Пояснительная записка
Средняя школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.
Различия между существующими ступенями исторического образования должны носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает изменения вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую, и ценностную составляющую образования.
Данный элективный курс может быть адресован учащимся гуманитарного профиля, и позволяет углубить содержание базового курса 10 класса общеобразовательной школы.
Особенность данного элективного курса в том, что он основан на изучении подлинных документов той эпохи – записках непосредственного свидетеля и участника тех событий, которые происходили в русской деревне в 70-80-е годы Х1Х века.
Цели курса:
- Создать условия для развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
- Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях и проблемах общественно-политического и социально-экономического развития России во второй половине Х1Х века.
- Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории.
- Воспитывать патриотизм, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- приобретать опыт ведения диалога, дискуссии;
- совершенствовать навыки работы с историческим источником.
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
Формы проведения |
1 |
Введение. А.Н.Энгельгардт. Биография. |
1 |
Лекция |
2 |
Причины переезда в Батищево. |
2 |
Лекция Практикум |
3 |
Начало новой жизни. Усадьба А.Н.Энгельгардта |
2 |
Лекция Практикум |
4 |
Помещичье хозяйство после реформы 1861 года. |
2 |
Практикум |
5 |
Крестьянское хозяйство после реформы 1861 года. |
2 |
Практикум |
6 |
Жизнь и быт крестьянства. Роль земств в жизни крестьян. |
4 |
Лекция Практикум |
7 |
Пути развития помещичьего хозяйства. Советы интеллигенту, желающему работать на земле. |
2 |
Дискуссия Практикум |
8 |
«Счастливый уголок». Несостоятельность народнических мечтаний. |
2 |
Лекция Практикум |
9 |
Итого |
17 |
|
Содержание программы
Тема 1. Введение. А.Н. Энгельгардт. Биография. (1 час)
Детство. Учеба в Михайловском артиллерийском училище. Преподавание в Земледельческом институте. Создание Русского химического общества. Опыты с фосфоритной мукой.
Тема 2. Причины переезда в Батищево. (2 часа)
Арест А.Н.Энгельгардта. Выдворение из Петербурга «…избрать себе место жительства внутри империи за исключением столиц, столичных городов и губерний, где находятся университеты». Переезд в свое имение Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии.
Тема 3. Начало новой жизни. Усадьба А.Н.Энгельгардта. (2 часа)
Как встретило имение своего хозяина. Описание одного деревенского дня. Разница между жизнью в деревне и в Петербурге.
Тема 4. Помещичье хозяйство после реформы 1861 года. (2 часа)
Причина запущенного состояния хозяйства. Сложность перевода хозяйства на капиталистические рельсы. Что дала реформа помещикам. Помещичье хозяйство – тормоз развития страны.
Тема 5. Крестьянское хозяйство после реформы 1861 года. (2 часа)
Тяжелое положение крестьян после реформы. Малоземелье. Голод. Сохранение крепостнических пережитков – оброка (издольщина) и барщины (отработки). Развитие капитализма в деревне. «Раскрестьянивание».
Тема 6. Жизнь и быт крестьянства. Роль земств в жизни крестьян. (4 часа)
Организация медицинской помощи в деревнях. «Мужицкие школы». Хождение в «кусочки». «Пушной хлеб». Бабий труд и бабий сундук. «Прочная» и «легкая» пища. Отрезки и выгоны. Нужны ли мужику земства?
Тема 7. Пути развития помещичьего хозяйства. (2 часа)
Помещичье хозяйство – тормоз развития страны. Будущее за крестьянами – собственниками земли, которые работают сообща. Разработка проекта интеллигентной артели.
Тема 8. «Счастливый уголок». Несостоятельность народнических мечтаний. (2 часа)
Просветительская работа в деревне. Батищево – школа для интеллигентной молодежи, желавшей научиться ведению сельского хозяйства. Ученики и последователи. Крах мечты об «интеллигентном мужике».
Используемая литература:
- А.А.Левандовский. История России ХVIII–ХIХ веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.- «Просвещение», 2007
- А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России ХVIII–ХIХ века. Часть 2. М.- «Русское слово», 2006
- А.Н.Энгельгардт. «Из деревни. 12 писем» 1872–1887 гг. М.- Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1960