Цели:
1) обобщить и систематизировать знания;
2) развивать логическое мышление, вычислительные навыки;
3) воспитывать культуру устной и письменной речи
Методы: частично-поисковый
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Ход урока
I. Орг.момент.
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами проверим как вы усвоили изученную тему – выполним тест, затем вы мне покажите, как вы умеете решать задачи и завершим наш урок викториной. Разделимся на две группы. Выберите командиров. Первая группа идёт работать за компьютеры – отвечать на вопросы теста, вторая – работает за партами с тестом.
Для 1 группы <Приложение1>
Тест по теме «Начальные геометрические сведения» для 2 группы
1. Точка А делит отрезок ВС на два отрезка. ВС = 8 см, АС = 3 см. Тогда АВ будет равен:
1) 11 см;
2) 5 см;
3) 4 см;
4) 5,5 см.
2. Луч ОЕ делит угол СОВ на 2 угла. СОЕ = 16º57′, ВОЕ = 45º46′. Тогда СОВ равен:
1) 28º49′
2) 62º43′
3) 28º89′
4) 62º63′
3. Если луч ОМ проходит между сторонами угла АОВ, то:
1) АОМ +АОВ = МОВ
2) АОМ +МОВ = АОВ
3) АОВ + МОВ = МОА
4) АОМ = МОВ
4. Углы АОВ и ВОС – смежные, при этом угол АОВ больше угла ВОС в 4 раза. Тогда угол ВОС равен:
1) 36º
2) 144º
3) 135º
4) 45º
5. Луч ОF – биссектриса угла АОВ. АОВ = 62º. Тогда АОF равен:
1) 62º
2) 118º
3) 149º
4) 31º
6. Точки А, В, С лежат на одной прямой, причём АВ = 4 см, ВС = 7 см. Тогда АС будет равно:
1) 11 см
2) 3 см
3) 3 см и 11 см
4) нет правильного ответа
7. Углы АОВ и СОD являются вертикальными. Угол АОВ равен 138º. Тогда угол СОD будет равен:
1) нет правильного ответа
2) 69º
3) 42º
4) 138º
8. Из двух смежных углов один больше другого на 20º. Тогда больший из этих углов будет равен:
1) 100º
2) 160º
3) 80º
4) правильного ответа нет
9. Углы MNK и KNL являются смежными. Угол MNK равен 127º. Тогда угол KNL будет равен:
1) 63º
2) 53º
3) правильного ответа нет
4) 127º
10. Три прямые пересекаются в точке О. Тогда сумма углов 1, 2 и 3 будет равна:
1) 90º
2) 270º
3) 180º
4) нет правильного ответа
11. Градусная мера одного из смежных углов относится к градусной мере другого как 4 : 5. Найдите градусную меру меньшего угла.
1) 20º
2) нет правильного ответа
3) 80º
4) 100º
12. Могут ли совместиться при наложении угол АВС, равный 45º, и угол МРЕ, равный половине прямого угла?
1) нет
2) не знаю
3) да
4) сомневаюсь
13.Точки М и К лежат:
1) во внешней области угла
2) во внутренней области угла
3) на сторонах угла
4) нет правильного ответа
14. Прямая АВ перпендикулярна прямой СК, а прямая СК перпендикулярна прямой МР. Тогда прямые АВ и МР будут:
1) не пересекаться
2) пересекаться
3) иметь 2 точки пересечения
4) не знаю
15. Сколько отрезков изображено на рисунке.
1) 6
2) 8
3) нет правильного ответа
4) 10
16. Сколько лучей изображено на рисунке.
1) 6
2) 8
3) 7
4) нет правильного ответа
17. Сколько всего острых углов на рисунке.
1) 8
2) 6
3) 10
4) 7
18. На рисунке 1 = 48º, 2 = 3. Найдите 4.
1) 132º
2) 48º
3) 152º
4) нет правильного ответа
После выполнения тестов командиры групп выставляют оценки.
II. Решение задач в группах с последующей записью на доске их решения. Класс делится на 3 группы. Выбирается командир группы, который оценивает участие каждого в решении задач.
Задачи
1. Прямая АВ разбивает плоскость на две полуплоскости. Из точки О, принадлежащей прямой АВ, в разные полуплоскости проведены лучи ОС и ОD, причем угол АОD в 3 раза больше угла АОС. Найдите угол АОС, если ВОD = 126º.
2. Докажите, что сумма каждых пяти углов, не прилежащих один к другому и образуемых пятью прямыми, проходящими через одну точку, равна двум прямым углам
3. Докажите, что если биссектрисы углов АВС и СВD перпендикулярны, то точки А, В и D лежат на одной прямой.
На экране <Приложение2> («Задачи по геометрии». Методические разработки Савченко Е.М.).
Учащиеся решают данные задачи в группах. К доске выходит один человек от группы, который делает запись на доске, объясняя решения всему классу.
Учащиеся оценены командирами групп.
III Викторина.
На экране выводятся вопросы викторины. <Приложение3> Учащиеся отвечают
Викторина
1. Что означает слово «геометрия»?
2 Кто объясняет происхождение термина «геометрия» так: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие развития реки Нила, постоянно смывающего границы»?
3. Где были высечены слова: «Да не войдёт сюда не знающий геометрии»?
4. Кем был написан первый учебник геометрии?
5. От какого слова образовано слово «точка» и что означает?
6. От какого слова возник термин «линия»?
7. Кто основал одну из прекраснейших наук – геометрию?
8. Единицы измерения углов.
9. Инструменты для измерения углов.
10. Как измеряют углы на местности?
11. Что в переводе означает термин «планиметрия»?
Ответы
1. Геометрия – греческое слово, означает «землемерие».
2. Евдем Родосский в IV веке до н.э.
3. В Древней Греции на воротах академии.
4. Древнегреческим учёным Евклидом в III веке до н.э.
5. Слово «точка» образовано от глагола «ткнуть» и означает результат дотрагивания остриём карандаша.
6. Термин «линия» возник от латинского linum – «лён, льняная нить»
7. Великий учёный Фалес Милетский.
8. Градус, минута, секунда.
9. Астролябия, теодолит
10. Для измерения углов можно воспользоваться линейкой с миллиметровыми делениями. Если держать линейку перед собой на расстоянии 50 см, то одному миллиметру на шкале линейки соответствует угол 0-02 (две тысячных). Отсюда легко определить угловую величину для любых отрезков. Например, для отрезка в 0,5 см угловая величина будет 10 тысячных (0-10), для отрезка в 1 см-20 тысячных (0-20) и т.д.
В поле зрения бинокля имеются две взаимно перпендикулярные угломерные шкалы . Одна из них служит для измерения горизонтальных углов, другая - для измерения вертикальных. Величина одного большого деления соответствует 0-10 (десяти тысячным), а величина малого деления соответствует 0-05 (пяти тысячным).
Измерение углов с помощью компаса осуществляется следующим образом. Вначале мушку визирного устройства компаса устанавливают на нулевой отсчет шкалы. Затем поворотом компаса в горизонтальной плоскости совмещают через целик и мушку линию визирования с направлением 0,001=3,6 градуса на левый предмет (ориентир). После этого, не меняя положения компаса, визирное устройство переводят в направление на правый предмет и снимают по шкале отсчет, который будет соответствовать величине измеряемого угла в градусах. При измерении угла в тысячных линию визирования совмещают сначала с направлением на правый предмет (ориентир), так как счет тысячных возрастает против хода часовой стрелки.
11. Планиметрия в переводе «планум» - плоскость, «метрио» - измеряю
12. Для провешивания, т. е. проведения прямых линий на земле, пользуются вехами. Вехи — это колья, заострённые с одной стороны. Обыкновенно вехи бывают длиной в 1,5 — 2 м. Для лучшей видимости вехи закрашивают в два цвета (чаще всего в красный и белый). Слово «провешивание» образовалось от слова "веха". Если нужно провешить прямую линию между двумя точками А и В, положение которых дано, то сначала в этих точках ставятся вехи; затем между ними устанавливается промежуточная веха С так, чтобы вехи А и С закрывали веху В. Если расстояние от точки А до точки В большое, то приходится ставить ещё вехи между точками A и С и между С и В. Вообще при провешивании прямой линии на ровной поверхности земли необходимо, чтобы расстояние между вехами было от 50 до 100 м, а на холмистой от 10 до 50 м. Иногда приходится провешить прямую линию, направление которой задано двумя вехами, поставленными в точках А и В. В этом случае прямая линия продолжается в нужном направлении за веху В так, чтобы следующую веху С закрывали вехи А и В. Затем ставятся следующие вехи так, чтобы их закрывали две ранее поставленные вехи. Необходимо, чтобы все вехи стояли вертикально. Правильность вертикального направления проверяется с помощью отвеса. Отвес — это шнур, на конце которого имеется небольшой груз
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать сочинение о том, какие единицы измерения углов и расстояний использовали жители нашей области