"Все о причастии". Обобщающий урок русского языка в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Лексическая тема: красота русской природы.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний и умений по теме;
  • закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и выделения их интонацией и знаками препинания;
  • знакомство с особенностями стилистического использования причастий в тексте;
  • воспитание чувства красоты к природе;
  • знакомство с творчеством И.И. Шишкина.

Оборудование:

  • картины И.И.Шишкина,
  • таблицы,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим наши с вами знания по теме "Причастие". Мы вспомним и закрепим образование и правописание причастий; закрепим наши умения по выявлению и обособлению причастий и причастных оборотов в предложении; понаблюдаем, с какой целью используются причастия в текстах; познакомимся с замечательными картинами гениального русского художника И.И. Шишкина.

1. Презентация.

1. Причастие - это "часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". (определение дано на интерактивной доске). Такое емкое и интересное определение причастию дал В.И.Даль. (слайд № 1) Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его.

2. Заполнив таблицу "Морфологические признаки причастий", (слайд № 2) мы доведем свой ответ до конца (1 ученик заполняет таблицу на интерактивной доске). В это время я прошу открыть тетради и записать число, "классная работа", а также даю задание классу выполнить задание №1 в карточках: 1) Подберите однокоренные причастия к данным прилагательным: темный, зеленый, молчаливый, шумный, цветочный; 2) образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов: нарисовать, показать, изобразить, создать; 3) составьте словосочетания "прич + сущ" на тему: "Жизнь леса" (разноуровневые задания).

Назовите причастия, словосочетания, записанные вами в тетрадь.

Проверим таблицу, заполненную :.

Ребята подготовили сказку о причастиях, которую они сейчас расскажут.

Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие, как часть речи"? Какие значения имеет предложение И никакого вам будущего! В роли какой части речи во втором варианте выступает причастие будущего? (слайд № 3)

2. Перекрестный обмен вопросами.

- Как не ошибиться в написании окончаний причастий?

- Что обозначают действительные причастия?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени? (от основы глагола наст времени несовершенного вида)

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? (от основы инфинитива, причем гласная перед-ть сохраняется).

- Что обозначают страдательные причастия?

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы переходного глагола наст времени несовершенного вида).

- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? (от основы неопределенной формы переходного глагола).

- Как не запутаться суффиксах действительных причастий настоящего времени?

- Как не запутаться суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

- Сколько Н пишется в суффиксе кратких страдательных причастий?

- Образуйте причастие будущего времени от глагола нарисовать.( причастия имеют формы наст. и прош. времен. Форму будущего времени причастия не имеют).

- Можно ли образовать страдательное причастие от непереходного глагола? (нет, т.к. непереходный глагол не предполагает наличие объекта, на которое направлено действие).

- Можно ли образовать действительное или страдательное причастие настоящего времени от глаголов совершенного вида? (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени).

- Как отличить страдательное причастие от отглагольного прилагательного? (наличие приставки (кроме НЕ-) или зависимых слов, также НН пишется в причастии без приставки и завис слов совершенного вида).

- Какие морфологические признаки определяем у причастия? (дейст. или страд., время, вид, полн или кратк., падеж, число, род).

- образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать (искомый), есть (едомый), вести (ведомый)зависеть (зависимый), шить (?), жевать (?) (слайд № 4)

3. Работа с текстом. (слайд № 5)

1. Вашему вниманию представлен текст (на интерактивной доске).

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

2. Анализ текста.

Можно ли данное сообщение назвать текстом? (это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)

Какова тема данного текста? (в тексте говорится о творчестве И. Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).

Над какими вопросами рассуждает автор текста?

Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)

Определите тип текста и его стиль. (Это текст - повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).

Краткое сообщение учителя о Шишкине. Показ картин художника. (слайд № 6 -12)

3. Работа с причастиями.

Найдите в тексте причастия и запишите их в тетрадь.(слова на доске, слайд № 13)

Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их.

Какая морфема помогла вам в характеристике причастий? (суффикс)

Заполните таблицу "Суффиксы причастий" (1 ученик заполняет таблицу на интерактивной доске). (слайд № 14) / Выполним морфемный разбор данных причастий (по заданию №2 карточки)

Проверим таблицу :.

Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. (на инт. доске правильные ответы) (слайд № 15)

Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?

Объясните постановку запятых в предложениях текста. (слайд № 16)

4. Повторение пунктуации и орфографии.

1. В ваших карточках даны предложения с причастными оборотами. Прочтите их, расставьте, где это необходимо, запятые, подчеркните определения, выраженные причастием или причастным оборотом. ( 2)..Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбле:ого в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревц.., в наш русский лес и полевые р..внины. 3). Как-то во время грозы Иван Иванович восхище:о произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающ: капель". 1).Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрыт: ромашкой. Иван Иванович тоже стоял у края поля и (не) отрывал глаз от ликующих цветов.

Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. (слайд № 17)

2. Работа по орфографии (работа выполняется на интерактивной доске, слайд 18-19)

В расстилающемся тумане, невиданную красоту, по нехоженой тропинке, озаренные лучами, нечаянная радость, у дремлющего леса, на некошеном лугу, обожженные солнцем, не потревоженная человеком природа, нетронутые леса, окруженная соснами, в колосящейся ржи, резвящимся медвежатам, созданное художником произведение, незабываемое впечатление, еще не закрытое тучей небо, не остывшая от зноя, незавершенный пейзаж, растаявший в утренней дымке, наполненный тишиной.

5. Стилистическая роль причастий.

1) Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий. Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники:.

Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Учитель: Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля:высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

а)

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

б)

Послал в Россию Человека,
каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну. (слайд № 20)
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

Ученик 2. Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.

а)

Он видит: он еще любим; (слайд № 21)
Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

б)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Учитель:

Или сравните: Обобщающий урок позволит учителю выяснить, насколько успешно достигнуты цели изучения темы. Причастия обобщающий, достигнуты. Заменим причастия на синонимичные выражения. Урок, который содержит обобщение по пройденной теме, позволяет учителю выяснить, насколько успешно он смог достигнуть цели изучения темы. (слайд № 22)

Ученик 3: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан. (слайд № 23)

Учитель: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Не даром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

а)

Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор:

б)

Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя. (Пушкин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова). (слайд № 24)

2) Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картин И.И.Шишкина. У каждого из вас свое творческое задание и своя картина. Задание дано на карточке. Прочтите его и выполните. ( Разноуровневые задания: 1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом; 2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом; 3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож); 4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)".

3) Проверка выполненных работ.

6. Выводы по уроку. Домашнее задание ( составить словосочетания, предложения по картине И.И. Шишкина "Цветы на опушке", подготовиться к сочинению - описанию картины). Подведение итогов.

Приложение.

 Использованная литература.

1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г - №3.

2. И.Д. Савчук. Об уроках-зачетах и методике их проведения. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - №7.

3. Н.С.Балак. Использование лингвистического текста при изучении причастия. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.

4. И.Ю. Гац. Изучение обособления определений с помощью компьютера. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1.

5. Г.М. Иваницкая. Обобщающие таблицы по языку. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г - № 6.

6. Львов В.В. Ориентировачное планирование по русскому языку для 6 класса по учебному пособию под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта на 1998/99 учебный год. // Русский язык в школе, 1998 г - №6.

7. А.А.Губарева. "Путешествие в город Причастинск". //Русский язык в школе и дома, 2006 г. - № 6.

8. Л.И. Коновалова, Г.Г. Ахметзянова. Причастие в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина. // Русский глагол (функционирование и развитие). - Казань, 1989 г.

9. А.Р. Хабибуллина. Предложения с обособленными членами. // На пути формирования конкурентоспособных знаний. - Казань, 2007 г.

10. Л.З. Шакирова, Л.С. Андреева. Русская речь. - Казань, 1993 г.

11. Евграф Кончин. Как рождается музей. - Москва, 1998 г.

12. Государственная Третьяковская галерея. (PC CD-ROM), - Москва, 2004 г.