Цели:
- повторить правила написания буквосочетаний чу-щу;
- закрепить правила написания буквосочетаний ча-ща;
- орфографический тренинг;
- отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ; развить речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки для словарной работы, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок. Мы с вами снова на уроке русского языка, на котором мы будем учиться правильно писать некоторые буквенные сочетания.
II. Минутка чистописания
у, щ – назвать сходство и отличие строчных букв.
Прописать строчку у, щ, обращая особое внимание
на разницу в величине последних элементов букв.
На другой строке прописать пять раз сочетание
букв щу.
III. Словарная работа (орфографический тренинг).
Учитель показывает карточки со словарными
словами, в которых пропущены буквы, ученики
записывают слово в тетрадь, вставляют
пропущенную букву, подчеркивают её, ставят
ударения.
Слова: в..р..бей, д..рога, с..рока, ..зык, ..юнь, ..юль,
щ..вель, т..варищ.
Взаимопроверка (работа в парах).
Дети меняются тетрадями, находят ошибки и
исправляют их.
Фронтальная проверка. Дети называют словарные
слова, букву, которую вставили.
IV. Сообщение темы, цели урока
– Сегодня мы с вами вспомним правила написания буквосочетаний чу-щу, закрепим правила написания буквосочетаний ча-ща, чк,чн, щн, нщ.
1. Послушайте сказку.
Жили-были много лет назад сочетания ча-ща, чу-щу.
Когда их люди нашли, они стали думать и гадать,
как же правильно их писать. Вот и стали
разбираться.
– Давайте и мы с вами разбираться.
– Скажите, ребята ,какие особенности имеют звуки
[ч] и [щ]?
Дети отвечают.
– Звуки [ч] и [щ] – согласные, всегда мягкие,
непарные глухие.
– Правильно, ребята. Эти звуки всегда мягкие и
какие бы гласные звуки мы к ним не подставляли бы,
сочетания будут произноситься мягко. Поэтому
люди решили, что правильнее всего будет так:
Сочетания ча-ща пишем с буквой а.
Сочетания чу-щу пишем с буквой у.
2.
– Давайте составим весёлую запоминалку.
На доске.
В словах пищ.. и свеч..,
Куч.., гущ.., каланч..,
Туч.., дач.. и печ..ть –
Нужно с буквой “…” писать!
Чтобы у нас получилась весёлая запоминалка,
надо вставить пропущенные буквы. Дети поочередно
выходят к доске и вставляют буквы.
Подведём итог работы.
– Как правильно пишутся буквосочетания – ча-ща?
– Дети – с буквой а.
3. А теперь мы с вами составим другую весёлую запоминалку.
Текст на доске.
“Щ..ка, ч..м, ищ.., молч..”, – я слова уч.., уч…
“Ч.. да щ.., щ.. да ч.. ”, – я “пятёрку” получ…
Не стуч.. и не круч.., не ворч.. и не крич..,
А уч.., уч.., уч.. все слова на ч.. и щ..:
“Ч..м, ч..гун, ч..лок, ч..рбак,
Щ..ка, ч..чело, ч..дак”.
Дети вставляют поочерёдно пропущенные буквы.
– Что же у нас получилось?
– Какую букву вы вставили во все эти слова?
Дети отвечают – букву у.
– Какой сделаем вывод?
Дети отвечают.
Сочетания чу-щу пишем с буквой у.
4. Запись слов в тетради под диктовку
Слуховой диктант. Подчеркнуть сочетания ча-ща,
чу-щу.
Печать, часто, чудо, задача, щавель, щука, молчу,
часовщик, чужой, сообщу.
Проверка выполненной работы.
5. Учитель показывает карточки со словами.
– Найдите сочетание букв, которое есть во всех словах каждой карточки.
речка ночной мощный
каменщик
печка прочный хищный
обманщик
девочка
молочный
изящный
шарманщик
Дети называют сочетания: чк, чн, щн, нщ.
– Как вы думаете, как пишутся все эти сочетания?
Дети отвечают:
– Данные сочетания пишутся без ь.
6. Игра “Кто быстрее?”
На партах у учеников карточки для
индивидуальной работы.
Дети вставляют красным карандашом сочетания чк,
чн, щн, нщ.
На карточках записаны следующие слова: ре….а,
све….а, но..ка,було….ая, мо….ый.
Кто выполнит работу, поднять карточку вверх.
Проверка работы.
7. Учитель:
– А теперь, ребята, выполните такое задание. На
все правила, которые мы сегодня повторяли и
вспоминали, запишите по три слова на каждое
правило.
Проверка выполненного задания.
V. Итог урока
– Какие правила мы сегодня повторили и
вспомнили на уроке?
– С какой гласной буквой пишутся буквосочетания
ча-ща? Чу-щу?
– Как пишутся буквосочетания чк, чн, щн, нщ?
VI. Домашнее задание: Упражнение 3, стр. 34.