В конце ХХ века на одно из первых по значимости
мест выдвинулась проблема усиления
экологической грамотности каждого жителя
планеты Земля. Раньше, когда количество
населения было сравнительно небольшим, и каждый
человек находился в постоянном непосредственном
контакте с природой, экологические законы
усваивались людьми в их обыденной жизни. Во
второй половине ХХ века, когда особенно резко
усилились процессы урбанизации, основная масса
людей сосредоточилась в городах и потеряла связь
с природой. В итоге изменилось их поведение: они
стали брать от природы все, что им казалось
необходимым, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения
является тот факт, что каждый человек не
«чувствует» природы, не контактирует с ней.
Она стала для него отвлеченным словом, не
наполненным конкретным содержанием. Чем глубже
изучаются экологические законы учеными-
теоретиками, чем сложнее становятся открываемые
ими связи в природе, тем труднее воспринимаются
эти законы рядовыми членами общества.
Отгородившись от природы, стенами многоэтажных
домов, они не имеют возможности увидеть
проявление этих законов в своей обыденной жизни.
Все сказанное диктует необходимость усиления
внимания к природе в образовательных
учреждениях любого уровня. Она должна стать для
любого человека родной, знакомой и понятной. В
условиях урбанизации единственным выходом из
создавшегося положения является организация в
каждом образовательном учреждении
соответствующей развивающей среды, в которой
находился бы человек с самого раннего детства. В
этой среде он должен не просто жить, но наблюдать
за явлениями и событиями, происходящими в ней,
задавать природе вопросы и получать на них
ответы.
В нашей школе в начальных классах был введен
предмет «Экология». Мне стало интересно, как
маленькие дети могут заниматься такой серьезной
наукой.
Младший школьный возраст является наиболее
благоприятным периодом для формирования основ
экологической культуры, так как в этот период
развития ребенка интенсивно формируются
свойства и качества личности, которые определяют
ее сущность в будущем.
Для учащихся начальных классов наиболее
значимыми видами деятельности признаются
игровая и учебная, причем в младшем школьном
возрасте происходит переход от игровой к учебной
деятельности.
И поэтому я решила придумать и провести
экологическую игру для учеников начальной школы.
Мне показалась наиболее интересной та игра, в
которой ученики не сидят на месте, а все время
двигаются, так как дети их возраста не могут
долго оставаться без движения. Прототипом этой
игры послужила телеигра «Форт Боярд».
Проект был выполнен ученицей 10 класса на двух
языках – русском и английском и представлен на
школьной конференции научного общества
учащихся.
Занятия по экологии помогают подвести младших
школьников к пониманию того, что от состояния
окружающей среды зависит состояние физического
и духовного здоровья человека, а поэтому
оберегать эстетические, экологические и
санитарно-гигиенические качества окружающей
среды – значит, заботиться о духовном и
физическом здоровье человека, его нормальной
жизнедеятельности.
Сценарий игры для 3-4 классов «Экологическое путешествие»
Цели:
- показать значимость природы в нашей жизни;
- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.
Задачи игры:
- Способствовать формированию межличностных отношений в группе, стремлению детей помогать друг другу и природе.
- Воспитывать у учащихся экологическую культуру.
- Развивать познавательный интерес учеников.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы:
- Исследовательский;
- частично-поисковый.
ХОД ИГРЫ
Участвуют 4 команды – 3а, 3б, 4а, 4б кл.
Каждой команде выдается путевой лист со схемой
движения по станциям.
На каждой станции команда должна выполнить
практическое задание и ответить на
теоретические вопросы. Остановка на каждой
станции занимает не более 7 минут. За каждый
правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
Выполнение практического задания оценивается по
семибальной шкале.
Старшие спрашивают, младшие отвечают
Станция «Цветочная»
Практическое задание: участники по очереди прыгают через скакалку и на каждом ее обороте называют какое-нибудь растение (задача дольше проскакать и вспомнить как можно больше названий растений).
Вопросы:
- Почему погиб лес, когда вырубили дуплистые деревья?
- Двигаются ли растения и как?
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
- Какую услугу оказывают цветам птицы и насекомые?
- Как определить возраст дерева по спилу пня?
Станция «Зоологическая»
Практическое задание: разложить изображения животных по сообществам.
Вопросы:
- Кто является родственником лисицы?
- Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?
- Зачем поют птицы?
- Почему у пеликана такой клюв?
- Какое животное может бегать по воде?
Станция «Экологическая»
Практическое задание: нарисовать плакат в защиту природы.
Вопросы:
- Назвать основные источники загрязнения атмосферы.
- Каковы последствия загрязнения воды?
- Что должен делать человек, чтобы сохранить исчезающие виды животных и растений?
- Что такое «Красная книга»?
- Назвать несколько исчезающих видов растений или животных.
Изучение вопросов экологии через игру
Станция «В гостях у Айболита»
Практическое задание: Оказание первой помощи.
Вопросы:
- В какой ситуации необходимо мыть руки и почему?
- Назвать привычки, которые вредят здоровью человека.
- Как переходить дорогу, если рядом нет светофора?
- Назвать 5 лекарственных растений и объяснить их свойства.
- Как загрязнение окружающей среды влияет на человека? Привести примеры заболеваний.
Учимся оказывать первую помощь
Станция «Туристическая»
Практическое задание: Найти ошибки в тексте.
Вопросы:
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
- Из-за чего возникают лесные пожары?
- Как правильно собирать грибы?
- Как определить погоду по веткам ели?
- как ориентироваться в лесу?
Станция «Капитанская»
Практическое задание: игра «пойми меня», капитан показывает, а команда должна отгадать.
Слова: Охотник, рыболов, волк, олень.
Станция «Фантазия»
Практическое задание: Игрокам предлагается из различных упаковочных материалов – коробок, банок, бутылок или других видов упаковок – сделать животных, сказочных героев или других каких-либо фантастических героев.
Команда на станции