Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 38 заданий по всем основным разделам школьного курса.
Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
В 2004-2005 учебном году Рязанская область участвовала в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, который проводился с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников Общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и средние специальные заведения.
Экзамен показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:
- ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
- Вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
- Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
- Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
- Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
- Орфографическую и пунктуационную грамотность;
- Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
- Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
- У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.
Но наряду с плюсами есть и минусы:
- ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
- Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на два учебных года: «Комплексный анализ текста» (10 класс) и «Подготовка к ЕГЭ»(11 класс). Например, такие как:
- Вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.
- У учащихся появляется возможность выбирать предметы, по которым им необходима усиленная подготовка. (То есть на элективные приходят ребята, заинтересованные в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком).
- Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.
- Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе).
- Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).
- Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 2 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.
Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на два учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 68 часов.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
- Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
- Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
- Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
- Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)
- Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
- Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
- Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Работа учащихся оценивается следующим образом:
- зачет
- незачет.
Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,
Лист контроля
Название темы |
Кол-во заданий |
Макс. балл |
Набран. баллы |
Оценка |
Фонетика |
10 |
10 |
8 |
Зачет |
Словообразование |
10 |
10 |
9 |
Зачет |
Итоговая тестовая работа |
29-8-10 |
29-8-10 |
23-5-6 |
Зачет |
Итог |
|
|
|
ЗАЧЕТ |
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
- Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
- Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
- Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2007 года и ЕГЭ–2009: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.
Рабочая тетрадь для учащихся.
При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:
- Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).
- Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).
Программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»
10 класс
Содержание курса.
- Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час.
- Что такое текст? Связь предложений в тексте – 1 час.
- Составление текста. Задания из части 1 (блок А)
- Стили текста: публицистический стиль –1 час.
- Стили текста: художественный стиль –1 час
- Типы текста – 1 час.
- Зачетная работа №1 – 1 час.
- Тема и основная мысль текста – 1 час.
- Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час.
- Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час.
- «Расшифровка» информации текста – 1 час. (Приложение 5)
- Зачетная работа №2 – 1 час.
- Роль вступления в сочинении-рассуждении – 2 часа. (Приложение 1)
- Роль заключения в сочинении-рассуждении – 2 часа.
- Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа. (Приложение 4)
- Комментируем основную проблему текста – 2 часа. (Приложение 2)
- Зачетная работа №3
- Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа.
- Общие средства выразительности – 1 час.
- Специальные средства выразительности – 1 час.
- Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа.
- Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час.
- Типы аргументации в изложении собственной позиции – 2 часа.
- Экспертная оценка сочинения – 1 час.
- Написание рецензии – 2 часа.
- Итоговая зачетная работа – 1 час.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
11 класс
Тематическое планирование.
- Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению). (Приложение 7)
- Речь. Последовательность расположения предложений в тексте. (Задания при микротексте).
- Фонетика. (Согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие).
- Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор).
- Орфография и морфология.
- Орфография и морфология
- Орфография и морфология.
- Орфография и морфология.
- Зачетная работа №1
- Синтаксис. (Синтаксическая характеристика предложения).
- Синтаксис. (Вводные слова и вставные конструкции).
- Пунктуация. (Знаки препинания при однородных членах с союзами).
- Пунктуация. (Знаки препинания в простом и сложном предложениях).
- Пунктуация. (Знаки препинания при обособленных членах предложения).
- Зачетная работа № 2
- Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы).
- Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы).
- Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
- Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
- Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
- Анализ изобразительно-выразительных средств.
- Анализ изобразительно-выразительных средств.
- Зачетная работа № 3
- Комплексный анализ художественного текста.
- Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
- Оценочные слова и речевые клише.
- Написание рецензии.(Часть С)
- Написание рецензии.(Часть С)
- Написание рецензии.(Часть С)
- Написание рецензии.(Часть С)
- Оформление бланков ЕГЭ. (Приложение 6)
- Тестовая работа.
- Тестовая работа.
- Резервный.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Листы контроля знаний учащихся для 10-11 классов см. в Приложении 3.