Программа: традиционная, Л.Ф.Климанова (УМК “Школа России”)
Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”
Задачи урока:
Познавательный аспект
- познакомить с особенностями сказа как литературного жанра;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- формировать познавательную мотивацию на основе творчества П.П.Бажова.
Развивающий аспект
- совершенствовать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения;
- развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
Воспитательный (мировоззренческий) аспект
- воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения;
- формировать самооценку каждого ученика;
- обогащать чувственный опыт ребенка.
Основная идея урока
Сказы П.П.Бажова были и остаются лучшим и главным по значимости в воспитании духовно-нравственных знаний, рождающих тонкие переживания маленького читателя. Литература дает нам возможность пережить с героями произведения события и стать духовно богаче, мудрее.
Дидактические средства и материалы
- Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (4 класс) Л.Ф. Климановой.
- Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”.
- Презентация.
- Экран, проектор для презентации.
- Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов.
- Листы А3 (для работы в группах).
План урока
№ п/п | Этапы урока | Хронометраж |
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Мотивационно-ориентированная часть: Актуализация знаний Постановка учебной задачи |
6 мин. 5мин. 1 мин. |
3. | Содержательная часть Введение термина Групповая работа Обобщение Просмотр эпизода мультипликационного фильма |
31 мин. 4мин. 12мин. 10мин. 5 мин. |
4. | Рефлексивно-оценочная часть Рефлексия Домашнее задание |
6 мин. 4 мин. 2 мин. |
5. | Итог урока | 1 мин. |
Ход урока
1 .Организационный момент (спокойно)
- Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.
Садитесь на свои места.
2. Мотивационно-ориентировочная часть
Актуализация знаний
- На прошлом уроке вы познакомились с удивительным уральским сказочником Павлом Петровичем Бажовым.
(Слайд 1. Портрет писателя.)
- Что вы запомнили о его жизни? Выполните тест.
(Слайд 2. Тестовое задание.)
(Взаимопроверка.)
Постановка учебной задачи
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о произведении “Серебряное копытце”, выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.
На доске появляются задачи урока: Жанровые особенности произведения. Идея произведения.
3. Содержательная часть
Введение понятия.
- Дома вы еще раз перечитали текст. Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение? Чтобы правильно ответить на вопрос, вспомните эпические жанры литературы.
(Слайд 3. Эпические жанры литературы.)
(Необходимо следить за тем, чтобы высказывания детей были обоснованными.)
- Да, “Серебряное копытце” - это сказ. Вы познакомились с определением сказа, взятого из литературного словаря, а также с особенностями этого жанра. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Работа в группах
(Каждая группа получает задание. Во время работы дети обсуждают выполнение заданий, результаты фиксируют на доске на отдельных листах – ватманах.)
1 группа.
- Задание: Дайте характеристику герою – рассказчику (опираясь на текст). Выясните отношение героя – рассказчика к главным героям произведения.
2 группа.
- Задание: Какими качествами обладала Даренка (опираясь на текст). Как вы думаете, могла ли учиться такая девочка, как Даренка, в вашем классе?
3группа.
- Задание: Какими качествами обладал Кокованя (опираясь на текст). Как вы думаете, можно ли встретить такого человека, как Кокованя, в настоящее время?
4 группа.
- Какую роль играла Муренка в сказе? Зачитай описание козлика. Это реальные или сказочные герои? Докажите. Почему Муренка ушла вместе с Серебряным копытцем?
5 группа.
- Задание: Поработайте с дополнительной литературой. Какая легенда лежит в основе сказа? Попробуйте нарисовать фантастический образ. Поделитесь информацией о Коковане, прочитанной в мифологическом словаре.
Обсуждение
- Итак, время работы в группах вышло, переходим к обсуждению.
- Ребята 2 и 3 групп характеризовали главных героев произведения. Скажите, есть ли общие качества?
(Да, оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).
- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка?
(Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)
- Спасибо. Ребята 1 группы представляли героя-рассказчика. Поделитесь своими наблюдениями.
(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)
- Спасибо. Ребята, только что вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ. Но что отличает “Серебряное копытце” от рассказа?
(Реальный мир сочетается с фантастическим).
- Одна из особенностей жанра сказа – это опора на народные предания и легенды. Слушаем выступление ребят 5 группы.
(Да, Серебряное копытце – это фантастический образ. По Уральской легенде, действительно ходил по Уралу такой “серебряный олень” - хранитель богатства, и его разновидности –“лось – золотые рога”, “козел – серебряное копытце”.
И еще, оказывается на Урале был такой рабочий – опытный бывалый горщик, тот, кто умеет “видеть нутро земли, и находить “знаки земных сокровищ. Как раз, Кокованя – опытный рудознатец.)
- Ребята 4 группы расскажут нам о фантастических героях сказа.
(Сказочный козлик – Серебряное копытце, появился на глазах у Даренки и Коковани, как нам кажется, потому что они ждали чуда. Даренка ждала этой встречи, ей было любопытно. Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
Просмотр эпизода мультипликационного фильма
- Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.
После просмотра.
-Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?
(Кажется, в глазах у Даренки было счастье, что она увидела этого козлика. И Кокованя был удивлен, что действительно козлик-то есть. Они не побежали собирать драгоценные камни - в этом их бескорыстие и простота души).
Обобщение
- Давайте подведем итог работе. Что вы узнали о сказе как литературном жанре? А вам хотелось бы еще прочитать сказы П.Бажова?
- А вы догадались, почему чудо произошло с главными героями?
- Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.
- Выберите предложение, в котором заключена идея этого произведения?
(Слайд 4: Высказывания.)
- Возьмите “зеленые камешки” и напишите одно самое точное слово, которое связано с “Серебряным копытцем”. Я тоже напишу.
(Дети прикрепляют камешки к доске.
4. Рефлексивно-оценочная часть
Рефлексия
- Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то оранжевый.
Домашнее задание
- Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- Напишите эссе по этому произведению;
- Нарисуй рисунок к сказу;
- Составь кроссворд по тексту;
- Прочитать еще несколько сказов П.П.Бажова.
5. Итог урока
- А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: “С добрым жить хорошо. А в добре хорошо жить”. Я хотела бы вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:
Я сегодня довольна тобой!
Ты был очень внимательным!
Спасибо за работу!
Будь активнее!
Ты очень хорошо отвечал!
Старайся!
Поднимай чаще руку!
Твои ответы мне помогли!
- Спасибо за урок.