ВВЕДЕНИЕ
Люди любят мечтать. Из поколения в поколение они не бросают это сомнительное занятие, и даже более того: с небольшими вариациями, из века в век, мечтают примерно об одном и том же. Три главных человеческих мечты: летать, жить вечно и предсказывать будущее. Так, мечтая, человек придумал самолет и медицину, но сложнее всего – с последним пунктом. Будущее продолжает страшить и интриговать, очаровывать и кружить голову. Оно никак не дается в руки, и гадание на кофейной гуще утешает слабо. Однако, сделать будущее предсказуемым хотя бы отчасти помогают… традиции. Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Не откроем большого секрета, сказав, что маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций. Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо и попробуйте превратить это в приятный обычай.
В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы «Семейные традиции» – повышение педагогической культуры, просвещения родителей. В рамках реализации программы могут быть использованы различные формы работы с родителями: родительские собрания, конференции, собрание-диспут, организацационно-деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Содержание программы рассчитано на родителей 1–11 классов.
Программа состоит из девяти тематических блоков:
- Воспитание – великое дело: им решается участь человека (Истоки семейного воспитания)
- Сын мой, а ум у него свой (Я и он: как жить в гармонии с ребенком)
- Чтение красота, не чтение – сухота (Семейные традиции: семейное чтение)
- Примеры полезней наставлений (Семейные традиции: семейный очаг)
- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (Семейные традиции: свободное время)
- Неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности (Семейные традиции: семейный архив)
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба (Семейные традиции: труд в семье
- Здоровье всего дороже (Семейные традиции: здоровый образ жизни)
- Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь (Семейные традиции: диалог в семейном общении)
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.
Задачи:
- формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную досуговую деятельность;
- предостеречь родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
- обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
- Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.
- Усиление роли семьи в воспитании детей.
- Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.
Месяц |
Класс |
Тема |
Сентябрь |
Воспитание – великое дело: им решается участь человека |
|
|
1 кл |
Каково деревцо, таковы и яблочки (Традиции народной педагогики) |
2 кл |
День мой – век мой: что до нас дошло, то к вам пришло (Традиции в Российской педагогике) |
|
3 кл |
Всему бывает причина (Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях) |
|
4 кл |
Не тот отец – мать, кто родил, а тот кто вспоил, выкормил, да добру научил (Сила добрых традиций) |
|
5 кл |
Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь (Золотые россыпи родительской педагогики) |
|
6 кл |
Из мало выходит великое (Создание собственных семейных традиций. Визитка семьи) |
|
7 кл |
Добрый пример по кругу возвращается…( Л.А. Сенека) или Один за всех и все за одного (Рождение традиций класса) |
|
8 кл |
Хороший пример – наилучшая проповедь (Воспитание мужественности и женственности на примере семейных традиций) |
|
9 кл |
Русский в словах горд, а в делах тверд (Как растили государственных мужей) |
|
10 кл |
Душа – всему мера (Духовные истоки воспитания) |
|
11 кл |
Душа человека — величайшее чудо мира (Данте Алигьери) (Роль культуры и религии в воспитании и развитии личности) |
|
Октябрь |
Сын мой, а ум у него свой |
|
|
1 кл |
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить (Возрастные особенности младших школьников) |
2 кл |
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает (Влияние родительских установок на развитие ребенка.) |
|
3 кл |
И ворона воронят хвалит (Родительские ожидания как важный фактор формирования личности ребенка) |
|
4 кл |
От лося – лосята, от свиньи – поросята (Стили родительского поведения) |
|
5 кл |
Чему быть, того не миновать (Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции) |
|
6 кл |
Детки меленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут (Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростка.) |
|
7 кл |
В добром житье кудри вьются, в плохом секутся (Эмоциональная атмосфера в семье) |
|
8 кл |
Велика фигура, да дура (Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению) |
|
9 кл |
Детушек воспитать – не курочек пересчитать (Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника) |
|
10 кл |
Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей (Юношеский возраст. Психологический аспект) |
|
11 кл |
Не ошибается тот, кто ничего не делает (Психологический смысл поддержки другого человека) |
|
Ноябрь |
Чтение красота, не чтение – сухота |
|
|
1 кл. |
С книгой поведешься, ума наберешься, красна песня ладом, а сказка складом (Час сказки для младших школьников) |
2 кл. |
Книги не говорят, а правду сказывают (Семейная библиотека)) |
|
3 кл. |
Испокон века, книга растит человека (Собрание - диспут «Чтение – лучшее учение!») |
|
4 кл |
Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В.О. Ключевский)(Обзор семейных газет и журналов) |
|
5 кл |
Велико ли перо, а большие книги пишет («Акулята пера» (Взрослые знакомятся с творчеством своих детей) |
|
6–7 кл |
Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все (Василий I Македоняни) (Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои или серия книг ЖЗЛ) |
|
8 кл |
Не трудно сделать, а трудно задумать (Знакомство с научно – популярными журналами и книгами) |
|
9–11 кл |
Иная книга обогащает, а иная с пути сбивает (Встречи с писателями, поэтами) |
|
Декабрь |
Примеры полезней наставлений |
|
|
1 кл. |
Каково на дому, таково и самому (Да здравствует уют!) |
2-3 кл. |
Дом, как полная чаша (Радости семьи) |
|
4 кл. |
Один с сошкой, семеро с ложкой (Большая семья. Радости и трудности) |
|
5 кл. |
У наших казаков обычай таков (Традиционный уклад семьи у …) |
|
6 кл. |
Дома жить обо всем тужить (Законы семьи) |
|
7 кл. |
Нет ценности супротив любви (Любовь семьи) |
|
8 кл |
Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день (Дети и деньги, семейный бюджет) |
|
9 кл. |
Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (Рецепты семейного счастья) |
|
10 кл |
Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию (В. Гюго) (Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное) |
|
11 кл |
Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (Швейцер Альберт) (Этика и эстетика семейного быта) |
|
Январь |
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В.А. Сухомлинский) |
|
|
1 кл |
Людям на потешенье, всему свету на удивленье (Игры для развлечений) |
2 кл |
Зачем пойдешь, то и найдешь (Игры для пользы дела) |
|
3 кл |
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Дети с синдромом двигательной гиперактивности. Игры для успокоения детей) |
|
4 кл |
А ларчик просто открывался (Игры для ума) |
|
5 кл |
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (Я. Корчак) (Игротека) |
|
6 кл |
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума (Аристотель) (Коммуникативные игры) |
|
7 кл |
Такие чудеса, что дыбом волоса (33 семейных конкурса) |
|
8 кл |
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П.Чехов) (Игры для взаимодействий) |
|
9 кл |
Что хитро, то и не просто (Занимательные задачи) |
|
10–11 кл |
Голова всему начало, где ум, там и толк (Интеллектуальные игры, компьютерные игры) |
|
Февраль |
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности |
|
|
1 кл |
По старой памяти, как по грамоте (Семейные воспоминания о ….) |
2 кл |
Молоденький умок старым умом крепится (Тайны бабушкиного сундука) |
|
3 кл |
Какого роду, племени? (Родословная моей семьи) |
|
4 кл |
Жив буду – не забуду. До веку помнить стану (Хранение реликвий) |
|
5 кл |
По сану и почет (Культ старшего поколения) |
|
6 кл |
Много помниться, да не воротиться (Фотографии нашего детства) |
|
7 кл |
Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи (Презентация семейных поколений, организация встреч для…) |
|
8 кл |
Великие составные счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться (Э. Чалмерс) (Ценности семьи) |
|
9 кл |
Честь головою оберегают (Честь семьи) |
|
10 кл |
Наследство – ни дар, ни купля (Знакомство с семейным кодексом) |
|
11 кл |
Отеческо слово и по сказке правдит (Благословение родителей) |
|
Март |
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба |
|
|
1 кл. |
Берись за то, к чему ты годен (Детский труд и его организация) |
2 кл. |
Гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно (Содержание, формы и методы трудового воспитания) |
|
3 кл. |
Без труда не вынешь рыбку из пруда (Основные механизмы трудового воспитания) |
|
4 кл. |
Как потопаешь, так и полопаешь (Бытовое самообслуживание. 1001 способ с удовольствием мыть посуду) |
|
5 кл. |
За компанию и жид удавился (Собрание - диспут «Субботник – труд или наказание)» |
|
6 кл. |
Если долго мучиться, что – нибудь получится (Творческий характер труда) |
|
7 кл. |
Терпенье и труд, все перетрут (Законы детского труда) |
|
8 кл. |
Соловья баснями не кормят (Стимулы детской трудовой деятельности) |
|
9 кл. |
Сделал дело, гуляй смело (Дисциплина труда) |
|
10 кл |
Пилось бы да елось, да еще хотелось (Кулинарные рецепты) |
|
|
11 кл |
Дома и солома съедома (Культура семейного обеда) |
Апрель |
Здоровье всего дороже |
|
|
1 кл |
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир (Н.И. Пирогов) (Душевное здоровье ребенка) |
2 кл |
Здоровому все здорово (Домашняя переменка) |
|
3 кл |
Спорт – это здорово! |
|
4 кл |
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится (Четыре закона здорового питания) |
|
5 кл |
Быстрого и ловкого болезнь не догонит (Школа безопасности в школе и дома) |
|
6 кл |
В гостях хорошо, а дома лучше (Школа безопасности в походе) |
|
7 кл |
День придет – заботу принесет (С чего лучше начинать трудовой день) |
|
8 кл |
Супружество должно сражаться со всепожирающим чудовищем – привычкой (Привычки и здоровье) |
|
9 кл |
Ум да здоровье дороже всего (Шпаргалка для родителей) |
|
10–11 кл |
На болячку не молись, а лечись (Семейный доктор) |
|
Май |
Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь |
|
|
1 кл |
С тобой разговориться, что меду напиться (Общаться – это так легко) |
2 кл |
Дал бог и немому речь (Наша мимика, наши жесты) |
|
3 кл |
Умную речь хорошо и слушать (Родительский час общения) |
|
4 кл |
Язык разум открывает (Помощь детям с нарушениями в общении) |
|
5 кл |
То же слово, да не так бы молвить (Умеем ли мы общаться?) |
|
6 кл |
Не торопись отвечать, торопись слушать (Умеем ли мы слушать и слышать?) |
|
7 кл |
Добрая речь, что в избе есть печь (Комплимент и похвальное слово) |
|
8 кл |
Не позволяй душе лениться (Искусство общения. Включение душевного зрения, элементы тренинга). |
|
9 кл |
Понимание – это улица с двусторонним движением (Элеонора Рузвельт) («Трудные люди» и общение с ними) |
|
10 кл |
Не много говорит, да много мыслит (Деловая речь и компьютер) |
|
11 кл |
Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток (Бесконфликтное общение между юношами и девушками) |
Литература:
- Фалькович А.Т. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / А.Т. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за знание, 2005. – 237 с.
- Богатенко В.Д. Организация летнего отдыха и труда школьников: итоги и перспективы [Текст] / В.Д Богатенко, Г.В. Гаврилова.– Кемерово, 2002. – 145 с.
- Микляева А. Я – подросток. Я среди других людей [Текст] / Анастасия Микляева. Программа уроков психологии. Часть 3. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 119 с.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки [Текст] / Г.Г. Кулинич. – М.: ВЕКО, 2008.
- Кирилл и Мефодий Большая энциклопедия [Электронный ресурс] / Кирилл и Мефодий, 2006, 2007
- Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] / 2005. – № 6.
- Вестник образования России, 2002. – № 23
- Даль В. Пословицы русского народа [Текст] / В.Даль. Сборник в двух томах. – М.: Художественная литература, 1998.
- Даль В. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / В Даль. – М.: «Просвещение», 1980.
Список книг по месяцам и классам см. в Приложении.