Тема: Пошив повязки для дежурного. Вышивание эмблемы на детали повязки.
Цель: Сформировать умение детей пользоваться шаблоном, выполнять украшающие стежки.
Задачи:
- Формировать и развивать умение выполнять тамбурные стежки.
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности, развивать двигательную сноровку.
- Совершенствовать эстетические взгляды, воспитывать положительное отношение к труду.
- Формировать умение работать с опорой на технологическую карту, образец.
Методическое оснащение урока: Образец, технологическая карта, инструкционная карта № 1, № 2, раздаточный материал.
Речевой материал: повязка, завязки, эмблема, шаблон, тамбурный стежок.
I. Орг. момент.
«Облака настроения» – психологический настрой учащихся.
Сообщение темы урока. Запись в тетрадях.
II. Повторение.
Вопросы:
- Что изучаем?
- Женя получил задание посмотреть в словаре значение слова «повязка». Послушаем его. Женя читает: «Повязка – кусок ткани, повязываемый на что-нибудь (например, повязка на рану)».
- Для чего нужны повязки, которые мы с вами изготавливаем?
- Какие еще бывают повязки?
- Поговорим о нашем изделии. Какие детали у повязки для дежурного? (обращаю внимание детей на образец).
- Какую форму имеет повязка?
- Поиграем с вами в игру «Узнай фигуру на ощупь» (дети закрывают глаза, каждому из них даю вырезанные из картона геометрически фигуры). Учащиеся называют фигуры, узнанные ими. Итак, ребята, мы будем изготавливать повязку, имеющую прямоугольную форму.
- Из каких тканей шьют повязки?
- Какие ткани по способу окраски знаете?
- Определите ткани по способу окраски – раздаю учащимся конверты с образцами тканей, работают индивидуально.
– Итак, повязки мы будем шить из ситца красного цвета.
– Прежде чем шить, нам необходимо вспомнить план пошива изделия. На доске расположена технологическая карта, образцы. Чтобы составить план пошива повязки, вам необходимо внимательно посмотреть на технологическую карту и образец изделия. Сейчас я вам раздаю карточки с названием операций и мы вместе составим план. Карточки с операциями по пошиву повязки располагаем вместе с технологической картой. Учащиеся активно работают.
– Какие ручные работы будем выполнять? машинные работы?
– С чего начнем работу?
III. Сообщение тематического материала.
Сегодня будем вышивать эмблему на детали повязки. Руслан поработал со словарем и познакомит нас со значением слова «эмблема». Ученик сообщает: «Эмблема – это условное изображение какого-нибудь понятия (например, эмблема спортивного клуба)».
Итак, сегодня будем вышивать эмблему в виде буквы «Д». Вышивка всегда служит украшением изделия, значит выполнить надо красиво, аккуратно. Вышивать будем тамбурными стежками, выглядят они как цепочка. Выполнять будем нитками «ирис» в одно сложение.
– Как отмерить длину нитки?
– В каком направлении выполняются тамбурные стежки? (сверху вниз, или справа налево?)
– Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы эмблема в виде буквы «Д» появилась на детали повязки?
– Для этого используем шаблон.
Посмотрите, как расположена эмблема на детали. Как найти середину детали?
Показываю приемы перевода эмблемы с помощью шаблона на бумагу. Дети работают с шаблоном на бумаге.
Физминутка. (Дети выполняют движения вслед за учителем)
Буратино потянулся, раз нагнулся.
Два нагнулся, руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
IV. Закрепление материала.
– Что будем сегодня делать? Как?
– Каким стежком будем вышивать? (раздаю карточки «Назови стежки» для индивидуальной работы). (Приложение 1).
Подвожу итоги выполнения задания.
На раскладной доске расположены предложения: «На миг ласточка замерла». «А нож ни цыган, ни его друг не видели». Предлагаю детям найти инструменты, необходимые для работы: игла, ножницы. Повторяем правила техники безопасной работы с инструментами.
Раздаю ребятам карточки с ребусами: «повязка», «шаблон», «ситец», «вышивка», «эмблема». (Приложение 2).
V. Подведение итогов урока. Оценки за работу учащихся на уроке.
Практическая работа.
1) Вводный инструктаж о ходе предстоящей работы.
Знакомлю учащихся с критериями качества работы.
- Стежки выполнены по контуру рисунка.
- Стежки одинаковые по размеру, аккуратные.
- Нитка закреплена в начале и в конце работы.
Затем раздаю ребятам инструкционные карты. (Приложение 3).
2) Выполнение практической работы. Работа под контролем учителя, при необходимости - проведение текущего инструктажа. Контроль за Юрой А., Игорем П.
Физминутка – гимнастика для пальцев рук.
3) Подведение итогов урока. Учащиеся оценивают свои работы, исходя из критериев качества работы. Учитель оценивает работу учащихся, обращает внимание на лучшие работы, выставляет оценки.
В конце урока составляем пословицу из отдельных слов, в результате получается пословица «Маленькое дело лучше большого безделья». Благодарю учащихся за работу на уроке.