Урок-исследование по окружающему миру "Генералиссимус и адмирал"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизни А.Суворова и Ф.Ушакова;
  • Дать представление о битвах русских полководцев второй половины 18 века;
  • Воспитывать интерес к прошлому своего народа, гражданственность;
  • Любовь к родине, готовности к защите ее от врагов;

Оборудование:

  • карта "Россия во второй половине 18 века";
  • портреты А. Суворова, Ф.Ушакова;
  • кроссворд, видеофильм "А. Суворов", выставка книг.

Основные понятия: генералиссимус, адмирал, патриотизм.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня чудесный день, мы узнаем много нового и интересного. Пожелаем друг другу хорошего настроения, удачи и успехов.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: Продолжаем знакомиться с историей России, закрепим знания об изученном, а также познакомимся с замечательными русскими полководцами, прославивших Россию.

III. В качестве повторения изученного материала предлагаю вместе разгадать кроссворд:

А)

  1. Императрица, которая по праву заслужила за свою деятельность прозвище Великая. (Екатерина)
  2. Крупнейший музей мира В Петербурге открытие которого состоялось в 1764г. при Екатерина 2 в здании Зимнего дворца. (Эрмитаж)
  3. Период в нашей истории после смерти Петра 1 получил название эпоха дворцовых… (Переворот)
  4. Какая военная сила обеспечила приход к власти в результате переворота Екатерине 1, Елизавете и Екатерине 2. (Гвардия)
  5. Как называли времена правления Анны Иоанновны с 1730 по 1740? (Бироновщина)
  6. Как назывались условия (документы), согласно которым Анна Иоаннов на должна была взойти на российский престол? (Кондиции)
  7. Как называли крестьян, окончательно прикрепленных к земле и помещикам, владевшим этой землей? (Крепостные)
  8. Высшая форма протеста крестьян против крепостного гнете? (Война)
  9. Документ, издавшийся Пугачевым – лжеимператором Петром 3, в котором он даровал свободу и землю. (Манифест)

Учитель: Молодцы, ребята!

Назовите имя лжеимператора Петра3. (Емельян)

Б) В учебнике очень мало говориться о Е. Пугачеве, поэтому Альбина приготовила сообщение о нем

IV. Тема нашего урока "Генералиссимус и адмирал".

Учитель: Что это за звания, и кто их был удостоен, какое это имеет отношение к истории России 18 века?

Из всех русских военачальников прошлого мы особо выделяем генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Он провел 60 боев и сражений, во всех одержал победу. Полководец побеждал любого неприятеля: турок, поляков, пруссаков, французов... Побеждал, как он сам говорил, не числом, а умением. Его войско только в двух-трех случаях численно превосходило противника.

Меньше мы знаем адмирала Федора Федоровича Ушакова. Между тем прославленный Суворов, восхищенный мастерством Ушакова при взятии средиземноморской крепости Корфу, далеко не ради красного словца воскликнул: “Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?”

Суворов и Ушаков жили в одно время, участвовали в одних войнах. Многое в их судьбе было схоже. Оба ни разу не были побеждены, обоих турки из уважительного страха звали пашами: Ушак-паша и Топал-паша (Топал – значит, хромой. Суворов чуть прихрамывал). В конце жизни и генералиссимус и адмирал были отстранены от боевых дел, так как не угодничали перед монархами. Генералиссимус и адмирал одинаково верили в солдат и матросов, знали, что русские могут совершить во имя Родины такие подвиги, какие не под силу другим войскам. Разница заключалась лишь в том, что один водил в сражения пехоту и конницу, другой – корабли. Но и тут тоже было сходство, может быть, самое главное, – и Суворов и Ушаков были военачальниками-новаторами, совершенствовали формы боя, в устоявшиеся правила вносили свои поправки.

А) Рассказ учителя.

…Было это 2 века назад, в 1787 году. Правитель Турции – султан потребовал, чтобы Россия отказалась от присоединенного к ней Крыма и перестала защищать от турок Грузию. Россия не стала выполнять эти требования. И Турция начала войну. В те времена Турецкая империя имела огромную армию и сильный флот. Она захватила многие соседние страны.

В этой войне русскими войсками руководили Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков.

Русские солдаты под командованием А.Суворова разгромили огромное турецкое войско у реки Рымник, взяли неприступную крепость Измаил. Но султан не хотел говорить о мире. Потеряв сухопутную армию – пехоту и конницу, он еще надеялся на свой военный флот. О такой надежде султана знало русское командование. Оно поручило адмиралу Ф.Ф.Ушакову найти в Черном море турецкий флот и уничтожить его.

Берег между Измаилом и Стамбулом принадлежит Турции. Живут там болгары и валахи. На этом берегу есть мыс Калиакрия. У этого мыса эскадра противника Копудан-паши и адмирала Саид-Али остановилась для отдыха. Часть моряков сошла на берег, часть осталась на кораблях.

За восемь месяцев до этого сражения войска Суворова взяли штурмом крепость турок Измаил, запиравшую устье Дуная. Крепость пала после девятичасового боя. С суши ее атаковали пехотинцы, с Дуная корабли гребной флотилии; в море крейсировала эскадра Ушакова, не давая флоту турок помочь осажденным. Год 1791-й снова принес Ушакову блистательную победу. У мыса Калиакрия (северо-восточнее Варны).
Приложение 1.

31 июля 1791г. русская эскадра подошла к болгарскому берегу к мысу Калиакрия. Вот адмирал Ушаков встретился с кораблями противника. Русские матросы – сигнальщики сразу увидели неприятеля. Число турецких кораблей было велико: 18 – линейных, 17 – фрегатов, 43 – легких корабля. Всего 78. В нашей эскадре 39. На каждый корабль Ушакова приходилось 2 корабля противника.

Тем-то и был славен адмирал Федор Федорович Ушаков, что умел побеждать с меньшим числом кораблей. Он побеждал, как говорил Суворов, "не числом, а умением".

Не медля ни минуты, Ушаков повел свою эскадру в узкую полосу воды между берегом и турецкими кораблями. Капудан – паша Гуссейн и адмирал Саид-Али не ожидали такого. Корабли русского флота "выиграли ветер".

Турецкие береговые батареи открыли огонь, но умелые артиллеристы Ушакова меткими залпами разбили их, а затем начала стрельбу по турецким кораблям.

Гуссейн и Саид-Али были ошеломлены случившимся. Они приказали поднимать паруса и рубить якорные канаты. Выбирать якоря, ждать, когда с берега прибегут матросы, нет времени. Надо как можно скорее уходить мористее, чтобы в отдалении построить корабли в линию и принять бой. (Схема Б.)

Схема В показывает нам очень важный период сражения. Большие корабли – и русские, и турецкие – выстроились в линии баталии, как в классическом бою. Ну что ж! Классическое – это не значит, плохое.  В классическом есть резон.  Но чего же тогда достиг Ушаков? У русских наветренное положение перед схваткой, они хозяева боя.

Новые залпы нанесли новые повреждения. И быть бы самому Саиду-Али в плену, но тут два линейных корабля и два фрегата турок, спасая своего адмирала, буквально вклинились между его кораблем и кораблем Ушакова. (Схема Г.)

Ожесточенный бой вели русские со вторым флагманским кораблем неприятеля – вице-адмиральским и с другими кораблями. Те с перебитыми мачтами, с изорванными парусами, с развороченными бортами один за другим выходили из боя. Излюбленный прием Ушакова – удар по флагманским кораблям – привел противника к потере морального духа. К вечеру, разуверившись в своих пашах, потеряв способность к сопротивлению, турецкие корабли смешались в кучу. Началось паническое бегство. Оно изображено на схеме Д.

Султан запросил мира. Сухопутную армию султана разбил А.Суворов, флот был разгромлен Ф.Ушаковым.

В 1799 г. Суворову было присвоено звание:

ГЕНЕРАЛИССИМУС

Учитель: Ребята, кто такой генералиссимус?

ГЕНЕРАЛИССИМУС (от латин. самый главный) – ВЫСШЕЕ ВОИНСКОЕ ЗВАНИЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

А Ушакову:

АДМИРАЛ

АДМИРАЛ (от араб. Амир аль барах – владыка на море) – воинское звание в военно-морских флотах.

Б) Победы русской армии и флота в войнах во 2 половине 18 века продемонстрировали всему миру преимущества военного искусства.

  • А какую цель преследовала Россия в войне с Турцией? (Прочтите текст на странице 67 учебника и ответьте на вопрос.)
  • Кто проявил флотоводческий и полководческий талант в этих войнах? (А.Суворов и Ф.Ушаков.)
  • Что общего в судьбах этих людей? (Оба были славными сыновьями России.)
  • Как вы думаете, о чем мечтали эти люди, выполняя свой долг перед Родиной? (Принесли славу и процветание.)

Просмотр видиофильма об Александре Суворове.

В) Ребята, и Суворов, и Ушаков были патриотами своей родины.

  • Кто такой

ПАТРИОТ

  • А что будет обозначать слово

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris – родина ) – любовь к родине.

Только человек безмерно любящий свою родину, может защитить ее и отдать жизнь за свободу и независимостью.

  • Как вы думаете нас можно назвать патриотами?

(Да. Не обязательно совершит какой-то героический подвиг. Самое главное любить свою Родину, даже то место, где ты родился и живешь.)

Учитель: А.Суворов написал не одну книгу об армии. Сегодня Ангелина нам расскажет о книге "Наука побеждать".

Д) Учитель: Память о Суворове и Ушакове хранят военные традиции армии и флота:

  • Названы улицы и площади.
  • Монументы.
  • Ордена Суворова и Ушакова – за мужество и отвагу в боях ВОВ 1941–1945 гг.

V. Домашнее задание.

  • Читать 67–69.
  • Составить рассказ 1-й вариант о Суворове, 2-й вариант об Ушакове.
  • Творческая тетрадь, стр. 34, № 3.