода позволяет создать в школе следующие факторы и условия:
- в ходе анализа внешней среды и потребностей самой школы и её коллектива четко формулируются актуальные и прогнозируемые требования к результатам, системе и процессу управления;
- выявленные требования доводятся до описания понятного и конкретного образа желаемых (требуемых) и возможных будущих результатов;
- проводится описание и оценка реально получаемых результатов деятельности в свете видения новых требуемых результатов;
- выявляются разрывы между требуемыми и реальными результатами (проблемы управления качества образования);
- выявляются причины, ведущие к возникновению проблем;
- уточняется общее видение желаемого будущего и определяются идеи решения ключевых проблем управления качества образования;
- планируются и осуществляются при постоянном управленческом сопровождении и обратной связи действия, нацеленные на общий рост потенциала школы и повышение качества образования;
- вся работа имеет необходимые систематизированные концептуальные, информационные, технологические ресурсы и методические инструменты;
- субъекты педагогической деятельности развивают необходимые управленческие знания, умения, установки, овладевают управленческим образом мышления и понятийным аппаратом.