Тема урока: «Радиация вокруг нас».
Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
- Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.
- Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: проблемная лекция.
Учебные вопросы:
- Ионизирующее излучение и его виды.
- Источники излучений (естественные и искусственные).
- Внутреннее и внешнее облучение организма.
- Нормы радиационной безопасности человека.
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.
План урока:
- Организационный момент. 3 мин
- Целеполагание и мотивация. 3 мин
- Актуализация. 20 мин
Динамическая пауза. 1 мин
- Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин
- Первичное закрепление учебного материала. 7 мин
- Информация о домашнем задании. 4 мин
- Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.
Учитель: Мы живем рядом с очень молодым и красивым городом Балаково. На въезде в город нас встречает вывеска «Балаково – город энергетиков, химиков и строителей» (слайд № 2). Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.
Ученики: Предприятия – ОАО «Мясокомбинат «Балаковский», ЗАО «Молоко Поволжья», Химволокно, ООО «БМУ», ОАО «Балаковорезинотехника», водоочистная станция (ВОС) МУП «Балаково-Водоканал». АХОВ – хлор, аммиак, ртуть, сероводород.
2. Целеполагание и мотивация (3 мин)
Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему город Балаково называют «энергетическим»?
Ученики. У нас есть три электростанции: ТЭЦ, ГЭС и АЭС (слайд № 3).
Учитель. Откуда берется энергия на этих электростанциях?
Ученики. Тепло, вода, атомная энергия.
Учитель. Да, действительно турбины вращаются паром, водой, вырабатывая электрический ток (слайд № 4). А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».
3. Актуализация знаний и умений (20 мин)
Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде (слайд № 5):
- Ионизирующее излучение и его виды.
- Источники излучений (естественные и искусственные).
- Внутреннее и внешнее облучение организма.
- Нормы радиационной безопасности человека.
Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это – радиация (слайд № 6).
Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).
(слайд № 7).
Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.
1) Ионизирующее излучение и его виды.
Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.
Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).
С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 8, 9).
Учитель. «Ученый-химик» даст нам информацию об этом явлении.
Ученик-химик. Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 10).
Учитель. Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани (слайд № 11).
Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.
Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.
Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд № 12). А дозу облучения в бэр.
Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.
2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 13).
Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно (Приложение 2).
Схема 1
Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.
Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
3) Внешнее и внутреннее облучение человека.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).
Схема 2
Доза излучения – Р (рентген)
Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р
От 4 до 12 мкР/ч |
Естественный радиационный фон |
30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр) |
Годовая доза облучения |
500 мбэр |
Допустимое облучение за год |
Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».
4) Нормы радиационной безопасности человека.
Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды № 15, 16).
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.
Динамическая пауза (1 мин)
И.п. – стоя.
- Давайте посмотри вокруг – видна ли радиация? (вращение головой).
- Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).
- Где радиация выше – в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед – достать руками пол).
- Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).
4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)
Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.
Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?
Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.
5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)
Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 17).
- Какие виды излучения вы теперь знаете?
- Какое из них самое опасное?
- В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?
- Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
- Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?
- Какова годовая доза естественного облучения?
Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.
6. Информация о домашнем задании. (4 мин)
Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд № 19):
- Вы ознакомитесь с § 4.1. учебника, а затем прочтете лекцию своим домашним, чтобы они также имели представление о радиации.
- Составьте кроссворд или ребус из опорных слов (не менее 10), которые есть на ваших схемах. Данное задание является дополнительным и выполняется теми, кто хочет получить более высокую оценку.
В нашем кабинете есть выставка с подборкой материала на эту тему. Просмотрите ее внимательно, так как мы в течение 7 уроков будем изучать тему радиационной безопасности, а по окончании изучения напишем контрольную работу.
7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в 30-километровой зоне Балаковской АЭС. Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.
ИГРОВОЙ МОМЕНТ
На этом изучение закончено. Оценки выставлены. А теперь поиграем (слайд № 21).
Игра «Лови ошибку».
- Всем известно, что стюардессы очень красивы и молоды. Среди них нет пожилых женщин, так как они уходят на пенсию в 35 лет. Это связано с тем, что авиакомпании не хотят нанимать уже не молодых женщин.
Используемая литература:
- Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. М.: Дрофа, 2007.
- Латчук В.Н. ОБЖ. 8 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 1999.
- Чернышев Г.Я. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. М.: Военные знания, 2000.
- А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ 5-11 классы»).