Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по УМК "Школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Имя прилагательное»

Дидактическая цель: создать условия для качественной организации обобщения изученного материала.

Тип урока: «Урок систематизации и обобщения знаний и умений»

Вид урока: «Смотр знаний»

Задачи:

  • образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания и практические умения по данной теме;
  • развивающая: развитие логического мышления, познавательной деятельности обучающихся;
  • воспитывающая: формировать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему краю через бережное отношение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Средство обучения: презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Какие тематические блоки (разделы) включены в учебник русского языка?

  • «Как устроен наш язык»
  • «Правописание»
  • «Развитие речи»

Я предлагаю сегодня поэкспериментировать. На одном уроке включить некоторые этапы каждого из блоков.

2. Определите тему урока. Эта тема из «морфологии». Что вам подскажет «морфология»?

«Морфология» – раздел русского языка, изучает части речи.

  • На какие две группы делятся части речи? (служебные и самостоятельные)
  • Назовите самостоятельные части речи. (сущ., прил., гл., нар., числ.)
  • Эта часть речи обозначает признак… предмета (прил.)

3. Слайд №1

  • Как вы думаете, это урок усвоения новых знаний? Предположите, что вы сегодня будете делать на этом уроке по данной теме?
  • Будем систематизировать и обобщать знания и умения по теме «Имя прилагательное».

III. Актуализация знаний.

1. Слайд №2

  • обобщите теоретические сведения о прилагательном.
  • общее грамматическое значение
  • морфологические признаки
  • синтаксическая роль

2. Психологическая пауза.

3. Узнайте, какое дерево станет темой эпиграфа к уроку?

• Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета (лексическое значение – толковый словарь)

• Послушайте, когда и за что получила рябина такое имя. (предварительное индивидуальное задание)

4. Слайд №3 «Рябина – примета родного дома, родного края»

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Плоды рябины собраны в гроздь. Составьте словосочетания со словом гроздь, т.е. опишите её. (красная, пурпурная, алая, пунцовая, гранатовая, кровавая и др.)

  • Какую роль выполняют имена прилагательные, когда употребляются вместе с именами существительными? (делают нашу речь богаче, образнее, выразительнее, поэтичнее, ярче)
  • Как называются эти образные имена прилагательные? (эпитеты)
  • Запишите два словосочетания, которые вам понравились, выделите окончания, определите род.

2. Проверка.

  • Можно ли сказать, что у всех сл/сочетаний одинаковый род? Докажите. (гроздь – ж.р., -ая,-яя)

3. Самостоятельная работа.

1в. рябина-бусы               (рябиновые бусы – мн.ч.)

2в. рябина-варенье           (рябиновое варенье – ср.р.)

4. Физминутка.

5. Продолжить фразу: Чтобы правильно написать безударное окончание имён прилагательных, … (нужно от зависимого имени существительного задать вопрос, какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном)

  • Что ещё нужно знать? (падежные окончания прилагательных)

Ж.р. ая-яя                       М.р. ой, ый-ий                Ср.р. ое-ее

ой-ей                               ого-его

ую-юю                            ому-ему

ым-им

ом-ем

6.  Под диктовку учителя, с комментированием.

  • Записать сл/сочетания, выделить окончания, определить падеж: в ближнюю рощу, в тенистой прохладе, из высокой травы, тонким запахом, по горячему солнцу.

7.  На какие разряды делятся имена прилагательные? (кач., относ., прит.)

  • По каким признакам мы их определяем?

8.  Слайд №4. Работа в парах. 1 ряд - кач., 2 ряд - относ., 3 ряд – прит.  

9.  Слайд №5. Проверка.

  • Какой общей темой объединены имена прилагательные 1 группы? (рябина)
  • Расскажите о словообразовании слов бархатный, ледяная, городской.
  • Какие суффиксы используются при образовании притяжательных имён прилагательных? (ын-ин, ый, ов-ев)

10. Физминутка.

11. Устно: я называю имя прилагательное, а вы мне говорите это же прилагательное, но без окончания: свежий, хороший, горячий, могучий, колючий.

  • Что у вас получилось? (краткая форма)
  • Обобщите, что вы знаете о краткой форме имён прилагательных.

12. Работа с учебником: с. 133, упр. 4

  • Выписать предложение с краткой формой прилагательного, распространённое.
  • Синтаксический разбор с комментированием: Хорош осенний лес ранним утром.

V. Слайд №6.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Подобрать эпитеты: листочки, серёжки, рябина, тропинка, берёзки, кисти, луга, вода, река, облака.

  • Какой общей темой объединены эти картины? (природа родного края)
  • Именно по этим, милым сердцу, картинам родной природы мы и тоскуем вдали от Родины.

2. Слайд №7. Творческая самостоятельная работа.

  • Придумать заголовок, вставить подходящие по смыслу образные имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.

VI. Слайд №8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

VII. Рефлексия.

  • Я предлагаю поставить себе оценку за урок. Почему, объясни?
  • Можно ли сказать, что у нас получился смотр знаний?