Элективный курс "Развитие капитализма в сельском хозяйстве в пореформенное время" по книге А.Н. Энгельгардта "Из деревни. 12 писем"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Средняя школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.

Различия между существующими ступенями исторического образования должны носить не количественный, а качественный характер,  что подразумевает изменения вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую, и ценностную составляющую образования.

Данный элективный курс может быть адресован  учащимся гуманитарного профиля, и  позволяет углубить содержание базового курса 10 класса общеобразовательной школы.

Особенность данного элективного курса в том, что он основан на изучении подлинных документов той эпохи – записках непосредственного свидетеля и участника тех событий, которые происходили в русской деревне в 70-80-е годы Х1Х века.

Цели курса:

  1. Создать условия для развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
  2. Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях и проблемах общественно-политического и социально-экономического развития России во второй половине Х1Х века.
  3. Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории.
  4. Воспитывать патриотизм, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
  • рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
  • приобретать опыт ведения диалога, дискуссии;
  • совершенствовать навыки работы с историческим источником.

Элективный курс рассчитан на 17 часов.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Кол-во часов

Формы проведения

1

Введение. А.Н.Энгельгардт. Биография.

1

Лекция

2

Причины переезда в Батищево.

2

Лекция

Практикум

3

Начало новой жизни. Усадьба А.Н.Энгельгардта

2

Лекция

Практикум

4

Помещичье хозяйство после реформы 1861 года.

2

Практикум

5

Крестьянское хозяйство после реформы 1861 года.

2

Практикум

6

Жизнь и быт крестьянства. Роль земств в жизни крестьян.

4

Лекция

Практикум

7

Пути развития помещичьего хозяйства. Советы интеллигенту, желающему работать на земле.

2

Дискуссия

Практикум

8

«Счастливый уголок». Несостоятельность народнических мечтаний.

2

Лекция

Практикум

9

Итого

17

 

Содержание программы

Тема 1. Введение. А.Н. Энгельгардт. Биография. (1 час)

Детство. Учеба в Михайловском артиллерийском училище. Преподавание в Земледельческом институте. Создание Русского химического общества. Опыты с фосфоритной мукой.

Тема 2. Причины переезда в Батищево. (2 часа)

Арест А.Н.Энгельгардта. Выдворение из Петербурга «…избрать себе место жительства внутри империи за исключением столиц, столичных городов и губерний, где находятся университеты». Переезд в свое имение Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии.

Тема 3. Начало новой жизни. Усадьба А.Н.Энгельгардта. (2 часа)

Как встретило имение своего хозяина. Описание одного деревенского  дня. Разница между жизнью в деревне и в Петербурге.

Тема 4. Помещичье хозяйство после реформы 1861 года. (2 часа)

Причина запущенного состояния хозяйства. Сложность перевода хозяйства на капиталистические рельсы. Что дала реформа помещикам. Помещичье хозяйство – тормоз развития страны.

Тема 5. Крестьянское хозяйство после реформы 1861 года. (2 часа)

Тяжелое положение крестьян после реформы. Малоземелье. Голод. Сохранение крепостнических пережитков – оброка (издольщина) и барщины (отработки). Развитие капитализма в деревне. «Раскрестьянивание».

Тема 6. Жизнь и быт крестьянства. Роль земств в жизни крестьян. (4 часа)

Организация медицинской помощи в деревнях. «Мужицкие школы». Хождение в «кусочки». «Пушной хлеб». Бабий труд и бабий сундук. «Прочная»  и «легкая» пища. Отрезки и выгоны. Нужны ли мужику земства?

Тема 7. Пути развития помещичьего хозяйства. (2 часа)

Помещичье хозяйство – тормоз развития страны. Будущее за крестьянами – собственниками земли, которые работают  сообща. Разработка проекта интеллигентной артели.

Тема 8. «Счастливый уголок». Несостоятельность народнических мечтаний. (2 часа)

Просветительская работа в деревне. Батищево – школа для интеллигентной молодежи, желавшей научиться ведению сельского хозяйства.  Ученики и последователи. Крах мечты об «интеллигентном мужике».

Используемая литература:

  1. А.А.Левандовский. История России ХVIII–ХIХ веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.- «Просвещение», 2007
  2. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России ХVIII–ХIХ века. Часть 2. М.- «Русское слово», 2006
  3. А.Н.Энгельгардт. «Из деревни. 12 писем» 1872–1887 гг. М.- Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1960