Современное образование невозможно без применения компьютерных технологий. Конечно, не в каждом кабинете имеются интерактивные доски, но зато в каждой школе есть компьютеры и мультимедийные проекторы. Технологии мультимедиа – эффективное средство при объяснении нового материала, при предъявлении большого объема графических работ и т.д. Применение разнообразных мультимедиа вызывает у учащихся повышенный интерес, усиливает мотивацию учения, формирует умение принятия оптимальных решений из большого числа вариантов, побуждает к исследовательской деятельности.
Давно известно, что учащиеся с трудом решают нестандартные задания, такие как, например, задачи с параметром. Одна из причин – резкий переход от решения стандартных задач к нестандартным задачам.
Для того чтобы ее устранить, надо создавать комбинированные задания, которые позволят успешно перейти к решению нестандартных задач.
Предлагаемый урок-практикум включает в себя такие задачи с демонстрацией мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы MS PowerPoint, где происходит динамичная смена слайдов с изображениями эскизов различных графиков. Постепенное усложнение задач приводит к решению уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр графическим методом.
Несомненная ценность решения нестандартных заданий в том, что ученику нужно глубже вникать в суть задания, выделять главное, учитывать связи между элементами задания. Благодаря этому учебные навыки прививаются быстрее, т.к. мыслительные процессы продуктивны, при этом формируется гибкость ума, мышление переходит от шаблонного к креативному.
Уважаемые коллеги, данный урок-практикум лишь канва, сетка для Ваших собственных творческих идей по заявленной теме. Вы можете выбрать из предложенных заданий различной сложности набор для классов с любой математической подготовкой.
Тип урока: урок-практикум.
Тема урока: графики функций, представляющих сочетание квадратичной функции и модуля.
Цели урока:
- актуализировать имеющиеся знания;
- научиться строить графики функций, полученных сочетанием квадратичной функции и модуля;
- научиться решать графическим методом уравнения с модулем;
- научиться решать графическим методом задания с параметром;
- выступить в роли авторов создания новых заданий;
- развивать культуру взаимного общения, умения внимательно выслушать мнение одноклассников, аргументированно отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, приложение в виде презентации.
Структура урока.
- Подготовительный этап
- Сообщение темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания с целью систематизации ЗУН с использованием информационной техники.
- Постановка задач, коллективное обсуждение и принятие способов решения, практическое выполнение решения.
- Обсуждение полученных результатов, подведение итогов урока.
- Задание творческой домашней работы.
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап
На предыдущих уроках ученики отработали
алгоритм построения квадратичной функции,
научились строить графики функций путем
линейных преобразований.
При подготовке к настоящему уроку ученики должны
были выполнить следующие задания:
а) начертить тонким карандашом на одной координатной плоскости на листах в клеточку эскизы графиков следующих функций:
1. y = x2 и y = – x2;
2. y = x2 – 4x и y = – x2 + 4x;
4. y = x2 – 4x и y = – x2 – 4x;
3. y = – x2 + 4x и y = – x2 – 4x;
5. y = x2 – 4 и y = – (x2 – 4) (в двух экземплярах);
6. y = – 2 x2 + 3;
7. y = 2 x2 + 4x;
8. y = x2 – 2x – 3 и y = x2 + 2x – 3;
При выполнении этой части задания учащихся лучше объединить в пары равных способностей;
б) повторить алгоритм построения графиков
квадратичной функции путем линейных
преобразований, определение и свойства модуля;
в) принести цветные карандаши.
2. Сообщение темы и цели урока-практикума
Работать на уроке лучше парами или небольшими
группами, учащимся хорошо должен быть виден
экран. На уроке чередуется работа за партами и на
экране, чтобы избежать напряжения глаз.
Сообщение темы и цели урока на слайде 1
приложения презентации MS PowerPoint.
(Приложение, слайд 1).
3. Проверка домашнего задания с целью систематизации знаний и умений (Приложение, слайды 2, 3)
а) На двух слайдах в произвольном порядке расположены заданные на дом эскизы графиков квадратичной функции. С помощью анимационных эффектов эскизы появляются на экране. Ученики проверяют свои работы и по очереди объясняют построение.
б) Повторить определение и свойства модуля.
4. Постановка задач, коллективное обсуждение и принятие способов решения, практическое выполнение решения.
(Приложение, слайд
4) Построить графики функций y = – x2 + 4| x | и
y = – x2 – 4| x | на одной координатной
плоскости.
Ученики выдвигают различные варианты
построения. Путем обсуждения приходят к выводу о
том, что построить график функции y = f(| x |)
можно двумя способами: а) используя определение
модуля; б) путем отражения части графика
функции y = f(x), находящегося в правой
полуплоскости, в левую полуплоскость
симметрично оси ординат. На факультативных
занятиях или в 10-11 классах можно вспомнить о
четности функций.
На слайде 4 показано очень подробное построение
обоих графиков.
(Приложение, слайд
5) Построить графики функций y = | x2 + 2x – 3 | и
y = | x2 + 2x – 3 |.
После обсуждения всех версий строим графики
функций y = | x2 + 2x – 3| и y = |x? – 2x –3|.
Предложить половине учащихся построить
графики функций, используя определение модуля, а
другой половине с помощью отражения части
графика функции y = f(x), находящегося в нижней
полуплоскости, в верхнюю полуплоскость
симметрично оси абсцисс. На слайде 5 показано
подробное построение обоих графиков.
(Приложение, слайд
6) Построить график функций y = | x2
– 2|x |– 3|.
Учащиеся могут воспользоваться уже
построенными графиками функций y = | x2 + 2x – 3
|
и y = |x2 – 2x – 3|. Опираясь на выводы первых
двух заданий и используя преобразования,
выполненные на предыдущих построениях, можно
начертить график функции
y = x2 – 2x – 3 на правой полуплоскости, затем
отразить его симметрично оси ординат и еще раз
отразить его симметрично оси абсцисс. На слайде 5
есть подробное построение графика.
На слайде 7 – провокация. Построить
график функции y = x| x | – 4x .
Как правило, ученики применяют алгоритм
построения графика функции y = f(| x |), не
учитывая нечетность функции y = x| x |– 4x . См.
построение графика на слайде.
(Приложение, слайд
8) Построить график функции y = | x |(x –
4) .
Все построенные графики функций состояли из
параболических звеньев. Рассмотрим
примеры построения графиков с
параболическими и прямолинейными звеньями.
Построение следующих графиков выполняем,
используя определение модуля, при этом получаем
графики с параболическими и прямолинейными
звеньями.
(Приложение, слайд
9) Построить график функции y = x (| x
| – x) + 3 .
(Приложение, слайд 10)
Построить график функции y = (x –
| x |) (x + 2)
На следующих примерах ученики знакомятся с еще
одним видом функций – разрывными функциями.
(Приложение, слайды
11-13) Построить графики функций:
,
,
Прежде, чем построить графики, полезно
напомнить о порядке исследования функций,
поговорить об области определения и
существовании их в некоторых точках.
Построение показывает, что поведение функций в
точках разрыва может быть различным. На чертежах
ученики увидят разнообразие точек разрыва. На
слайдах наглядное графическое описание
процесса, заданного формулой функции.
Наконец, рассмотрим простейшие примеры решения
уравнений с параметрами.
(Приложение, слайд 14)
Назовите число корней уравнения в зависимости
от параметра « а ».
Очень важный момент связки задания, которое
ученики уже могут выполнять, с совершенно новым
для них заданием с параметром. Динамичная
картина подробного решения на экране с
остановкой на главных моментах вызывает у
учащихся неподдельный интерес, желание
самостоятельно делать выводы, развивает умение
выделять главное, призывает самих к творческому
процессу.
Предложить учащимся придумать дополнительные
вопросы к заданию.
См. построение графика и решение на слайде
14.
(Приложение, слайд 16)
Ответ на предыдущий вопрос.
(Приложение, слайд 17)
Построить график функции .
Выяснить с помощью построенного графика
функции при каких значениях «а» уравнение будет
иметь наибольшее количество корней.
Предложить учащимся придумать дополнительные
вопросы к заданию. Например:
1. Назовите все значения параметра, при
которых уравнение будет иметь 3 корня.
2. Найдите наибольшее целое значения
параметра «а», при котором уравнение будет
иметь наибольшее количество корней.
5. Обсуждение полученных результатов, подведение итогов урока
- При построении графиков многих функций, в том числе представляющих сочетание квадратичной функции и модуля, можно избежать сложной процедуры их исследования, используя ряд методов, облегчающих построение их графиков.
- По начерченному графику функции можно описать свойства данной функции.
- Некоторые графики функций описывают реальные физические процессы.
- Появилась возможность решать графическим методом задания с параметром.
- Рассматриваемые приёмы можно применять не только к квадратичным функциям, но и к линейным, показательным, логарифмическим и др. функциям.
6. Задание творческой домашней работы
(Приложение, слайд 16) На слайде творческие домашние задания по теме урока. Поощрять выполнение в электронном виде.
Литература:
- Я.С. Фельдман, А. Я. Жаржевский. Математика. Решение задач с модулями. Санкт-Петербург 1997.
- А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике. Харьков 1995г.