Урок русского языка в 3-м классе "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Род имен существительных”.

Цель урока:

  • научить определять род имен существительных в единственном и множественном числе.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с новой категорией имен существительных;
  • расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать умение работать со словарем;
  • формировать интерес к явлениям русского языка;
  • воспитывать внимательное отношение друг к другу, учить работать в парах и группах.

Обеспечение урока:

  • ПК
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • карточки для индивидуальной и групповой работы;
  • толковые словари;
  • орфографические словари.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Желаю вам успехов и новых открытий на этом уроке!

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

Мы продолжаем изучение темы “Имя существительное” (Приложение 1, слайд 1) , и сегодня на уроке узнаем что-то новое об этой части речи.

Разминка руки (пальчиковая гимнастика):

Этот пальчик – дедушка, (большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (указательный палец)

Это пальчик – папочка, (средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (безымянный палец)

А вот этот пальчик – я, (мизинец)

Вот и вся моя семья! Соединяем все пальцы вместе.

Разминаем по порядку каждый пальчик.

Минутка чистописания:

Сели красиво и правильно. Открываем тетради, записываем число.

Поработаем над почерком по образцу. Пропишите в тетради только подчеркнутые строки. (Образец на доске)

Прочитайте записанные слова. Какими частями речи они являются? Докажите.

Спишите в тетрадь только имена существительные.

Назовите существительные, отвечающие на вопрос кто? Кого они обозначают?

Назовите имена существительные, отвечающие на вопрос что? Как они называются?

А хотите узнать на какие еще группы можно разделить существительные?

III. Этап изучения нового материала.

А помогут нам в этом местоимения. (Карточки на доске)

К каким из записанных вами слов можно подставить слова он, мой?

она, моя?

оно, мое?

А про кого мы обычно говорим он, мой? (Про мальчика, про папу, дедушку, брата, друга, т.е. про мужчин). Верно, и такие существительные называются существительными мужского рода. (Приложение 1, слайд 2)

А про кого мы говорим она, моя? (Про маму, бабушку, девочку, сестру, подругу, т.е. про женщин). Как, по-вашему, называются эти существительные? (Приложение 1, слайд 2)

А еще есть существительные среднего рода. (Приложение 1, слайд 2)

Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Правильно определять род существительных).

Как же определить род имени существительного? (правило повторяем вместе) (Приложение 1, слайд 3)

Давайте поработаем вместе. Разделите тетрадь на 3 колонки. (Приложение 1, слайд 4)

м.р. ж.р. ср.р.

Платье – оно, мое, средний род, пишу в третью колонку. (Приложение 1, слайд 4)

Книга – она, моя, ж.р. (Приложение 1, слайд 5)

Гриб – он, мой, м.р. (Приложение 1, слайд 6)

Лимон – он, мой, м.р. (Приложение 1, слайд 7)

IV. Физкультминутка. (Приложение 1, слайд 8)

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

Солнце в небе как проснется,
Бабочка кружит и вьется.

А кто был внимательным и запомнил имя существительное мужского рода, которое встретилось в зарядке? (Цветок) А ж.р.? (Бабочка) А ср.р.? (Солнце) Молодцы!

 V. Этап закрепления и проверки полученных знаний.

Продолжаем работу. Как определить род существительных? Проверим, как вы научились. (Приложение 1, слайд 9)

  • Экспресс-проверка. Приготовьте свои ладони. Ученики 1 ряда будут хлопать, если услышат существительное женского рода. 2 ряд – существительные мужского рода. Ну, а 3 ряд будет ловить существительные среднего рода. Будьте внимательны! (Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
  • Самостоятельная работа.

Самостоятельно распределите существительные по колонкам. (Приложение 1, слайд 10)

Поднимите руки, кто не ошибся? (Приложение 1, слайд 11)

  • Работа в парах по карточке.

А теперь вам вместе с соседом по парте нужно закончить предложения и записать их в тетрадь. (Приложение 1, слайд 12)

Прочитайте предложения. У какого существительного было трудно определить род? А кто догадался, как это сделать? (Поставить существительное в форму единственного числа)

  • Работа со словарем в мини-группах (4 человека).

Не у всех имен существительных легко определить род. При возникновении трудностей нам поможет толковый словарь русского языка. (Приложение 1, слайд 13)

Попробуйте, пользуясь словарем, определить род данных существительных. (На партах карточки и толковые словари.) Объединитесь в группы по 4 человека, повернитесь назад к следующей парте. Поставьте знак “+” в нужную колонку.

Приложение 1

Прочитайте полученные словосочетания.

Пожмите друг другу руки. Вы дружно работали.

VI. Этап информации о домашнем задании и инструктаж.

Ребята, а сегодня дома попробуйте сами подобрать существительные мужского, женского и среднего рода на тему “Лето” и записать их в тетрадь. А кто захочет, может написать мини-рассказ с использованием записанных существительных.

Открываем дневники, записываем домашнее задание. (Приложение 1, слайд 14)

Выучить правило на с. 21 учебника, подобрать по 5 существительных мужского, женского и среднего рода. По желанию – составить рассказ.

VII. Этап подведения итогов урока.

Чему сегодня учились на уроке?

Какие местоимения можно поставить к существительным мужского рода?

А на какой род указывают местоимения она, моя?

Как доказать, что существительное среднего рода?

А как определить род, если существительное стоит во множественном числе?

Кто доволен своей работой сегодня?

Дорогие друзья! Если вы хотите еще больше узнать об имени существительном, советую прочитать книгу Татьяны Рик “Здравствуйте, имя существительное!”

Спасибо за урок, дети! (Приложение 1, слайд 15)